Журнал «Метод», № 3 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Знай наших: советское образование копируют в Великобритании

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Одним из важнейших условий для развития цифровой экономики в России и повышения глобальной конкурентоспособности нашей страны на мировых рынках является качественное образование. И прежде всего это касается преподавания математики, физики, информатики и других точных наук. Данная задача требует усилий не только высшей и средней школы, но и властей всех уровней.

Валерий ДМИТРИЕВ

ВСоветском Союзе правительство уделяло большое внимание математической подготовке учащихся. В 60-х годах начали проводиться математические олимпиады во многих городах, областях и республиках страны. Победители всесоюзных олимпиад показывали хорошие результаты на международных соревнованиях.

Первая в стране специализированная физико-математическая школа-интернат была создана под общим руководством академика Михаила Лаврентьева в январе 1963 года в Новосибирске. В Ленинграде тогда же было подготовлено открытие интерната: весной 1963 года было набрано два класса с тем, чтобы с сентября начать занятия. Позднее такие школы появились и в других крупных городах страны. Но самой известной, получившей мировое признание, стала знаменитая Колмогоровская школа.

Инициативу открыть в столице при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова физико-математическую школу-интернат (ФМШ № 18) выдвинул в том же 1963 году академик Андрей Колмогоров, один из крупнейших математиков ХХ века. Идею поддержали ведущие ученые страны: заместитель руководителя атомного проекта Исаак Кикоин, ректор МГУ Иван Петровский. Одной из первых задач школы ее основатели видели в том, чтобы дать возможность ребятам из сельской местности получить хорошее физико-математическое образование наравне со столичными школьниками. Первый набор в школу был проведен по результатам собеседования лично с Колмогоровым и Петровским.

77.png

Идея оказалась настолько успешной, что инициатива была скопирована в других восточноевропейских странах. Так, в 1966 году в Белграде (Югославия) была основана математическая гимназия с углубленным изучением математики, физики и информатики. Ученики этой школы более 400 раз занимали первые места и получали медали на различных международных научных олимпиадах.

Но нам, россиянам, особенно интересно то, что и Великобритания, образование которой считается одним из лучших в мире, до сих пор пользуется концепцией советской физико-математической школы. Вот как об этом написал The Economist, старейший англоязычный еженедельный экономический журнал: «Чтобы получить представление о влиянии Советского Союза на английское образование, отправляйтесь в колледж в Ламбете (район Лондона), в 20 минутах ходьбы от парламента. Там в бывшей бане 1930-х годов, затонувшей низко среди жилых кварталов, разместился Королевский колледж Лондонской математической школы (KCLMS). В этой школе ученики могут проводить свободное время, решая математические задачи на досках, установленных в капсулах.

Школа построена по образцу Колмогоровской физико-математической школы в Москве, которая с середины 1960-х годов принимала самых умных 15-летних школьников России и знакомила их с лучшей математикой в стране. Майкл Гоув, министр образования Великобритании с 2010 по 2014 год, импортировал эту идею, подталкивая университеты к созданию специализированных математических колледжей. Цель состояла в том, чтобы дать возможность любому ребенку получить «итонское образование» по математике или физике, вспоминает бывший советник мистера Гоува Доминик Каммингс».

Ключевой фигурой в создании специализированных математических институтов в Великобритании стала также баронесса Элисон Вульф, профессор Королевского колледжа Лондона. Она познакомилась с русской математикой благодаря своей работе в университетах, математические факультеты которых часто приглашают к себе на работу российских ученых.

В итоге школы по типу Колмогоровской были открыты сразу в двух английских вузах. Первой стал Королевский колледж третьего старейшего университета Англии (после Оксфордского и Кембриджского). Второй — Эксетерская математическая школа, спонсируемая Университетом Эксетера (открылась в 2014 году). Результаты выпускников этих школ весьма высоки: 97% учащихся Королевского колледжа достигли класса А, 11 выпускникам (из 65) в один год были предложены места в Оксфорде и Кембридже. Это самый высокий показатель в стране.

Однако вернемся в Россию. Признанный факт: наши команды — по-прежнему самые сильные на ежегодной Международной математической олимпиаде для школьников (наряду с КНР, США и Южной Кореей). За последние 19 лет (2000–2018) российские программисты 13 раз выигрывали мировое первенство АСМ ICPC (Международная студенческая олимпиада по программированию). Все это говорит о том, что потенциал российского математического образования все еще высок. Часто приходится слышать справедливую критику российских школ и заявления о том, что их уровень падает. Но у нас есть прекрасная основа для дальнейшего рывка. Не будем об этом забывать.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.