Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Цифровая трансформация: стратегия, кадры, кейсы

«Метод» поговорил с директором по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александром Зориным

01.04.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

«Метод» обсудил цифровую трансформацию в субъектах РФ и муниципалитетах с директором по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александром Зориным. Проблемы этого процесса, на каком уровне должны быть сосредоточены цифровые компетенции, где готовить региональные управленческие команды — вот неполный список вопросов, о которых мы говорили.

— Майский указ Президента России содержит в том числе и цели по цифровизации экономики. Какова роль региональных властей в этом процессе, как в связи с его принятием меняются их функции?

— Давайте я напомню, что указ ставит конкретные национальные цели и стратегические задачи по прорывному научно-технологическому и социально-экономическому развитию России, повышению уровня жизни граждан, созданию комфортных условий для их проживания. Он содержит конкретные национальные KPI, в том числе такие, как вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира, ускорение технологического развития и увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, на основе современных технологий обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

И здесь на первый план выходит именно задача по развитию цифровых технологий и их внедрению в экономику, в социальную сферу, в систему государственного управления, в государственный сектор в целом как инструмент достижения других верхнеуровневых задач. При этом подчеркну, что экономика России — это экономика регионов и муниципалитетов. Поэтому роль регионов не только в том, что на их территории будут реализованы проекты цифровой трансформации в рамках федеральных проектов преимущественно за счет федеральных средств, что, безусловно, очень важно в условиях ограниченности региональных бюджетов и отвечает интересам социально-экономического развития регионов. К примеру, в рамках федеральных проектов и преимущественно за счет средств федерального бюджета уже в этом году сто процентов больниц будут подключены к высокоскоростному интернету, в дальнейшем широкополосный интернет получат все школы и фельдшерско-акушерские пункты, всего около 50 тысяч организаций, при этом в 85 процентах населенных пунктов с численностью населения 100+ человек будет реализовано комплексное подключение к широкополосному доступу к сети интернет. Это серьезные инфраструктурные преобразования и федеральные инвестиции для развития цифровой экономики регионов.

Но ключевой задачей, которую предстоит решить регионам, является реализация комплексной стратегии цифровой трансформации на региональном уровне, исходя из своих приоритетов социально-экономического развития, с учетом текущего уровня готовности к цифровой трансформации, ориентацией на использование существующих и перспективных цифровых технологий. В результате должны быть сформированы региональные повестки развития цифровой экономики, при этом они должны быть скоординированы с федеральными проектами и планами. Сам процесс цифровой трансформации должен стать системным, ориентированным на постоянное совершенствование. При этом, на мой взгляд, крайне важно сотрудничество регионов с ведущими российскими ИT-компаниями как носителями передовых технологий, знаний и компетенций, с региональным отраслевым бизнесом, экспертным и научным сообществом. В результате должны появиться комплексные программы, планы, инициативы и проекты развития цифровой экономики субъектов РФ, учитывающие интересы и государства, и бизнеса, и граждан России. Их цель — повысить эффективность, конкурентоспособность, устойчивость региональных и муниципальных экономик, повысить производительность труда, обеспечить рост экспортного потенциала, как следствие, уровень и качество жизни граждан, достижение других национальных целей и решение иных стратегических задач, обозначенных майским указом президента.

Подчеркну, что эти задачи требуют наличия новых знаний, новых компетенций государственных служащих, которым предстоит осуществить масштабные преобразования практически во всех сферах жизнедеятельности, прежде всего в системе государственного и муниципального управления. И здесь мы поддерживаем различные инициативы по подготовке региональных команд цифровой трансформации (CDO — Chief Digital Officer). Например, летом прошлого года представители регионов прошли обучение в Дальневосточном университете в рамках образовательного интенсива для технологических лидеров (организаторами проекта выступили Университет НТИ «20.35», Агентство стратегических инициатив, Российская венчурная компания, АНО «Цифровая экономика», Дальневосточный федеральный университет). Еще один масштабный проект по подготовке региональных управленческих команд запущен на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Это программа повышения квалификации для госслужащих регионального и федерального уровней, обучение проходят непосредственно должностные лица, ответственные за цифровую трансформацию регионов и отраслей экономики, так называемые Chief Digital Transformation Officer (CDTO). В этой программе сделан акцент на создании новой системы государственного управления, рассматриваются вопросы ее построения и обеспечения устойчивого процесса цифровой трансформации в целом. При этом своими компетенциями со слушателями делятся ведущие российские ИT-компании — учредители АНО «Цифровая экономика», например Сбербанк и «Яндекс». В 2019 году эта программа обучения также будет продолжена и получит свое развитие, в том числе в регионах.

Кроме этого, программу подготовки CDO в регионах запускает Агентство стратегических инициатив, а что касается корпоративного сегмента, крупного бизнеса, то для них также разработана специальная образовательная программа в МШУ СКОЛКОВО.

Таким образом, в настоящее время уже запущены образовательные треки по подготовке управленческих команд как для государственного управления, так и для крупного российского бизнеса, необходимые для решения задач, обозначенных майским указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». И в дальнейшем эти программы получат свое развитие, ориентируясь на потребности бизнеса, государства, граждан, учитывая технологическое развитие и решение национальных задач, в том числе указанных в майском указе Президента РФ.

— Следовательно, регионы должны определить направления цифровой трансформации, исходя из общей стратегии социально-экономического развития?

— Регионам следует учесть задачи по цифровизации в своих стратегиях социально-экономического развития, соответствующих программах и планах, при этом необходимо учесть, что цифровая экономика — это прежде всего именно экономика, а цифровые технологии и платформенные решения являются инструментом ее развития, модернизации, дают новые возможности роста, создают новые высокотехнологичные рабочие места, новые рынки, масштабно преобразуя все сферы жизнедеятельности. И здесь перед всеми регионами с точки зрения обеспечения преобразований приоритетных отраслей экономики с использованием цифровых технологий и платформенных решений стоят одинаковые задачи, они обозначены указом президента. Но все регионы имеют свою региональную специфику, свои особенности, приоритеты и разный уровень социально-экономического развития, имеют разные стартовые условия, и, соответственно, стратегии и подходы по развитию цифровой экономики регионов будут значительно различаться. Другими словами, регионам необходимо сконцентрироваться на решении задачи прорывного экономического развития своих регионов, основанного на цифровых технологиях и платформенных решениях. При этом важно обеспечивать максимальную эффективность инвестиций, прежде всего бюджетных, направляемых и в государственный сектор экономики, и в реальный.

При планировании цифровой трансформации нужно учесть стартовые условия и особенности регионов, правильно определять последовательность и направленность преобразований: важно учитывать географические особенности, сложившуюся систему расселения, размещения и распределения промышленных объектов, их закономерности, миграционное потоки, нужны отдельные стратегии в отношении крупных и малых городов, сельских населенных пунктов. На мой взгляд, важно добиться того, чтобы цифровые решения, которые позволяют повысить качество жизни граждан (в сфере транспортного обслуживания, ЖКХ, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в других сферах), были бы доступны не только для жителей экономически развитых городов, но и в малых населенных пунктах. Именно тогда территории получат свое развитие и будет развиваться муниципальная и региональная экономика.

Нужно планировать развитие территорий не только до 2024-го, но и далее, до 2030–2035 годов, то есть действительно стратегическое видение и планирование.

База успешных кейсов

АНО «Цифровая экономика» при участии региональных властей и бизнеса создала базу эффективных кейсов для развития цифровой экономики в субъектах РФ. База доступна на сайте организации по адресу data-economy.ru/regions.

В ней содержатся как проекты, не требующие от органов власти финансовых затрат, реализуемые за счет бизнеса или некоммерческих организаций, так и кейсы, запуск которых осуществляется за счет бюджетных средств или средств бизнеса, но при этом также достигается явный экономический эффект, повышается производительность труда, уровень и качество управления.

Вот некоторые из этих решений:

  • «Яндекс.Такси», «Яндекс.Транспорт», «Яндекс.Учебник»;
  • «Дистанционный мониторинг состояния здоровья»;
  • «Умное ЖКХ»;
  • «Умные дороги»;
  • «Умный свет»;
  • Региональная информационная медицинская система;
  • система мониторинга эффективности промышленности оборудования «Диспетчер»;
  • «Активный гражданин»;
  • система «Управление отходами»

и многие другие, позволяющие повысить эффективность государства, бизнеса, качество жизни граждан.

— Могли бы вы привести пример успешных решений, связанных с цифровой трансформацией?

— «Яндекс.Такси». Это решение, которое уже сейчас есть во многих регионах и продвигается в малые города и районы: алгоритм заменил оператора-посредника, информация о движении автотранспорта становится доступной, ценообразование прозрачно и понятно, время ожидания снижается до 2–3 минут, такси легальные, осуществляется их проверка, таксисты платят налоги, и все это происходит в автоматическом режиме. Есть много других примеров в сфере городского хозяйства, здравоохранения, государственного управления, транспорта, в прочих отраслях экономики. Мы собрали наиболее эффективные решения на своем сайте, в нашей базе эффективных кейсов цифровой трансформации. Это решения как от ведущих российских компаний — учредителей АНО «Цифровая экономика», так и от региональных разработчиков.

Отдельно я остановлюсь на решениях, которые почти не требуют финансовых вложений от региональных или муниципальных органов власти. Например, когда требуется открыть данные и решить организационно-правовые вопросы, как в случае с сервисом «Яндекс.Транспорт» или «Яндекс.Такси». Решение для конечного потребителя предоставляет бизнес, бюджетных затрат не требуется, при этом регион или муниципалитет решает задачу повышения качества транспортного обслуживания населения. Ряд проектов возможно реализовать в логике государственно-частного партнерства. Инструменты государственно-частного партнерства позволяют снизить капитальные затраты бюджета на старте проекта. Например, субъекты несут расходы по закупке, содержанию и развитию региональной навигационной информационной системы. Однако ее можно внедрить или модернизировать с использованием сервисной модели. Решения в области модернизации системы уличного освещения, организации дорожного движения, ЖКХ также можно реализовывать с использованием такой модели.

Я считаю, что нужно искать возможность максимально эффективного расходования бюджетных средств и быстрого запуска одновременно нескольких цифровых проектов, что позволит получить максимальные эффекты в сжатые сроки. Однако для запуска ряда цифровых проектов требуются действительно значительные, в том числе бюджетные, инвестиции. Например, есть решения, которые на основании анализа данных государственных информационных систем позволяют снизить затраты из бюджета на оплату медицинских услуг неработающих граждан, есть решения, которые позволяют на основании анализа данных выявить неиспользуемые земельные участки и включить их в оборот, решения, которые позволяют выявлять нелегальные торговые объекты, управлять туристическими потоками, повышать уровень общественной безопасности, множество других систем, которые качественно меняют систему управления регионом, но которые требуют бюджетных инвестиций. И такие расходы следует рассматривать именно как бюджетные инвестиции, которые должны давать явный экономический и социальный эффект в заданный период времени.

Приведу еще один пример, но уже из сферы бизнеса. Это решения, разработанные компанией «Цифра»: они позволяют, не проводя замены существующего промышленного оборудования, повысить его производительность и эффективность за счет использования технологий числового программного управления и оптимизации бизнес-процессов.

— Вы упомянули финансовый результат как способ оценки предпринимаемых мер. Какие еще критерии следует учитывать?

— Экономический эффект — один из главных критериев, но нужно учитывать и социальные эффекты. Например, появление в муниципалитете сервиса «Яндекс.Транспорт» позволяет улучшить качество транспортных услуг для населения. График движения общественного транспорта онлайн позволяет людям сократить время на ожидание, лучше им управлять. При этом еще раз подчеркну, что в данном случае государство вообще не несет расходы на проект. Еще один пример, связанный с той же компанией, — «Яндекс.Такси». Сервис создал новый уровень обслуживания: постоянные тарифы, прямой диалог пассажира и водителя, прозрачность услуг, рост доступности за счет того, что сервис можно использовать с любого девайса. Образовательные сервисы позволяют дать современные, качественные знания школьникам удаленных от столицы регионов. Решения проекта «Умный свет» позволяют повысить освещенность улиц без увеличения расходов, решения по умной организации дорожного движения позволяют повысить пропускную способность автодорог, снизить уровень аварийности без затрат на модернизацию улично-дорожной сети. Решения по мониторингу движения служебного транспорта, качества и своевременности выполняемых работ по уборке улиц позволяют не просто оптимизировать затраты бюджета, но обеспечить своевременность выполнения работ. И здесь как раз на первое место выходят социальные эффекты от реализации таких проектов, направленные на повышение качества городской среды, которая становится наиболее комфортной и дружелюбной.

— Я правильно вас понимаю, что сейчас у АНО «Цифровая экономика» два основных направления содействия регионам?

— Сейчас мы решаем базовые вопросы развития региональной экономики, и ключевыми направлениями здесь являются работа над базой эффективных кейсов для развития цифровой экономики в субъектах РФ, «цифровая прокачка» регионов, подготовка региональных управленческих команд. В своей работе с регионами мы тесно взаимодействуем с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерством экономического развития, Советом Федерации и Государственной думой, с другими федеральными органами власти, институтами развития, экспертным и научным сообществом. При этом ключевая наша задача — это ускоренное внедрение цифровых технологий и платформенных решений в региональную экономику, социальную сферу, государственное управление и государственный сектор в целом. Подходы к решению этой задачи в настоящее время формируются, и мы активно в этом участвуем, что в дальнейшем найдет свое отражение в региональной политике АНО «Цифровая экономика».

Подготовил КИРИЛЛ ОВЧАРУК


Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.