Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

«Цели конкретны, измеримы, достижимы и актуальны»

Интервью Максима Папушенко, министра экономического развития Ростовской области

02.04.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Социально-экономическая жизнь субъектов Российской Федерации тесно связана с такими инструментами, как федеральные целевые и адресные программы, национальные приоритетные проекты, формирование правовой базы. Как усовершенствовать управленческие подходы к их реализации, повысить эффективность, синхронизировать их со стратегиями социально-экономического развития своего региона, журналу «Метод» рассказал министр экономического развития Ростовской об­ласти Максим Папушенко.

— Максим Валерьевич, имеется ли у Ростовской области своя стратегия социально-экономического развития? В чем ее особенности?

— Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2018 года № 864. Она направлена на повышение качества жизни населения Ростовской области.

Если говорить о ее особенностях, то в отличие от ранее разрабатываемых стратегических документов, ограничивающихся вопросами общего целеполагания, в Стратегии-2030 все цели разработаны на основе СМАРТ-принципа. Это означает, что цели стратегии конкретны, измеримы, достижимы, актуальны, имеют реальные сроки. Каждая цель количественно зафиксирована системой индикаторов, определены стратегические задачи, проектные инициативы и ответственные за их достижение.

Еще одной особенностью является то, что стратегия разрабатывалась «собственными силами» региона. Министерству экономического развития Ростовской области была отведена роль проектного офиса по разработке стратегии. В результате сформирована «команда изменений» из тех, кто участвовал в разработке стратегии и через себя пропустил каждую идею, каждую цифру и слово. Отдельным направлением стало организованное и успешно функционирующее по настоящее время Ростовское форсайт-движение.

— Как и кем осуществляется ресурсное обеспечение стратегии развития Ростовской области? Есть ли сложности и в чем они заключаются?

— Средства для финансирования программных мероприятий, включенных в План реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, предусмотрены в рамках действующих государственных программ Ростовской области.

Для реализации проектных инициатив стратегии будут задействованы бюджетные и внебюджетные финансовые ресурсы.

Решение вопросов социальной политики преимущественно финансово обеспечивается из регионального бюджета.

Для стимулирования деловой активности в приоритетных отраслях и полюсах роста Ростовской области созданы механизмы поддержки предпринимательской инициативы в виде субсидий, налоговых льгот, льготного кредитования, предоставления земельных участков и так далее, которые направлены на рост доли частных вложений в проектном портфеле стратегических инициатив Ростовской области.

Ведущая инициатива при формировании ресурсного обеспечения Стратегии-2030 принадлежит министерствам и ведомствам Ростовской области как главным распорядителям бюджетных средств, которые ориентированы в пределах своих полномочий на поиск и привлечение дополнительных ресурсов, в том числе средств федерального бюджета и частных инвесторов.

Проблемы ресурсной ограниченности реализации стратегических инициатив Ростовской области преодолеваются на основе формирования и строгого следования приоритетам, то есть концентрации бюджетных расходов и частных финансовых инициатив на ключевых направлениях регионального развития.

На реализацию государственных программ Ростовской области в 2019–2030 годах в областном бюджете предусмотрено порядка 1,7 триллиона рублей.

Общий объем частных инвестиций в основной капитал к 2030 году, по оценке, должен составить 808,7 миллиарда рублей.

— Существует ли нормативная модель стратегического планирования на уровне области и как она выглядит?

— Нормативная модель стратегического планирования Ростовской области представлена различными правовыми документами. Среди них — Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», закон прямого действия, в том числе для областного и муниципального уровней. Есть также областной Закон от 20 октября 2015 года № 416-ЗС «О стратегическом планировании в Ростовской области».

Существуют порядки по разработке, корректировке, мониторингу и контролю реализации документов стратегического планирования. В частности, прогнозов социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, бюджетного прогноза на долгосрочный период, стратегии социально-экономического развития Ростовской области и плана мероприятий по ее реализации, схемы территориального планирования, государственных программ Ростовской области.

Важным является и порядок подготовки ежегодного отчета губернатора Ростовской области о результатах деятельности правительства, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным собранием.

На муниципальном уровне в рамках исполнения рекомендации Правительства Ростовской области во всех 55 муниципальных образованиях приняты необходимые муниципальные правовые акты по всем документам стратегического планирования.

— Есть ли взаимосвязь программного и проектного подходов в реализации госпрограмм и нацпроектов между федеральным уровнем и уровнем субъекта РФ? В чем ее суть на примере Ростовской области?

— Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 года № 1242 утверждены правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, основанные на принципах проектного управления.

На региональном уровне в целях внедрения в государственные программы Ростовской области механизма проектного управления в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области, утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 10 января 2018 года № 1, внесены изменения в части обеспечения возможности включения в состав государственных программ приоритетных основных мероприятий. Указанные мероприятия входят в состав региональных проектов, паспорта которых должны быть утверждены Советом по проектному управлению при губернаторе Ростовской области, либо проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ).

Таким образом, на территории Ростовской области предусмотрена возможность внедрения принципа проектного управления во все действующие государственные программы.

— Внедряется ли проектное управление в государственные программы в регионе и каковы результаты сегодня?

— В целях реализации указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Ростовской области в 2018 году утверждено 48 паспортов региональных проектов: «Демография» — 5, «Здравоохранение» — 8, «Образование» — 8, «Жилье и городская среда» — 4, «Экология» — 5, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 1, «Производительность труда и поддержка занятости» — 3, «Цифровая экономика» — 2, «Культура» — 3, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 5, «Международная кооперация и экспорт» — 4.

На сегодняшний день все региональные проекты внедрены в те государственные программы Ростовской области, в рамках которых предусмотрена их реализация.

Вопросы, связанные с разработкой и реализацией региональных проектов, рассматриваются на Совете по проектному управлению при губернаторе Ростовской области.

— Можно ли уже назвать самые актуальные проблемы проектного управления и как их необходимо решать?

— В оперативном плане есть ряд задач по развитию подходов проектного управления. Прежде всего это вовлечение муниципалитетов в проектную работу.

У Ростовской области есть положительные примеры вовлечения органов местного самоуправления в проектную деятельность путем развития образовательных программ для управленческих команд, организации взаимодействия с институтами развития: АСИ, фондами, РАНХиГС, «Сколково».

В рамках обозначенных направлений должное внимание уделяется кадровой подготовке управленческих кадров развития моногородов. В рамках взаимодействия между правительством области и Фондом развития моногородов в 2016— 2017 годах команды Гуково, Донецка и Зверево прошли обучение управлению проектами развития моногородов.

Команда Донецка прошла обучение в Москве на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в период с 14 ноября по 26 декабря 2016 года. Ею сформирована программа развития своего города «Агломерация моногородов «Донское кольцо», получен Гран-при за лучший проект.

Команды моногородов Гуково и Зверево завершили обучение 26 мая 2017 года с успешной защитой проектов. Проект команды Гуково был отмечен как самый креативный.

В сентябре 2018 года проектная команда Ростовской области по итогам участия в образовательной программе «Развитие региональных команд» была признана лучшей и завоевала Гран-при, представив проект «Ростов-на-Дону — первый мегаполис Юга России».

Донской регион второй год подряд завоевывает Гран-при образовательной программы. По итогам участия в 2017 году команда Ростовской области победила с проектом «Система межагломерационного железнодорожного сообщения „Донской экспресс“», который в настоящее время включен в Стратегию социально- экономического развития Ростовской области до 2030 года.

Напомним, что образовательная программа реализуется по поручению Президента России Владимира Путина с 2016 года на площадке РАНХиГС совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». В 2018 году число регионов-участников стало рекордным. Целью образовательной программы является повышение уровня командного взаимодействия и обмен российскими и международными практиками улучшения инвестиционного климата в регионах.

В 2018 году в Ростовской области осуществлялось формирование Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. Подход проектной команды Ростовской области по разработке данного документа отмечен на Всероссийском конкурсе лучших практик открытого правительства в номинации «Лучшая инициатива в области создания механизмов вовлечения гражданского общества в работу органов государственной власти».

— Как сегодня в целом в регионе осуществляется реализация нацпроектов и госпрограмм?

— Принципы проектного управления внедрены в действующие госпрограммы. Цели, задачи и показатели государственных программ синхронизированы со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года и региональными проектами. Об итогах реализации в текущем году госпрограмм, учитывающих принципы проектного управления, можно будет говорить по результатам оценки эффективности госпрограмм по итогам 2019 года.

Подготовил ДМИТРИЙ ГНАТЕНКО

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.