Япония может похвастаться одной из самых убедительных историй успеха в сфере образования. По оценкам ОЭСР, японская образовательная система стабильно входит в число наиболее эффективных в мире по таким критериям, как результаты обучения, его доступность, соотношение стоимости и качества. Но есть и проблемы.

Николай Новохатский

Твердая приверженность Японии высоким образовательным стандартам способствовала быстрому экономическому росту страны в послевоенный период. Сегодня благодаря высококвалифицированным людским ресурсам она является одним из ведущих производителей высокотехнологического оборудования и в целом товаров с высокой добавленной стоимостью.

К 1980-м годам Япония догнала передовые развитые страны не только по уровню экономического развития, но и по качеству образовательной системы. Ключевым фактором эффективности японского образования является традиционное для японцев убеждение, что все дети могут быть успешными. Как следствие, социальный статус семьи минимально влияет на возможности ребенка получить образование. Кроме того, государство максимально делегирует ответственность за принятие решений в сфере образования местным органам власти и самим школам. При этом проводится стимулирующая политика, позволяющая привлечь самых талантливых директоров и учителей в отстающие школы.

Япония имеет четырехступенчатую систему образования «6-3-3-4»: обязательное образование продолжается с 6 до 15 лет (6 лет начальное и 3 года среднее), затем 3 года старшей школы и 4 года высшего образования. В государственной начальной и средней школе нет вступительных экзаменов и платы за обучение. Основные расходы родителей связаны с приобретением школьной формы и дополнительных материалов. Кроме того, взимается плата за обеды и школьные поездки. При этом в Японии действуют многочисленные частные начальные и средние школы, которые, как считается, дают больше шансов поступить в лучшие старшие школы и привлекают многочисленных абитуриентов, несмотря на подчас непомерную плату за обучение.

После получения обязательного образования молодые люди могут продолжить обучение до 18 лет в одном из многих типов учебных заведений, включая стандартные старшие школы, а также сельскохозяйственные, промышленные и коммерческие школы. Получить диплом старшей школы можно заочно либо посещая вечернюю школу. Также существуют пятилетние специализированные колледжи, которые сочетают в себе общее образование и специальную техническую подготовку. В Японии 98,1% выпускников средней школы продолжают свое обучение одним из вышеуказанных способов.

79.png

Многие японские корпорации обозначают наличие университетского образования как минимальное требование при приеме на работу. По статистике, в среднем около 51% выпускников японских старших школ ежегодно решают продолжить образование в высших учебных заведениях. Тем не менее 97% выпускников, которые предпочитают сразу искать работу, также успешно ее находят.

Сегодня в японском обществе звучат опасения из-за снижения мотивации школьников и студентов к обучению. Западные эксперты продолжают посещать Японию, изучая ее модель образования, однако многие японцы обеспокоены тем, что высокая успеваемость перестает быть гарантией успеха. Поскольку люди стали чаще менять работу, достижения непосредственно на рабочем месте начинают влиять на карьеру сильнее, чем полученное в школе или университете образование.

Еще один вызов — необходимость реформы учебных программ: перенос акцента с традиционного предметного подхода к образованию на подход, основанный на компетенциях, необходим Японии, чтобы и дальше соответствовать статусу одной из лучших в мире систем образования.

Самостоятельной проблемой является собственно качество обучения. Опыт показывает, что успех зависит не только от нововведений в учебных программах, но и от того, насколько хорошо учителя подготовлены к их использованию. Требования, предъявляемые к японским учителям, продолжат расти: теперь их задача не только дать студентам необходимые знания, но и персонализировать учебный процесс. Поэтому им придется учитывать инновации в учебных программах, педагогике и ИТ-технологиях.

Наконец, если школьное образование Японии по всем международным сравнениям до сих пор на высоте, то с высшим образованием все не так радужно: например, по версии рейтинга Times Higher Education (THE), в 2018 году только два японских университета попали в мировой топ-100.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.