Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

«Проекты внедряются не ради цифр, а ради людей»

О реализации программ по спорту и туризму - в интервью председателя Комитета ГД Михаила Дегтярева

03.04.2019

«Метод» № 2 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Реализация федеральных целевых программ на региональном уровне является важнейшим фактором развития страны во всех сферах ее жизни и деятельности. Это касается и таких отраслей, как спорт и туризм.

О той работе, которая проводится сегодня по мониторингу исполнения ФЦП в этих направлениях, о расходовании бюджетных средств, выделяемых на это регионам, о главных проблемах реализации федеральных программ и о многом другом нам рассказал председатель Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев.

— Какие федеральные целевые программы реализуются в сферах спорта и туризма, что влияет на развитие этих отраслей в России?

— На сегодняшний день в России действует ряд программ, направленных на развитие спортивной и туристической отраслей. В сфере туризма утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019–2025 годы)» с финансированием в размере около 70 миллиардов рублей и государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы«. На развитие спорта направлена федеральная программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» внутри национального проекта «Демография», проект «Спорт — норма жизни».

Принимаемые государством меры приносят реальные результаты. Ежегодно растет доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. По итогам 2017 года эта цифра составила 48 миллионов человек, или 36,8 процента населения, в 2016 году она составляла 34,2 процента. Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями за пять лет почти удвоился.

Большой импульс развитию спорта в России дают крупные международные спортивные соревнования: зимние Олимпийские игры — 2014, Кубок конфедераций ФИФА — 2017, чемпионат мира по футболу — 2018. В марте Красноярск принимал всемирные студенческо-молодежные спортивные соревнования — зимнюю Универсиаду-2019. Наследие в виде спортивной, туристической, транспортной инфраструктуры долгие годы будет служить на пользу нашим гражданам.

Туристическую отрасль ждет модернизация. Реформирование уже началось. Ростуризм из Министерства культуры передан в ведение Министерства экономического развития РФ. Мы поддерживаем меры, которые принимаются руководством страны для развития туризма, они имеют стратегически важное значение. Ключевым здесь становится усиление административных функций на государственном уровне.

Вклад туристической индустрии в мировой продукт — 11 процентов, в России этот показатель составляет лишь 3,5 процента. С нашей природой, культурным наследием и гостеприимными людьми это ничтожно мало и не отвечает нашим интересам. В России замечательные условия для развития въездного туризма. Мы готовы принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год, а вместе с тем привлекать колоссальные деньги в сферу гостеприимства. Для достижения целевых показателей необходим мощный рывок в отрасли: усиление контроля над расходованием бюджетных средств, эффективной реализацией туристической ФЦП и национальных проектов, внедрение цифровых технологий, развитие конкурентоспособности, рост инвестиционной привлекательности.

В феврале 2019 года Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию озвучил поручение о расширении применения электронных виз в России. Предложение является продолжением стратегии по увеличению несырьевого экспорта на 100 миллиардов долларов в год. Упрощение процедуры въезда в Россию привлечет иностранных туристов, которые оставят в наших отелях, ресторанах, музеях, сфере транспорта свои доллары, юани, евро, динары и другие валюты.

Государственная политика, направленная на развитие туризма, связана также с его глубоким идеологическим значением. Въездной туризм лечит от русофобии. Внутренний — является лекарством от ксенофобии. Если вы приехали к соседу, увидели, что он любит Россию не меньше вас, то, вернувшись обратно, вы будете также уважать соседа и проявлять свое гостеприимство.

— Ведется ли комитетом мониторинг эффективности реализации ФЦП в регионах?

— Комитет проводит большую работу по мониторингу исполнения ФЦП по туризму и спорту, расходования бюджетных средств, выделяемых регионам. К сожалению, в некоторых субъектах мы отмечаем низкую эффективность реализации, и нередко наши заседания заканчиваются обращениями в Генпрокуратуру, Следственный комитет России, в Счетную палату и другие инстанции.

Например, в целях создания крупных туристических кластеров в Бурятии, Карелии, Севастополе, Алтайском и Ставропольском краях и Новгороде из федерального бюджета были выделены субсидии на сотни миллионов рублей. Но каков результат? Инфраструктурные объекты, на которые эти деньги выделялись, или недостроены, или сроки реализации программ перенесены, или запланированный объем инвестиций не привлечен. В лучшем случае органы государственной власти субъектов частично возвращают выделенные им средства, мотивируя это невозможностью выполнения программ по различным причинам. Такой вариант нельзя назвать удовлетворительным, ведь пока происходят все эти межбюджетные трансферты, уходит время. И хотя формально финансовых потерь в таком случае нет, но проходят месяцы и годы, а граждане так и не получают объекты инфраструктуры и сооружения, в которых нуждаются, отсутствует улучшение качества туристических услуг. Любые государственные программы и проекты внедряются не ради цифр на счетах в казначействе, а ради людей. И мы не должны об этом забывать.

В 2019–2021 годах на продолжение программы развития туризма в субъектах будет выделен 21 миллиард рублей. Регионы, которые не справились с задачами, поставленными до 2018 года, нарушили сроки, не достроили объекты, не должны претендовать на очередные миллиардные субсидии. Повторное выделение средств мы будем пресекать в процессе согласования бюджетной росписи на заседании комитета.

То же касается и ФЦП в сфере спорта. Так, например, в 2017–2018 годах Минспортом России Республике Карелия предоставлена субсидия из федерального бюджета на реконструкцию универсальной загородной учебно-тренировочной базы в размере более 62 миллионов рублей, срок ввода объекта в эксплуатацию был установлен на декабрь 2017 года. На дворе март 2019-го, а базы до сих пор нет. Конечно, депутаты взяли на контроль данную ситуацию. Мы понимаем важность обеспечения доступности спортивной инфраструктуры в каждом уголке нашей страны. Сейчас речь идет о гребной базе. Это не самый крупный объект, однако для местных жителей, детей он имеет большое значение. Только так, без задержек вводя в эксплуатацию спортивные площадки в малых городах по всей России, мы сможем выполнить поставленную перед нами Президентом России задачу — к 2024 году 55 процентов граждан страны должны систематически заниматься физической культурой и спортом.

— Какие инфраструктурные объекты появляются в стране в ходе реализации ФЦП? Удалось ли сделать программы эффективным инструментом в работе с инвесторами?

— Федеральные бюджетные средства, как правило, идут на строительство обеспечивающей инфраструктуры. Это автомобильные дороги, транспортные развязки, проведение линий электропередачи, реконструкция набережных, береговых укреплений, благоустройство территорий. Деньги инвесторов идут на возведение окупаемых в течение времени объектов туристической и спортивной инфраструктуры: отели, гостиницы, дома отдыха, торговые центры, кемпинги, медицинские центры, стадионы, бассейны.

WUkazan_2.jpg

Многие проекты, реализуемые в рамках ФЦП, существенно стимулируют частных инвесторов к увеличению объема средств, вкладываемых в сферу туризма и спорта. Хороший пример — это туристско-рекреационный кластер «Эко-курорт Кавминводы» в Ставропольском крае. В ходе создания туристического кластера привлечено 1,2 миллиарда рублей от частных инвесторов. Объем инвестиций даже превысил изначально запланированный, составив 111,2 процента плана. Этот позитивный опыт нужно использовать и в других регионах при реализации государственных программ.

— По вашей оценке, с какими главными сложностями приходится сталкиваться при реализации соответствующих федеральных программ? Нужно ли еще менять отношение, менталитет региональных чиновников, прежде всего губернаторов?

— Главной проблемой реализации федеральных программ остается неэффективное использование выделяемых средств на местах. Какие бы планы ни разрабатывались на федеральном уровне, реальных результатов невозможно добиться, если региональные чиновники, и в первую очередь губернаторы, не будут должным образом контролировать процесс. Главы субъектов сами ходатайствуют о выделении им субсидий, а потом не справляются с выполнением планов в срок и освоением бюджетных средств.

Среди часто встречающихся причин задержек строительства — длительность конкурсной процедуры отбора подрядчиков, нарушения этой процедуры, задержка сроков со стороны подрядчиков, изменение категории назначения земель, на которых ведутся работы, и другие факторы.

Важно понимать, что получение федеральной субсидии — это большая ответственность не только перед государством, но и перед людьми. Наша главная цель — добиться улучшения качества жизни граждан, чтобы каждый рубль дошел до адресата.

Подготовил Валентин Усачев


Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.