Журнал «Метод», № 3 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Ментальная арифметика: новое слово в обучении детей

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

В России набирает популярность новая методика детского образования — так называемая ментальная арифметика, которая применяется для обучения устным вычислениям. Считается, что она способна в короткие сроки не только развить навык ребенка к вычислению и дать ему возможность с легкостью решать арифметические задачи, но и углубить его аналитические способности.

Александр ПАНОВ

Воснове методики, разработанной турецким исследователем Халитом Шеном, лежит принцип, по которому были устроены древние китайские (а позже — и японские) счеты — абак, или абакус. Центральной здесь является идея о необходимости участия в образовательном процессе обоих полушарий мозга, что достигается благодаря выполнению операций на счетах обеими руками.

На первом этапе обучения дети осваивают технику счета на косточках, используя сразу две руки. Счеты позволяют свободно выполнять простейшие арифметические операции, а также извлекать квадратный и кубический корни. На втором этапе детей постепенно отучают от счетов, и они начинают выполнять арифметические операции в уме, «работая» с воображаемым абакусом. Сами счеты абакус состоят из вертикальных спиц, на которые нанизаны так называемые небесные и земные косточки. Быстро складывать и вычитать с их помощью можно вплоть до миллионов.

80-2.png

Как сообщается на сайте одной из школ ментальной арифметики, главными целями методики являются концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При должном подходе ребенок сможет выполнять сложение десятизначных чисел в уме за несколько секунд. «Современная система образования построена так, что практически все обучение сосредоточено на точных науках и в основном развивается левое полушарие головного мозга. Ребенок учится мыслить логически, развивается интеллект, а правое полушарие, которое отвечает за творчество и эмоциональное развитие, почти не задействовано. Именно поэтому ребенку сложно бывает найти решение в довольно простых ситуациях», — отмечают в AMAKids, одной из крупнейших образовательных сетей, использующих ментальную арифметику.

Точной статистики нет, но, по некоторым данным, в мире действует свыше пяти тысяч центров ментальной арифметики. Среди лидеров — США, Канада, Австралия, Китай, Турция и страны Ближнего Востока. В России их количество уже перевалило за сотню. Одна из форм, которую такие центры и школы используют для популяризации методики, — проведение чемпионатов по ментальной арифметике. Активную поддержку этим мероприятиям начинают оказывать и региональные власти, заинтересованные в развитии математической составляющей образования.

81-1.png

Так, в Чеченской Республике уже второй год подряд проводятся масштабные соревнования по ментальной арифметике для детей и школьников — причем как регионального, так и северокавказского уровня. Организаторами выступают филиалы крупных школ ментальной арифметики, действующие в регионе, — AMAKids и UCMAS, необходимую поддержку обеспечивает Министерство образования Чеченской Республики.

81-2.png

«AMAKids в Грозном открылся в октябре 2017 года, а за год работы мы успели дополнительно открыть еще три филиала по республике — в Шали, Гудермесе и Урус-Мартане. После первых трех месяцев работы наши дети участвовали в международном чемпионате AMAKids в Москве и среди тысячи участников попали в десятку лучших. Мы провели первый республиканский чемпионат по ментальной арифметике AMAKids, приуроченный ко Дню города. Участвовало около 200 детей со всей республики. Победители получили ценные призы: ноутбуки, планшеты, смарт-часы, настольные игры, сертификаты на бесплатное обучение. Такие соревнования очень мотивируют наших детей», — рассказывают в Академии развития интеллекта. «Ежегодно около тысячи детей со всей России участвуют чемпионатах по ментальной арифметике UCMAS. В Чеченской Республике уже второй год подряд проводятся соревнования, которые выявляют самых умных, быстрых и трудолюбивых математиков. Проведение соревнований становится возможным благодаря поддержке Министерства образования Чеченской Республики и других ведомств, координирующих работу с детьми и молодежью», — подчеркивают представители UCMAS, крупной международной программы развития интеллекта детей.

В декабре 2018 года трое воспитанников грозненской школы интеллекта Braineх заняли призовые места на XXIII Международном чемпионате по ментальной арифметике UCMAS, который проходил в столице Малайзии, Куала-Лумпуре. Таким образом, методика работает на развитие не только образования детей, но и международного имиджа регионов. «Благодаря той поддержке, что оказывает глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров всей системе образования, в республике начали функционировать несколько школ ментальной арифметики, соответствующие международной практике преподавания этой дисциплины, — отмечает министр образования и науки республики Исмаил Байханов. — Ментальная арифметика — совсем новое направление для Чеченской Республики. Но несмотря на это, учащиеся наших школ занимают ведущие позиции в международных конкурсах. Если говорить о самом предмете, то его роль очень важна. Ключевым отличием от базовых дисциплин здесь является не только развитие отточенных вычислительных навыков, но и улучшение концентрации внимания, объема памяти. Помимо этого, у детей развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Одновременно развиваются эмоционально-волевые качества (самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе). Отменная память и умение концентрировать внимание являются замечательными навыками и в обыденной жизни. А раз молодежь — это опора нашего общества, от уровня ее духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития зависит будущее республики и России».

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.