22 апреля 2021 г

Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Александр Дзасохов: «Нельзя пасовать перед трудностями»

Государственный деятель и дипломат отмечает 85-летний юбилей

04.04.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

В апреле свой 85-летний юбилей отмечает Александр Дзасохов — государственный деятель и дипломат, чья политическая биография изобилует интересными и важными главами: член президиума Верховного Совета СССР и политбюро ЦК, президент Северной Осетии, член Совета Федерации, депутат Госдумы, посол СССР в Сирийской Республике... По его собственным словам, на пенсию после такого не выходят. Мы поговорили с Александром Дзасоховым о его видении современных внешнеполитических и внутрироссийских проблем.

— Александр Сергеевич, за годы работы на различных постах у вас сложились хорошие отношения со многими политиками, в том числе с коллегами — руководителями северокавказских республик. Если говорить о «кодексе ответственности» кавказских политических лидеров, что бы вы в него включили? Какие их качества наиболее важны для кавказского региона?

— Эхо распада Советского Союза громче всего отозвалось именно на Кавказе. В этих сложных обстоятельствах геополитическая конструкция большого Кавказа подтвердила свою уязвимость и одновременно показала ключевое значение региона для всей России. На поверхность вышли все старые обиды, пробудились спящие вулканы этнических неурядиц. Образно говоря, на стыке веков на большом Кавказе конфликтов стало больше, чем горных вершин. Те из нас, кто начинал свою политическую биографию на Кавказе и в разное время занимал в Москве высокие кремлевские должности, не могли устоять перед притяжением Родины. Гейдар Алиев, Эдуард Шеварднадзе и я — каждый из нас принял решение вернуться туда, где его корни.

Что касается именно Северного Кавказа, то в 90-е годы он стоял у края пропасти. Сепаратизм был реальной угрозой территориальной целостности России. Историки в будущем напишут, что поколение кавказских политиков прошло сложные испытания: каждый из них перед лицом этих беспрецедентных вызовов должен был обладать качествами государственника, защитника общероссийских интересов и вместе с тем охранять ценности народов национальных республик. Мы ясно представляли несовместимость идеологии сепаратизма со стратегическими интересами народов, составляющих Российскую Федерацию. Именно поэтому руководители регионов Юга России посетили в это чрезвычайно напряженное время (в апреле 1998 года) Грозный, точнее, Ханкалу, тем самым продемонстрировав, что мы отвергаем радикализм и сепаратизм. Одновременно это было подтверждением того, что чеченский народ является одним из братских народов России и Северного Кавказа.

Время требовало от каждого из нас, руководителей северо-кавказских регионов, брать на себя ответственность, формировать доверительные отношения между собой, демонстрировать народам наше единство и близость подходов к преодолению возникающих трудностей.

— Российский федерализм пережил разные этапы — от существенной децентрализации в 1990-е годы к выстраиванию вертикали власти в 2000-е. На ваш взгляд, каким должен быть следующий этап в развитии системы федеративных отношений?

— В 90-е годы лозунг «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить» привел к тому, что Россия на какой-то период — к счастью, короткий — оказалась рыхлым государством, напоминающим даже не федерацию, а конфедеративное образование. В то время десятки конституционных положений, содержащихся в новых основных законах субъектов Российской Федерации, противоречили федеральной Конституции. С приходом к руководству страной Владимира Путина начался исключительно важный этап ревизии этих норм.

Серьезные, мешающие утверждению государственности России положения содержались в основных законах субъектов не только Северного Кавказа, но и Поволжья, Урала и даже Дальнего Востока. Системная работа по согласованию базовых позиций региональных конституций с общероссийской заняла более двух лет — это целая эпоха восстановления правового фундамента федеративного государства.

В этом процессе было крайне важно сохранить особенности национальных республик. Взаимодействие между федеральными и республиканскими органами власти было непростым, часто требовались долгие и порой острые дискуссии для того, чтобы в итоге найти правильные формулировки. Считаю, в конечном счете это удалось.

Сегодня вопрос о совершенствовании принципов федерализма остается на повестке дня. Настало время позаботиться о поиске более эффективных долгосрочных конструкций российского федерализма. В целом необходимо ориентироваться на более активное делегирование прав и полномочий субъектам РФ — как в сфере решения социальных вопросов, так и в области проведения экономической политики. Что касается национальных республик, то нужно самым внимательным образом подойти к вопросам сохранения языка, традиций, культуры, национальных особенностей.

— В России оформилось расслоение между регионами по экономическому потенциалу, бюджетной обеспеченности и в конечном итоге по уровню жизни. Разрыв Москва — регионы уже приобретает политическое звучание. Какие федеральные меры должны быть предприняты, чтобы сгладить эту проблему?

— Существуют совершенно очевидные возможности для выравнивания финансового положения субъектов Федерации. Самый короткий путь — более равномерно распределить по стране головные офисы крупных корпораций и банковских структур, прежде всего государственных. Это дало бы дополнительные налоговые поступления в бюджеты регионов, создало новые рабочие места.

К слову, за годы существования Российской Федерации налоговая политика часто менялась. Еще в начале 2000-х годов налоговые доходы делились между федеральным бюджетом и регионами примерно поровну. Однако чем дальше, тем сильнее федеральная доля «пирога» увеличивалась, дойдя в итоге едва ли не до 80 процентов. Необходимо поднять вопрос о более справедливом разделении налоговых поступлений.

— Вас многое связывает с Сирийской Арабской Республикой. Вы были послом в этой стране, поддерживали дружеские отношения с Хафезом Асадом. На ваш взгляд, какие ошибки, допущенные после эпохи Хафеза Асада, стали фактором внутриполитического кризиса и поставили под угрозу само существование страны?

— Сирия является перекрестком цивилизаций. Это место, где сосуществуют разные религии, где веками гармонично живут различные этносы. Сирия — одна из колыбелей православия и одновременно важный центр ислама. Так что Сирия принадлежит не только народу этой страны, но и всему миру, ведь это место, где зарождались важнейшие для человечества духовные ценности.

Вряд ли есть основания говорить об ошибках Башара аль-Асада. Придя на смену своему отцу — выдающемуся политику и государственному деятелю ХХ века, он выбрал правильную линию. Как человек с хорошим западным образованием, он широко смотрел на положение своей страны в мире и взял курс на сотрудничество Сирии с другими странами, в том числе европейскими. Эта новая линия не была воспринята в консервативных обществах арабского мира. Стремление нового президента сохранить светское государство и культурное многообразие вызывало отторжение у ортодоксов. Не случайно так называемое Исламское государство (Запрещенная в России международная террористическая организация) сосредоточило свои разрушительные усилия именно на Сирии.

Башар, унаследовавший качества отца — твердый характер, выдержку, стремление опираться на народ, — выстоял перед этими вызовами. Теперь при решающей роли России важно развить успех и обеспечить территориальную целостность страны. Только так Сирия сохранит важную роль на Ближнем Востоке и в общеарабских делах.

Задача непростая, но можно вспомнить ситуацию пятилетней давности, когда Дамаск фактически находился на осадном положении, и сравнить с нынешней, когда террористические организации почти вытеснены из страны. России важно мобилизовать свои возможности и возможности международного сообщества для сохранения целостности и суверенитета Сирии, что она и делает.

— Сумеют ли Россия и Иран, рассматривающий Сирию как зону своего влияния, сохранить общность подходов к ее развитию в будущем?

— Совместные усилия Москвы, Тегерана и Анкары играют исключительно важную роль в окончательной ликвидации ИГИЛ (Запрещенная в России международная террористическая организация). Позже встанут другие вопросы, касающиеся, например, восстановления инфраструктуры страны или реинтеграции Дамаска в Лигу арабских государств. Здесь могут возникнуть несовпадающие позиции, непростые в политическом и стратегическом смыслах проблемы, но все они поддаются решению дипломатическими методами. Тем более что у нас большой опыт сотрудничества как с Ираном, так и с Турцией по широкому кругу вопросов.

В феврале 2019 года за большой вклад в реализацию внешнеполитического курса России и многолетнюю добросовестную государственную службу Александр Дзасохов был награжден орденом Александра Невского

— Хотелось бы поговорить о закавказских странах. Разумеется, их политические системы развиваются, эти государства пытаются найти свое место в системе международных отношений. По вашей оценке, что эта эволюция сулит российским интересам в регионе?

— Большой Кавказ, как никакой другой регион, нуждается в восстановлении многостороннего сотрудничества. Его геополитическая конфигурация изменилась, возникло два новых, хотя и частично признанных государства — Южная Осетия и Абхазия. Российская Федерация осуществляет масштабное сотрудничество с ними. Политический и экономический потенциал региона не может быть реализован в отсутствие нормальных многосторонних связей. Двусторонние отношения между Москвой и Баку, с одной стороны, и Москвой и Ереваном, с другой, — насыщенные и динамично развиваются. Грузия же настойчиво пытается уйти под «зонтик» НАТО и стать частью этой организации.

Такая односторонняя позиция, не учитывающая геополитические реалии, создает серьезные проблемы и препятствует поиску многостороннего механизма для решения общекавказских вопросов, которых накопилось очень много. Я имею в виду не только неурегулированные конфликты — например, Карабахский, — но и различие в подходах к развитию общекавказской инфраструктуры. В частности, транспортных артерий: железной дороги через Абхазию, дороги из Армении через Грузию и Южную Осетию. Все это сковывает экономические возможности региона.

Речь идет о совместных, коллективных усилиях государств этого региона. Гейдар Алиев еще в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ выдвинул идею подготовки договора для кавказского региона, некоего аналога Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. Проект вызвал большой интерес, но он так и не был реализован, как и иные аналогичные проекты, предложенные другими государствами. С моей точки зрения, лучшее решение заключалось бы в том, чтобы Россия и другие кавказские государства стали инициаторами и ядром формирования проекта безопасности на Кавказе. И уже на втором этапе, после достижения согласия между ними, можно будет думать о соответствующих договоренностях и формах взаимодействия с сопредельными государствами — Турцией, Ираном, странами Европейского союза.

— Открываются ли с приходом нового главы Грузии Саломе Зурабишвили какие-то новые возможности для урегулирования отношений России, Южной Осетии и Грузии?

— Основатель правящей партии Бидзина Иванишвили и его соратники отмежевались от времени президентства Михаила Саакашвили. Вместе с тем Тбилиси не выдвинул каких-то свежих предложений по выстраиванию отношений с Россией, хотя народы наших стран поддерживают активные культурные и туристические связи.

Многие придавали особое значение приходу на должность президента Грузии Саломе Зурабишвили, рассчитывая на ее европейский дипломатический опыт. Время покажет. Пока она в своих заявлениях не дала никаких сигналов о том, что Грузия намерена взять курс на поиск добрососедских отношений с Россией.

Сейчас очень важно сохранить существующий формат регулярных контактов между министерствами иностранных дел наших стран. Эти консультации дают свои плоды. Но, повторюсь, до тех пор пока официальный Тбилиси будет делать ставку на вступление в НАТО, найти основу для конструктивного сотрудничества будет сложно.

— Вы отдали много лет работе в комсомоле. В эпоху СССР эта организация имела важную функцию подготовки новых политических кадров. Каково ваше мнение о современных молодежных политических организациях?

— Недавно в России и некоторых других постсоветских странах отмечалось столетие комсомола. В дни юбилея справедливо говорилось о том, какую большую роль сыграл комсомол в истории страны, в том числе как инициатор и активный участник крупнейших проектов: освоения целины, строительства БАМа, десятков комсомольских строек. Комсомол выполнял далеко не только идеологическую функцию: он помогал воспитанию молодых людей в первую очередь как граждан. Позже они приходили на серьезные государственные должности и на местах, и в центре. Комсомол активно поддерживал и молодых творческих личностей — Пахмутову, Добронравова, Кобзона, Синявскую, Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину и многих других.

40.png
Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура и Александр Дзасохов во Владикавказе. 2003 г.

Конечно, следовало бы перенять то лучшее, что было в прошлом нашей страны, и активнее востребовать потенциал молодежи. Но для этого нужна политическая воля, нужно замечать инициативы, идущие снизу. Пока не могу сказать, что у нас сформированы достаточно авторитетные молодежные организации, хотя время требует этого.

— Чем вы живете сегодня? Какие направления внутрироссийской и внешней политики находятся в сфере вашего внимания?

— Люди, проработавшие десятилетия в политике, обычно не уходят на пенсию. Я очень внимательно слежу за всей сферой международных отношений, на экспертном уровне участвую в различных публичных и закрытых дискуссиях в формате ситуационного анализа. После осложнения ситуации в Сирии я осознанно взял на себя ответственность возглавить Общество российско-сирийской дружбы. В рамках этого общества мы взаимодействуем практически со всеми сирийскими делегациями, прибывающими в Россию, и нашими, направляющимися в Сирию. Расширение гуманитарных, культурных связей идет именно через Общество российско-сирийской дружбы. Поскольку на первый план вышли политические вопросы, мы стали одной из площадок по выработке рекомендаций для отечественной дипломатии.

Я давно связан с деятельностью ЮНЕСКО и многие годы являюсь заместителем председателя Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Комиссию возглавляет лично министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, что совершенно правильно, учитывая важность программных задач этой организации в области культуры, образования и науки. Также на общественных началах я являюсь вице-президентом Российского совета по международным делам.

Но сколько бы у меня ни было дел, связанных с внешней политикой, мои чувства и мысли всегда связаны с родиной. Так было и раньше, когда я надолго уезжал за границу на дипломатическую работу. Два-три раза в год я обязательно приезжаю домой в Северную и Южную Осетию.

— Период вашего руководства Северной Осетией пришелся на сложное время: Вторая чеченская война, экономический кризис, волна терроризма. Удавалось ли в таких условиях комплексно подходить к развитию республики?

— Время для работы действительно было очень сложным. Но ни в коем случае нельзя было закрываться, замыкать свое внимание только на этих проблемах. Задачу своей команды я видел в том, чтобы сохранить лицо Осетии как республики с высоким уровнем культуры, интересом к образованию, уважением к собственным традициям. Несмотря ни на что, мы находили возможность проводить крупные культурные, спортивные, образовательные мероприятия. Это многих удивляло.

Подчеркну: не было ни одного народного артиста СССР, кто бы в те сложные годы ни побывал в Осетии. Мы с большим успехом проводили кинофестивали с участием самых талантливых кинорежиссеров и актеров нашей страны. Создали традицию проведения фестивалей драматических театров сначала со всего Кавказа, а потом и со всей России — они получили название «Сцена без границ». В этот трудный (в том числе и с финансовой точки зрения) период многое было сделано для того, чтобы Владикавказ выглядел как столица, как исторический город.

Перед трудностями нельзя пасовать. Во что бы то ни стало нужно сохранить все то, что свойственно нашим людям — культуру, духовность, тягу к образованию, интерес к технической мысли. Любой успех многонационального народа Осетии в этих областях меня очень радует, потому что я сам всегда уделял им большое внимание.

Подготовил Марк ЦУЦИЕВ

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.