Рекомендации Минфина по выводу экономики из тени и увеличению доходной базы бюджетов предлагают региональным и местным властям конкретные механизмы действий, однако не учитывают новых возможностей ФНС.

Татьяна МАКУРОВА

Минфин России 31 октября выпустил Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Текст рекомендаций доступен в сети интернет. Документ разработан на основе изучения международного и российского опыта, в том числе в десяти пилотных регионах (Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесской Республике).

Методические рекомендации содержат комплекс мероприятий по ряду направлений:

1) меры по повышению эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов;

2) меры по активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов;

3) меры, способствующие развитию экономики территорий;

4) меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях.

Первые два блока задач подкреплены достаточно конкретной дорожной картой и задают четкие механизмы действий. Остальные блоки носят отчасти рамочный характер и предлагают скорее направления работы. Разберем меры по повышению собираемости налогов из первого блока, поскольку именно налоговые доходы являются основным источником наполнения бюджетов.

Всем выйти из тени

Среди ключевых мероприятий Минфин обозначает легализацию налоговой базы — сокращение неформальной занятости и повышение поступлений НДФЛ. Рекомендуется расширить состав комиссий по снижению неформальной занятости, осуществлять мониторинг заработных плат и занятости работников на предприятиях и в организациях, выявлять теневую занятость иностранных граждан и случаи сдачи квартир в аренду без уплаты НДФЛ.

В частности, Минфин считает целесообразным создавать в регионах и муниципалитетах рабочие группы по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости с участием приглашенных предпринимателей. При этом вводить в состав комиссий отраслевых экспертов со стороны научной среды, бизнес-сообщества, профсоюзных организаций.

В части мер, касающихся мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях, необходимо обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли). Для определения заниженного уровня предлагается делать привязку к средним значениям по отрасли (а не к минимальным). Так, в качестве критического уровня по заработной плате можно, по мнению Минфина, ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня заработной платы по отрасли, а также следить за соответствием МРОТ.

Вместе с тем статистика лишь средних и минимальных значений заработных плат на предприятии недостаточна, поскольку средние значения могут завышаться наличием высоких зарплат у руководства. Конкретные пороговые значения следует определять во взаимодействии с Федеральной налоговой службой (далее ФНС) с учетом таких показателей, как, например, среднее количество работников на единицу стоимости выпускаемой продукции. В практику работы комиссий следует ввести запросы у налоговых органов информации о предприятиях, имеющих неоправданно низкие показатели налоговой нагрузки. Далее на основании совокупности факторов должны формироваться списки работодателей для вызова на комиссию.

68_2.png

В тех регионах, где доля трудовых мигрантов в рабочей силе значительна, для выявления нелегальных схем занятости рекомендуется проведение рейдовых мероприятий с привлечением участковых инспекторов, сотрудников органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления. Так, в Белгородской области такие группы, в том числе и в нерабочие дни, выходили на места, выявляли случаи привлечения мигрантов к работе без уплаты налогов, — в результате количество выданных миграционных патентов в области возросло в четыре раза по сравнению с предыдущим периодом.

Что касается выведения из тени арендодателей квартир, то, как показывает региональный опыт, выявление подобных случаев сопряжено с рядом трудностей. «В качестве механизма, позволяющего заинтересовать управляющие компании выявлять подобные случаи и сообщать о них, можно предложить предоставление из местных бюджетов стимулирующих грантов управляющим компаниям как поощрение за прирост поступлений по НДФЛ на соответствующей территории. Кроме того, может быть организована горячая линия, по которой можно сообщать о случаях сдачи квартиры внаем», — отмечено в документе.

По оценке Росстата, до 50% квартир сдается в аренду без уплаты налогов. Эксперты в сфере недвижимости утверждают, что удельный вес незаконно сдаваемых объектов составляет 90%, при этом порядка 70% рынка аренды жилья в крупных городах контролируют агенты по недвижимости, а не агентства, и они никому не передают свою базу клиентов. Пример из практики субъектов РФ: в конце 2016 года в Санкт-Петербурге было подписано трехстороннее межведомственное соглашение ГБУ Горжилобмен с МВД по Петербургу и Ленобласти и Управлением ФНС по Петербургу о взаимодействии для выявления теневых арендодателей жилья. Производится физический обход квартир участковым — как по сигналам соседей или бывших арендаторов, так и на основе официальных данных: если у человека в собственности более одного объекта недвижимости, то проверяется предположение, что один из объектов он сдает. Особые подозрения, конечно, вызывает наличие в собственности трех и более объектов недвижимости. Однако выявление нелегальных арендодателей таким способом продвигается довольно медленно.

Периодически обсуждаемое на протяжении как минимум трех лет предложение о том, чтобы предоставлять имущественный налоговый вычет арендаторам и тем самым выводить из тени арендодателей, не имеет никакого экономического смысла: те 13% НДФЛ, которые заплатит арендодатель, в качестве налогового вычета вернет себе арендатор (в бюджете могут осесть только штрафы арендодателям, но это разовая выгода). А в случае если жилье сдает индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения, бюджет оказывается в минусе: получит 6%, а вернет 13%.

Пересесть с лошади на авто

Отметим, что ввиду развития технологий как в рассматриваемых рекомендациях Минфина, так и в высказываниях отдельных публичных лиц, включая чиновников, наблюдается существенный разрыв с пониманием фактических темпов развития информационных технологий, и в частности новых возможностей ФНС.

Так, один из соавторов закона о самозанятых гражданах, вводящего понятие налога на профессиональный доход, председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, заявлял после принятия законопроекта, что «закон не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого‑то поймать за неуплату налогов». Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов в том же контексте говорил, что на контрольные закупки для выявления фактов незаконного предпринимательства не хватит ни средств, ни человеческих ресурсов.

Однако информация ФНС говорит о том, что выявить как самозанятых, так и теневых арендодателей и работников, получающих зарплаты «в конверте» (следовательно, и их работодателей) скоро будет совсем просто. Соответственно, часть практических рекомендаций Минфина, таких как мониторинг зарплат, заключение трехсторонних соглашений с профсоюзами и работодателями о величине минимальной заработной платы на территории муниципалитета, предоставление стимулирующих грантов управляющим компаниям для выявления арендодателей и прочие «меры, направленные на легализацию доходов населения и хозяйствующих субъектов», уже в достаточно близкой перспективе станут неактуальными.

21 ноября, в День налоговика, глава ФНС Михаил Мишустин в интервью «Ведомостям» сообщил, что за последние пять лет рост налоговых поступлений, очищенных от инфляции, в 33 раза превысил рост ВВП (если не делать поправку на инфляцию, то в 58 раз) — и это на фоне экономического спада, санкций и нестабильной внешней обстановки. Основной вклад в такой результат внес программный комплекс АСК НДС, новая (третья) версия которого уже работает в тестовом режиме и интегрируется в банки. АСК НДС-3 называют «убийцей налоговых схем». Возможности третьей модификации программы выходят далеко за рамки изначального функционала АСК НДС (призванной бороться с незаконным возмещением НДС) и включают в себя отслеживание страховых взносов, НДФЛ, таможенных платежей, информации по экспортно-импортным операциям. Также в АСК НДС-3 загружаются сведения из ЗАГС (базы данных ЗАГС по всей стране были объединены к октябрю 2018 года, что стало очередным этапом в создании единого реестра населения).

На практике это означает, что фискальные органы получают гораздо более мощный инструментарий для выявления как предприятий — налоговых уклонистов, так и физических лиц, будь то незаконный предприниматель или арендодатель. Так, регулярные денежные переводы между неродственниками (равно как и внесение средств на карту себе самому) могут трактоваться как ведение незаконной предпринимательской деятельности/сдачи жилья в аренду. Возможно и веерное отслеживание и сопоставление связей — например, если сотрудники одной и той же компании в один день вносят себе на карты денежные средства, это с большой долей вероятности будет свидетельствовать о выплатах серых зарплат компанией-работодателем (в мегаполисах люди предпочитают иметь безналичные деньги, чтобы совершать дистанционные покупки — соответственно, случаи внесения черного нала себе на карту довольно распространены).

Кроме того, контроль денежных переводов поможет выявлять попытки индивидуальных предпринимателей оптимизировать налоговые выплаты за счет переводов на карты физических лиц. «Известно, что зачислением на карту физлица предприниматели нередко пользуются в качестве замены банковского торгового эквайринга — представители микробизнеса предлагают покупателям или клиентам при безналичных расчетах перевести деньги на свою карту», — сообщили в ДелоБанке, добавив, что такая практика наиболее распространена в южных регионах страны.

В том же интервью газете «Ведомости» 21 ноября Михаил Мишустин рассказал о переговорах со Сбербанком и с примерно 20 агрегаторами, привлекающими фрилансеров (в том числе «Профи.ру», YouDo, «Яндекс.Такси» и другими). «Они прекрасно понимают, что человек получает плату за оказание услуги при их поддержке, но дальше никаких отношений, связанных с выплатой налогов, ни у этого человека, ни у агрегатора не возникает», — сказал он. Агрегаторам было предложено стать партнерами и использовать интерфейс налоговой службы, «чтобы человек мог удобно и быстро регистрироваться сразу и у нас, и на платформе».

В качестве завершающего аккорда можно сказать о том, что возможность контроля банковских счетов физических лиц налоговой службой уже была анонсирована на официальном сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы» при ответе на вопрос, как налоговики будут контролировать доходы самозанятых.

Таким образом, автоматизация налогового администрирования снимет вопрос предоставления права налоговикам вне рамок налоговых проверок получать сведения из банков о движении по счетам физлиц (напомним, ФНС неоднократно пыталась получить такие полномочия, последнее нашумевшее письмо было направлено в адрес Минфина России в мае 2018 года).

Между тем на старте запуска находятся и другие системы, призванные выводить теневые доходы на белый налоговый свет. Так, например, в Москве планируется ввести систему, основанную на анализе больших данных (big data) и учитывающую совокупность информации в сети интернет (включая объявления о сдаче квартир в аренду на самых популярных ресурсах), для выявления теневых арендодателей в Московском регионе. Департамент информационных технологий Москвы разработал механизм, который позволяет с помощью анализа больших данных выявлять нелегальную аренду квартир. Артем Ермолаев, на тот момент глава департамента, в рамках Московского урбанистического форума заявил: «Механизм оттестирован, мы понимаем, как это работает. Он не имеет выхода [для внешних пользователей] и конкретного сервиса для жителей. Для себя, для аналитических целей мы это [уже] используем».

Однако перед тем, как механизм заработает в полную силу и с его помощью можно будет определять неплательщиков, потребуется внести изменения в законодательство. Впрочем, говорят эксперты, если на законодательном уровне обязать интернет-ресурсы (такие как «Авито», «ЦИАН», «Яндекс.Недвижимость» и другие) предоставлять информацию о фактах сдачи квартир, необязательно разрабатывать программные комплексы.

Возвращаясь к грядущим новациям в работе налоговой службы, которые в том числе снимут с местных администраций задачи повышения собираемости налогов, упомянем пять технологий, которые изменят работу налоговой службы через несколько лет. По мнению Михаила Мишустина, они таковы:

инновационные методы сбора, хранения и анализа больших данных;

технологии, построенные на концепции интернета вещей (включая онлайн-кассы);

когнитивные системы, основанные на искусственном интеллекте (искусственный интеллект уже используется в онлайн-кассах для определения товарных позиций с помощью нейронных сетей, а также в АСК НДС-2 — для «умного» анализа потоков больших данных и выявления закономерностей, аномалий, проблемных мест);

«цифровая идентичность» — технология идентификации налогоплательщиков;

блокчейн или распределенные реестры.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.