Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Власть на блокчейне

Как технология распределенного реестра изменит государственные услуги

CDO

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Первый шаг на пути к электронному правительству сделан — сотни госуслуг теперь можно оформить, не выходя из-за компьютера. Чтобы двигаться дальше, надо определиться с технологической платформой и разработать законодательную базу, которая обеспечит правовой статус новых цифровых отношений.

До 1 июля 2018 года Правительству РФ предстоит определить статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и таких понятий, как «технология распределенных реестров», «токен», «смарт-контракт», «цифровой аккредитив». Это будет еще один шаг к созданию электронного государства.

Разговоры о переводе государственных услуг в электронный вид начались еще в 2009 году. Портал госуслуг, девять лет назад работавший в тестовом режиме, выступал своего рода справочником и был абсолютно бесполезен в своем основном качестве. В стране существуют тысячи разных госуслуг, и граждане вынуждены стоять в очередях за согласованиями, сетовал Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост Президента РФ. Людям приходилось по нескольку раз обращаться в органы государственной власти по одному и тому же поводу, а зачастую и просто из-за отсутствия информации. Чтобы получить некоторые услуги, надо было потратить недели или даже месяцы либо прибегнуть к помощи посредников.

Система должна работать как часы

За девять лет создана большая инфраструктура так называемого электронного правительства, появились Система межведомственного электронного взаимодействия и Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), дополняется новыми сервисами портал государственных услуг РФ (ПГУ). В 2017 году число пользователей, зарегистрированных на портале, увеличилось более чем на треть, до 65 миллионов человек. В 2017 году на него ежедневно заходили в среднем 1,2 миллиона пользователей, каждый из них проводил там примерно 6,5 минуты. Мобильное приложение «Госуслуги» установлено на 13,3 миллиона устройств.

«На мой взгляд, сегодня необходимо сконцентрировать внимание на рутинизации процесса. После запуска система должна работать как часы, постоянно развиваться, чтобы поддерживать все современные технологии, а также войти в жизнь людей, которые еще не имеют к ним доступа», — считает экс-министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.

«Хотя число пользователей растет, расходы федерального бюджета на поддержку ЕСИА остались на прежнем уровне, ощущается недостаток инвестиций. В сложившейся ситуации выхода два: либо признать, что это некий государственно-частный проект и в него должны вкладываться и частные средства; либо принять решение, что это классическая государственная информационная система, на содержание которой должны направляться средства налогоплательщиков. Правительству еще предстоит пройти эту развилку», — говорит министр.

В 2018 году доля граждан, которые пользуются электронными госуслугами, должна достичь 70%, этот целевой показатель заложен в указе Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В прошлом году получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, по данным Росстата, предпочитали 64,3% (целевой показатель — 60%).

008.png

Многие регионы создавали свои порталы, не дожидаясь развития федерального. Они объединены общей системой идентификации, но все-таки речь идет о разрозненных интерфейсах и разном опыте. В Министерстве связи признают, что развитие городских и региональных порталов было обусловлено несовершенством единого портала госуслуг, который не соответствовал реальному уровню амбиций регионов и не мог предоставлять гражданам широкий перечень услуг. Но ситуация изменилась. Является ли это поводом для отказа от региональных систем и полного перехода к федеральной модели оказания госуслуг? Вопрос сводится к финансированию. Опасения у министра вызывает и разрыв между регионами — лидерами по количеству зарегистрированных в ЕСИА пользователей, а также по доле получающих госуслуги в электронном виде и теми, кто отстает от заданного темпа внедрения технологий.

«Если федеральная платформа получит достойное финансирование и регионы смогут перенести на нее свои услуги, это один сценарий. Если же основная платформа будет действовать в формате ГЧП, это совсем другая история. В любом случае найдутся 5–10 регионов, которые выберут свой путь и продолжат активно инвестировать в региональные системы только потому, что на них завязано огромное количество специфических процессов, — рассуждает Николай Никифоров. — Противоречия в этом нет. Это хороший сбалансированный подход к развитию: кто-то идет централизованным путем, а кто-то занимается своими решениями и продуктами. Главное, чтобы гражданам было удобно».

Вопросы о долгах и пенсиях

За 2017 год через портал оказано 1,3 миллиарда госуслуг — в три раза больше, чем годом ранее. Чаще всего запрашивалась информация о наличии налоговой и судебной задолженностей, состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России. Кроме того, были востребованы услуги по регистрации транспортных средств, оформлению водительских удостоверений, загранпаспорта и регистрации по месту жительства и пребывания. В числе популярных региональных госуслуг: запрос на оказание адресной материальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; содействие гражданам в поиске подходящей работы; постановка на учет и зачисление детей в детские сады.


Портал госуслуг активно расширяется, на нем можно воспользоваться 968 федеральными госуслугами, из которых 207 добавлены в 2017 году, сообщил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев.

Вопрос нескольких лет

Термином «электронное правительство» пока обозначается лишь сервис для обслуживания граждан через интернет: заказ справок, оплата некоторых сборов, налогов, получение обратной связи, замечает Александр Болдачев, идеолог проекта Apla/eGaaS (электронное правительство как услуга).

Электронное правительство — один из элементов электронного государства, его создание — процесс небыстрый и затратный. В частности, необходимо на уровне законодательства зафиксировать правовой статус записей в блокчейне. Это будет следующий шаг после принятия в 2011 году закона об электронной подписи, который установил юридическую значимость цифрового документа, подписанного приватным ключом. Придется также утвердить право использовать эти записи для составления новых правовых цифровых документов (контрактов, нормативов и прочих). Однако прежде всего нужно сформулировать технические нормативы для сертификации блокчейнов.

Помимо нерешенных законодательных вопросов, внедрению блокчейна препятствует отсутствие полноценного технологического решения, однозначно гарантирующего реализацию всех элементов электронного правительства, полагает Александр Болдачев. Претенденты на эту роль есть, но пока новые блокчейн-платформы находятся на уровне тестирования и выполнения пилотных проектов. Скорее всего, правительство выберет одну платформу для создания единой цифровой среды для взаимодействия государства, бизнеса и граждан.

«Нам нужно идти вперед, в течение шести лет обеспечить предоставление практически всех госуслуг в режиме реального времени с помощью дистанционных сервисов. Также в цифровую форму нужно перевести документооборот между госструктурами, что важно и для самих госструктур, и для граждан, чтобы потом не бегать по интернету и не искать. Можно будет в одном месте все получить. Цифровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности — это и мощный фактор противодействия коррупции», — заявил Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Некоторые организации уже тестируют новые технологии. Например, Росреестр в рамках совместного проекта с Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) и Внешэкономбанком зарегистрировал в феврале этого года первый договор участия в долевом строительстве с применением блокчейна. Пилотным регионом стала Ленинградская область. Блокчейн-решение в этом проекте применяется при взаимодействии Росреестра и Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства. Взнос застройщика по договору участия в долевом строительстве отражен в блокчейн-сервисе для последующего резервирования и списания средств застройщика на компенсационный счет фонда.

Применение технологии блокчейн предоставит доступ к актуальной информации по процессу регистрации каждого договора долевого участия (ДДУ) всем участникам проекта. Более того, исключается возможность рассинхронизации информационных систем Росреестра и фонда; есть возможность локальной работы с полными данными при отсутствии связи между Росреестром и фондом, и исключен риск несанкционированной корректировки данных в информационных системах. Максимально точно оценить эффективность этой технологии в учетно-регистрационном процессе Росреестр рассчитывает по итогам пилотного проекта. Со временем, когда услуга станет массовой, блокчейн должен ускорить регистрацию договоров, которая занимает сейчас около недели.

«Для повышения уровня безопасности данных о недвижимости и их владельцах Росреестр тестирует несколько перспективных современных технологий. Использование технологии блокчейн при регистрации договоров долевого участия должно обеспечить возможность всестороннего контроля информации, прозрачность и открытость проводимых транзакций», — говорит заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.

Еще один проект заморожен на стадии проработки: с 1 января должна была начаться запись на блокчейн информации обо всех сделках с недвижимостью в Москве, однако правительство пока не согласовало проект. Готовность участвовать в нем, помимо Росреестра, подтвердили Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ), Федеральная налоговая служба, АИЖК, Сбербанк и «Ростелеком».

Внедрение блокчейн-технологий тестируют многие страны. Швеция, Индия, Украина и другие страны реализуют проекты по переводу государственных реестров на новую технологию. Правительство Дубая пообещало перевести свою финансовую систему на блокчейн к 2020 году.

Граждане активизируются

Российские регионы тоже начали работу в этом направлении. В авангарде — Москва, где в пилотном режиме уже действует система электронного голосования «Активный гражданин» на основе блокчейна.

К февралю 2018 года в проекте зарегистрировалось 2 024 369 человек. Проведено 3,5 тысячи голосований, по результатам которых реализовано 1752 решения. В общегородских голосованиях участвуют до 250 тысяч пользователей «Активного гражданина». За участие в голосовании приложение начисляет баллы, которые можно использовать для оплаты парковки, билеты в музеи и театры, другие услуги.

«Активный гражданин» стал инструментом, благодаря которому власти столицы наконец услышали мнение большинства москвичей, уверен мэр Москвы Сергей Собянин. Разные формы выражения мнений существовали и раньше: от писем в газету до митингов, от приема граждан до надписей на заборе, но, как правило, ими пользовалось активное меньшинство, объяснил он.

«С переходом портала на систему блокчейн появится возможность хранить результаты голосований в нескольких независимых базах, а пользователи смогут отследить промежуточные итоги и проконтролировать, как именно учтены их голоса. К тому же благодаря этой технологии данные голосований нельзя изменить или удалить после внесения в систему», — сообщил мэр.

«Голосование на „Активном гражданине“ — лишь звено в цепочке принятия управленческого решения: сначала возникает идея, затем подбирается нескольких вариантов, проводится голосование на портале. По его итогам создается и реализуется проект. Были случаи, когда ответственные исполнители так спешили, что начинали проектировать, не дожидаясь результатов голосования, и москвичи ловили их за руку. Сейчас система выстроена и дает меньше подобных сбоев. Мои коллеги часто говорят, что уже не представляют своей работы без „Активного гражданина“», — рассказал Собянин.

На голосование не выносятся вопросы, требующие профессиональной экспертизы, например на какой глубине прокладывать метро, — это решают профильные специалисты. Горожане могут высказать свое мнение о том, нужно ли благоустраивать их двор, какие кружки и секции организовать, где сделать остановку общественного транспорта и пр.

Ближайший проект «Активного гражданина» — «Электронный дом», который позволит проводить электронные собрания собственников и жителей многоквартирных домов, а также организовать их опросы и информирование. Кроме того, мэрия изучает возможность использования блокчейна для электронных услуг на портале mos.ru и портале поставщиков, где отображаются все госзакупки Москвы.

Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) планирует запустить пилотные проекты на технологии блокчейн в 15 регионах страны. Отвечать за них будут региональные отделения, которые специально создаются в Санкт-Петербурге, Новосибирской, Тверской, Новгородской, Самарской, Тюменской, Омской и Ростовской областях, Краснодарском крае, а также республиках Татарстан, Башкортостан, Карелия, Крым, Бурятия и Марий Эл. По словам представителей РАКИБ, в разработке уже находятся проекты на блокчейн-платформах для госсектора и бизнеса, в частности применение в сфере ЖКХ, здравоохранении, строительстве, финансовых технологий, страховании, логистики (транспорт и складское хранение) и инфраструктурных проектах.

009.png

Наряду с удобством и прозрач­ностью новая технология несет в себе определенные риски. «Новые технологии, такие как блокчейн, способны радикально трансформировать юридические операции, связанные с учетом и подтверждением данных, использованием контрактов. При этом в силу своей природы они не могут принадлежать одной стране или группе стран. Бум на рынке криптовалют, другие инициативы на базе блокчейна при отсутствии четких правил способны сгенерировать довольно серьезные риски, за которые не могут отвечать децентрализованные, а тем более анонимные игроки», — заявил Дмитрий Медведев на форуме «Открытые инновации 2017».


Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.