Журнал «Метод», № 2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Основные направления реформы системы государственного управления в современной России

О проблемах государственного управления рассказывает профессор Станислав Прокофьев

Станислав Прокофьев
29.05.2019

СТАНИСЛАВ ПРОКОФЬЕВ, заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, доктор экономических наук.

«Метод» № 2 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Один из самых серьезных вызовов с точки зрения необходимости ускорения темпов экономического роста в России, улучшения качества жизни ее граждан — проблемы государственного управления. Поэтому вопросы совершенствования этой системы являются предметом постоянных дискуссий ученых и практиков в данной сфере.

Цифровизация госуправления

В нашей стране реформа государственного управления (ГУ) продолжается уже без малого 20 лет. Сделано и достигнуто немало. Это, к примеру, и внедрение программно-целевого и проектного методов управления, и формирование новой трехуровневой модели организации государственного управления, и принятие федерального закона, давшего импульс к развитию различных организационно-правовых форм учреждений, и многие другие новации (таблица).

таблица. Основные этапы и направления реформы системы государственного и муниципального управления

 

СРОКИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1-й этап: разработка и утверждение основных документов, анализ функций и начало реорганизации ФОИВ

2000–2004

Проведен анализ функций ФОИВ, подготовлены и частично реализованы предложения по устранению избыточных и дублирующих функций и проведена реорганизация ФОИВ.

Подготовлены предложения по реорганизации сети организаций, подведомственных ФОИВ

2-й этап: начало институциональных реформ, регламентация мер ответственности государственных и муниципальных служащих, перенос административной реформы на региональный уровень, начало автоматизации процессов управления

2004–2006

Завершение «инерционной работы», перенос акцента со структурных преобразований на реформирование содержания и внутренних механизмов деятельности ФОИВ всех уровней.

Синхронизация административной реформы с бюджетной реформой

3-й этап: ориентация на сервисное администрирование

2006–2008

Реформирование на основе распоряжения Правительства РФ «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах». Постановлениями Правительства РФ закреплены принципы административной реформы, применяемые для взаимодействия и организации деятельности ФОИВ, утверждены типовые регламенты внутренней организации федеральных органов исполнительной власти

4-й этап: развитие системы государственной службы Российской Федерации

2009–2013

Формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой.

Внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы.

Повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих

5-й этап: внедрение программного управления

2010–

Внедрение инструментария эффективного и результативного государственного управления (государственные и ведомственные программы)

6-й этап: внедрение проектного управления

2016–

Внедрение инструментария проектного управления (проектные офисы, национальные проекты)

 

 

Одно из ключевых достижений начальной фазы реформы ГУ — цифровизация, осуществляемая в первую очередь в сфере оказания государственных услуг. Важно, что эти позитивные изменения отмечают сами граждане страны. Удовлетворенность со стороны населения качеством новых форматов госуслуг, которые предоставляются в электронном виде, по материалам социологических исследований превышает 80%. Также были разработаны и успешно функционируют ключевые государственные информационные системы (рисунок 1).

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.