Россия и Узбекистан расширяют образовательные контакты

9 декабря состоялся международный круглый стол «Сотрудничество России и Узбекистана в области образования»

09.12.2020

Мероприятие, прошедшее в онлайн-формате, собрало ректоров и руководящих работников ведущих вузов двух стран, а также директоров филиалов российских вузов в Узбекистане

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

9 декабря состоялся международный круглый стол «Сотрудничество России и Узбекистана в области образования». Мероприятие, прошедшее в онлайн-формате, собрало ректоров и руководящих работников ведущих вузов двух стран, а также директоров филиалов российских вузов в Узбекистане. Кроме того, в круглом столе принял участие глава представительства Россотрудничества в Узбекистане. Организатором круглого стола выступили Проектный офис «Центр содействия сотрудничеству России и Узбекистана» и Издательский дом «Бюджет».

Открывая мероприятие, руководитель Проектного офиса «Центр содействия сотрудничеству России и Узбекистана» В. Д. Дзгоев рассказал о задачах новой структуры. Он подчеркнул, что проектный офис создан в целях поддержки усилий властей, общественности и предпринимателей двух стран по укреплению экономических, образовательных и гуманитарных связей. Одно из важнейших направлений работы центра – содействие расширению контактов России и Узбекистана в сфере высшего образования. Начало этому процессу положил масштабный Российско-Узбекский образовательный форум, состоявшийся в 2018 году по инициативе президентов России и Узбекистана при участии более 80 ректоров вузов обеих стран, – отметил спикер.

По словам модератора круглого стола В. Л. Квинта – заведующего кафедрой экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова, научного руководителя проектного офиса, – сейчас наступает наиболее благотворное время для развития как самого Узбекистана, так и его международных экономических связей. «Со времени прихода Ш. М. Мирзиёева Узбекистан широко открыл двери для экономического сотрудничества. Он создает все предпосылки, чтобы поднялся не только уровень демократии, но и экономические свободы, чтобы люди могли проявлять свою экономическую активность. Важно, что между нашими странами существуют великолепные экономические и политические отношения. Данный круглый стол исключительно полезен для подпитки научных и образовательных связей между двумя государствами», – отметил Квинт. Он подчеркнул, что МГУ ведет огромную работу как с вузами, так и с бизнес-сообществом Узбекистана. В частности, при ключевом участии МГУ ведется разработка ряда стратегических документов для Узбекистана, в том числе и важнейшая Стратегия водоснабжения, водоотведения и водного баланса Республики Узбекистан на период до 2035 года и более длительную перспективу.

Интерес к российскому высшему образованию в Республике Узбекистан традиционно очень высок, считает руководитель представительства Россотрудничества в республике М. В. Важдаев. Ведомство намерено активизировать работу по данному направлению, и в частности, оказывать содействие российским вузам в проведении олимпиад для набора студентов из Узбекистана. Кроме того, Важдаев выразил надежду, что в 2021 году в Ташкенте в очном формате удастся провести образовательную выставку-ярмарку с участием российских вузов.

Спикер отметил, что в последние годы в Узбекистане активно внедряются курсы повышения квалификации, связанные с изучением русского языка. Среди последних позитивных примеров – РУДН, тесно работающий с министерством труда и занятости Узбекистана по обучению русскому языку и профессиональной лексике по востребованным в России специальностям. Проекты, связанные с повышением квалификации преподавателей русского языка из Узбекистана, есть также у педагогического университета имени Герцена и благотворительного фонда Алишера Усманова.

Директор филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» в г. Алмалык Ф. Я. Умаров дал свою оценку перспективам развития филиалов российских вузов в Республике Узбекистан. По его мнению, наиболее важная и сложная задача для университетов в целом – обеспечить максимальную интеграцию науки, образования и производства (что особенно актуально для технических вузов). Пока связи между этими звеньями остаются слабыми.

Что касается непосредственно деятельности российских филиалов в Узбекистане, то здесь необходимо решить ряд насущных проблем, связанных с несостыковками в законодательствах двух стран об образовании. Так, сложности создает запрет на придание филиалам и представительствам вузов статуса юридических лиц, прямо предусмотренный российским законодательством. Кроме того, в двух странах предъявляются разные требования к отчетности, финансово-хозяйственной деятельности, земельно-имущественным отношениям, что вынуждает филиалы расширять административный штат. Наконец, проблемой для абитуриентов из Узбекистана остается языковой барьер. Умаров предложил создать совместную площадку для выработки предложений по устранению противоречий в законодательстве двух стран.

Ректор Северо-Кавказского горно-металлургического института Ю. В. Дмитрак рассказал об участии вуза в подготовке высококвалифицированных кадров для строительства крупнейшего в Евразии Тебинбулакского горно-металлургического кластера. С 2019 года СКГМИ принял более 150 студентов из Узбекистана. Этому предшествовало соглашение с Ташкентским институтом инженеров железнодорожного транспорта – одним из старейших вузов Узбекистана, который в настоящее время входит в государственный холдинг АО «Узбекские железные дороги», владеющий, в свою очередь, значительным по запасам титаново-магнетитовых руд месторождением Тебинбулак. «Мы выбрали свой путь, не связанный с открытием филиала в Узбекистане. Но при этом мы культивируем корпоративную подготовку – модель, которая опробована в ведущих вузах мира. Вместе с руководством компаний-заказчиков мы вырабатываем специфический учебный план, чтобы «заточить» выпускника под конкретное рабочее место. Начиная с 3-4 курса эти спецдисциплины занимают половину учебного дня студента», – пояснил ректор.

Директор филиала МГИМО в г. Ташкенте М. Т. Бакоев рассказал о процессе открытия филиала. По его словам, весь путь от идеи (впервые озвученной в 2018 году) до соответствующего постановления президента республики, подписанного в феврале 2019 года, занял не более года. Сегодня в филиале на бакалаврских и магистерских программах уже обучается порядка 230 студентов. При этом предусматривается, что не семестра каждый студент обучается в Москве. Преподаватели также проходят повышение квалификации в России. Проект развития филиала предполагает создание современной обучающей онлайн-платформы, а также расширение количества направления и специальностей для приема студентов.

«Открытие филиала нашего вуза в Узбекистане стало важным событием», – отметил проректор по учебной работе Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева С. Н. Филатов. Здесь тоже события развиваются быстро: филиал РХТУ действует всего два года, но в нем уже обучается более 200 студентов. Что важно, структура располагает и полной поддержкой государства, и собственным индустриальным партнером. По словам Филатова, важнейшее значение, особенно для технических вузов, сегодня имеет материально-техническая база, позволяющая вести учебный процесс в тесном сотрудничестве с предприятиями – будущими работодателями выпускников. Одной из главных дальнейших задач филиала является увеличение представительства студентов из тех регионов Узбекистана, где действуют химические предприятия. Также в планах – открытие магистратуры.

Филатов согласен с тем, что проблема владения русским языком, и, следовательно, проблема проведения вступительных испытаний по-прежнему стоит остро. «Решением, на наш взгляд, должны стать подготовительные курсы для абитуриентов», – полагает спикер. Другая проблема – квалификация профессорско-преподавательского состава. «Большим подспорьем была бы отправка граждан Узбекистана, будущих преподавателей на обучение в Россию. Затем по целевому набору они могли бы работать в филиалах российских вузов в самом Узбекистане», – добавил Филатов.

«В последнее время происходит активизация двухсторонних отношений России и Узбекистана в сфере образования. Это объективный процесс в свете развития экономического сотрудничества двух стран», – отметила профессор, заведующая кафедрой «Корпоративная экономика и бизнес аналитика» Ташкентского государственного экономического университета Р. Х. Карлибаева. При этом при реализации совместных международных проектов обе стороны пока сталкиваются с определенными сложностями. Так, по мнению профессора, не хватает таких форм как стажировки в российских вузах для магистрантов и докторантов из Узбекистана, международные летние школы для студентов, академические обмены преподавателями, международные молодежные образовательные форумы, стажировки в крупных компаниях.

В рамках круглого стола также выступили проректор по стратегическому развитию Северо-Кавказского федерального университета Н. В. Авралёв, проректор Научно-исследовательского ядерного университета «МИФИ» Н. С. Барбашина, руководитель управления Донского государственного технического университета А. М. Виницкая, директор Центра международного сотрудничества МГТУ «СТАНКИН» Н. Ю. Попова, начальник отдела Департамента международного научно-образовательного сотрудничества РУДН Г. А. Мошляк.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.