Журнал «Метод», № 3 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

От алфавита к цифровой революции

13.09.2018

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

К началу XX века Турция серьезно отстала от европейских государств в развитии промышленности. Разрыв увеличился в результате Первой мировой войны и последующей войны за независимость. Турция, по сути, пропустила первые две промышленные революции. Однако ей удалось сократить отставание, на что ушло почти столетие, и включиться в третью революцию.

92.png

Эмре гюркан Абай

Основы

Под блестящим руководством Мустафы Кемаля Ататюрка турки освободили страну в 1922 году, победив греков, которых поддерживала Великобритания. Годом ранее французы и итальянцы были вынуждены эвакуировать свои войска из Малой Азии. Следует отметить, что основные поставки оружия и боеприпасов осуществлялись из России: по иронии судьбы, русские помогли выжить нации, с которой они до того боролись 200 лет.

Турки были столь же горды, сколь и бедны: десятилетие следующих друг за другом войн (Балканская, Первая мировая и освободительная) истощило страну. В ходе этих конфликтов молодое население — наиболее ценная рабочая сила — погибало, а государственный бюджет истощали военные расходы.

Одним из первых шагов президента Мустафы Кемаля Ататюрка была организация Конгресса национальной экономики в Измире в 1923 году, где он объявил о новой экономической политике страны: «Какими бы великими ни были военные и политические победы, в них нет смысла, если они не увенчаются экономическими завоеваниями», — заявил президент на открытии съезда.

Самым смелым шагом в рамках новой политики была отмена десятипроцентного налога на урожай, уплачиваемого крестьянами и фермерами, который составлял основу государственного бюджета со времен Османского владычества. Ататюрк понял, что позитивные изменения не будут устойчивыми, пока массы бедствуют. Они должны иметь возможность покупать продукцию заводов, которые предстоит построить.

Еще одним важным решением стала ориентация на создание государственной экономики, поскольку турки все еще не имели необходимого капитала для развития мощного частного предпринимательства. По сути, только правительство могло позволить себе строительство новых заводов.

Первоочередное внимание уделялось текстильным и сахарным фабрикам, так как именно эта продукция импортировалась из-за рубежа. Также было ускорено строительство железной дороги, чтобы расширить сеть железных дорог до отдаленных городов, вокруг которых должны были вырасти новые промышленные регионы (Измир, Кайсери, Сивас, Самсун и другие).

Иностранные инвестиции отсутствовали частично из-за британского давления и частично из-за мирового экономического кризиса 1929 года, который серьезно ухудшил инвестиционную среду. Частные банки находились под полным контролем итальянцев из Галаты (Стамбул). Понятно, что они стремились финансировать в первую очередь своих немусульманских клиентов, а не бедных турков.

94-1.png

В тот момент русские предложили туркам то, в чем они так нуждались: кредит в 16 миллионов турецких лир, который должен был быть выплачен через 20 лет. Средства пошли на строительство трех текстильных фабрик и северо-восточной части железнодорожной сети в середине 1930-х годов.

Уже в 1936 году на текстильной фабрике Кайсери работало 2200 человек. Техническое училище, созданное рядом с заводом, ежегодно выпускало 450 выпускников. Первый металлургический завод был построен в Карабуке в 1937 году за счет государственного фонда. Этот шаг стал первой вехой в развитии тяжелой промышленности. За первым заводом последовали второй (Эрегли, 1967 год) и третий (Искендерун, 1978 год) металлургические заводы.

Мастерские по ремонту оружия и винтовок, которые появились в районе Анкары в трудные времена освободительной войны, послужили основой для создания отрасли государственной оружейной промышленности, включая комплекс в Кырыккале. В 1936 году комплекс был способен производить винтовки и артиллерийские орудия среднего калибра.

Другим революционным решением (хотя на первый взгляд и не имеющим прямого отношения к экономике и промышленности) было принятие латинского алфавита взамен арабского в 1928 году. Этот смелый шаг привел к тому, что в последующие десятилетия десятки немецких профессоров и ученых устремились в Турцию из-за растущего нацистского давления. Барьер для их общения с турецкими коллегами и студентами стал гораздо ниже.

Вообще Германия сыграла большую роль в повышении технического и научного уровня турецких университетов. Их выпускники становились блестящими инженерами, а также политиками, которые доминировали во второй половине XX века. Латинский алфавит также помог ускорить интеграцию страны с западным миром, которая началась после Второй мировой войны.

Индустриализация

Итак, уже в 1930-е годы турецкое общество стремительно трансформировалось в индустриальное. К сожалению, этот решающий шаг был затруднен двумя событиями: в 1938 году турки потеряли своего лидера Ататюрка, который, бесспорно, был главным драйвером перемен. Еще сильнее осложнила положение Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году. Хотя Турции удалось избежать полноценного участия в войне, она сохранила огромную армию, мобилизованную на случай боевых действий. Сотни тысяч мужчин в самом продуктивном возрасте были отправлены на службу в пограничные гарнизоны. Это бремя лишило страну ценной рабочей силы на полвека.

94-2.png

Однако Турция стремилась к индустриализации, и ее темпы было не остановить. Сформировалось новое поколение предпринимателей, которые попробовали деньги на вкус. Десятки технических вузов, действовавших по всей стране, помогли формированию многочисленной квалифицированной рабочей силы. Кроме того, было создано несколько новых частных банков (Halkbank, Akbank, Yapı и Kredi Bankası и другие). Производство энергии увеличивалось за счет вновь построенных плотин и электростанций.

Отсутствующие элементы современной промышленности внедрялись один за другим. После 1950-х годов правительство перешло от строительства железнодорожной сети к строительству автодорог. Этот создало спрос на автотранспортные средства и положило начало развитию автомобильной промышленности в следующем десятилетии.

История турецкой автомобильной промышленности интересна сама по себе. Турки научились производить грузовики и автомобили, но еще не накопили инвестиционный капитал. Поэтому власти призвали местных предпринимателей работать с иностранными автопроизводителями, такими как Renault, Fiat, Ford, Mercedes, Chrysler, BMW, вместо того чтобы тратить время на создание собственных брендов.

95.png

Иностранцы создавали на территории Турции свои заводы, которые представляли собой просто сборочные цеха. Большинство компонентов импортировалось из-за рубежа, а вклад Турции заключался только в использовании квалифицированной рабочей силы на этапе сборки. Однако появившаяся вокруг заводов промышленность начала выпускать необходимые детали по конкурентоспособным ценам. Так доля местных компонентов в конечных продуктах росла из года в год. Кроме того, по мере насыщения местного рынка автопроизводители обращались к зарубежным рынкам: в 1990-е годы Турция стала чистым экспортером продукции автомобильной промышленности.

Сегодня Турция является шестым крупнейшим производителем автомобилей (после Германии, Испании, Великобритании, Франции и России) в Европе, ежегодно выпускающим более 1,5 миллиона машин. Только в 2017 году Турция экспортировала автомобилей на сумму около 30 миллиардов долларов США. Производство сельскохозяйственной техники (тракторы, комбайны и так далее) также развивалось параллельно с автомобильной промышленностью.

Развитие индустрии бытовых приборов, появившейся в 1970-х и 1980-х годах, шло по другому пути. Турецкие компании (Arçelik, Beko, Vestel и прочие) стремились развивать собственные бренды и замещать зарубежных производителей. В 2017 году экспорт бытовой техники составил 3,3 миллиарда долларов.

Вплоть до 1960-х годов Турция оставалась экспортером в первую очередь сельскохозяйственной продукции, однако промышленное производство стабильно росло год от года. Несмотря на ущерб деловому климату, нанесенный внутриполитическими потрясениями конца 1970-х годов, промышленный экспорт в 1980-х годах превысил экспорт сельскохозяйственной продукции.

95-1.png

Турецкая промышленная продукция все еще была далека от того, чтобы составить полноценную конкуренцию западным товарам, которые доминировали на всех рынках. Однако близость Турции к непромышленному Среднему Востоку и относительно дешевая рабочая сила помогли турецким производителям выйти на новые рынки и одновременно улучшить качество продукции.

Новые отрасли

Показательным примером создания новой отрасли практически с нуля является судостроение. Турки импортировали большую часть судов (особенно военных) вплоть до 1990-х годов. Однако в 1980-е годы правительство выделило для целей развития частного судостроения специальный район вблизи Стамбула. Рост производственных издержек в Европе в 1990-х годах привел к бурному развитию отрасли судостроения в Турции, которая ежемесячно поставляла клиентам десятки судов. Уже в 2007 году оборот в отрасли оценивался примерно в 5 миллиардов долларов.

Первоначально большинство судов были оснащены западным техническим оборудованием (радары, средства связи, двигатели). Но, как и в автомобильной промышленности, доля местного производства постепенно росла.

Глобальный экономический кризис 2008 года привел к значительной потере рынка судостроения. В этой ситуации компании обратили внимание на более надежную отрасль — военное судостроение. В последние два десятилетия Турция не импортировала никаких военных кораблей. Напротив, она производит и экспортирует все виды малых и быстрых канонерских лодок, которые оснащены современными технологиями (артиллерия, электротехника, программное обеспечение — полностью турецкая продукция).

Первые стелс-корветы (MILGEM) почти на 100% спроектированы и произведены Стамбульской военно-морской верфью. Три из них в настоящее время находятся в эксплуатации, а пакет из четырех новых кораблей будет создан для ВМС Пакистана. Все жизненно важные компоненты судна (ракеты, электронные системы управления огнем, акустика, программное обеспечение и так далее) разработаны и произведены турецкими частными и/или государственными компаниями, в которых работают тысячи инженеров нового поколения.

Когда второе тысячелетие сменилось третьим, турецкая промышленность также пережила трансформацию: на смену правительству в оборонную промышленность, требующую все более высоких технологий, стал приходить частный сектор. Большинство государственных заводов были приватизированы: их акции находятся в обращении на Стамбульской фондовой бирже. Некоторые артиллерийские орудия среднего калибра и ракеты по-прежнему производятся государственными оружейными заводами Kırıkkale, а электроника (радиоприемники, радары) — государственными заводами электроники (ASELSAN, HAVELSAN). Однако все это оборудование устанавливается на бронетехнику, производимую частными заводами (Otokar, Nurol), и экспортируется в страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Вскоре на экспорт пойдет и первый боевой танк Турции Altay.

Турецкая аэрокосмическая промышленность (TAI) зародилась в конце 1980-х годов, когда был построен завод для сборки истребителей (F-16), закупленных в США. Изначально он был способен производить лишь несколько компонентов. После завершения строительства истребителей в 1990-х годах завод постепенно перешел на собственное производство. Первым был учебно-тренировочный самолет Hurkus для ВВС Турции, в настоящее время в производстве находится 15 самолетов в дополнение к спутникам класса Gokturk.

Недавно TAI выпустила свой собственный беспилотный летательный аппарат (БПЛА-АНКА) и многоцелевой ударный вертолет (АТАК), за которым в следующем десятилетии последует самолет-истребитель. Производство вертолетов АТАК ведется для турецкой армии. Кроме того, был подписан контракт с пакистанской армией на экспорт 30 вертолетов. Между тем беспилотный летательный аппарат класса Bayraktar, являющийся на 100% местным продуктом, недавно успешно показал себя в операции «Оливковая ветвь» в Африне (Сирия), а также в контртеррористических операциях.

96.png

При этом следует отметить, что большая часть финансовой поддержки военной промышленности исходит от Фонда по развитию оборонно-промышленного комплекса Турции. Вплоть до 1980-х годов Турция тратила огромное количество национальных резервов на закупку военной техники из-за рубежа. Хуже того, страны-поставщики (даже союзники по НАТО) иногда использовали экспорт оружия в качестве рычага политического давления, пример — американское эмбарго 1974–1978 годов на ввоз вооружений в Турцию. Турция ощущала необходимость создания собственной оборонной промышленности. Фонд по развитию оборонно-промышленного комплекса был создан в 1985 году как правительственный орган с конкретной миссией развития оборонки и модернизации турецких вооруженных сил.

Поддержка фонда помогла турецкой оборонной промышленности достичь товарооборота примерно в 5 миллиардов долларов в 2017 году. Но, что более важно, страна впервые в истории стала чистым экспортером продукции оборонки.

Следует подчеркнуть, что растущий потенциал оборонного и аэрокосмического производства стал своего рода двигателем общего научно-технического развития страны. Потребность этих отраслей в новых технологиях привела к росту индустрии программного обеспечения, которая относится уже к эпохе третьей промышленной революции, характеризующейся всеобщей цифровизацией и бурным развитием ИТ-технологий.

Большая часть промышленного производства Турции сегодня управляется программным обеспечением, в значительной мере произведенным на местном уровне. В этом году целый ряд государственных и частных университетов выпустили около 700 разработчиков программного обеспечения. Правительство также поддерживает изучение программирования в десятках средних школ.

Исследования и разработки стали неотъемлемой частью промышленности, особенно в ХХ веке. Сегодня большинство развитых стран выделяют на НИОКР 2% или более своего валового национального производства. Турция по-прежнему отстает на 1% (то есть на 8 миллиардов долларов США). Однако правительство и частные инвесторы начали ускорять этот процесс, ежегодно увеличивая бюджет НИОКР примерно на 20%. Именно усилия в развитии НИОКР определят в ближайшие десятилетия, сможет ли Турция догнать западные страны, которые уже вовлечены в четвертую промышленную революцию.

Мустафа Кемаль Ататюрк

Экспорт из Турции, млрд долл. (всего — 100%)

Структура ВВП Турецкой Республики в 2017 г., % (всего — 851,1 млрд долл.)

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.