Журнал «Метод», № 3 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

России грозит кризис корпоративных долгов, но выход есть

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

В России годами шел неуклонный рост просроченной задолженности. По прогнозам экспертов, в 2019 году страну может ожидать долговой кризис.

Антон КАНАРЕЙКИН

По данным Росстата, к июлю 2018 года общий объем просроченной дебиторской задолженности предприятий в корпоративном сегменте составил 2,7 триллиона рублей. Отметим, что по итогам 2017 года этот показатель составлял 2,3 триллиона рублей. Тенденция в конце концов может привести к цепной реакции неплатежей. Как говорит председатель подкомитета по финансовой грамотности и финансовому оздоровлению Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, глава компании ГК «Рыков групп» Иван Рыков, «в России надулся долговой пузырь. По долгам граждан, по банковской задолженности, по корпоративным долгам. Мы столкнулись с ситуацией, когда просто сидеть и наблюдать, как этот снежный ком растет, уже невозможно».

Исследования показывают, что почти 80% просроченной дебиторской задолженности невозможно взыскать. Если говорить о причинах, то в 40% случаев источник погашения не выяснен. Еще в 37% случаев деятельность предприятия должника оказывается прекращена. Два процента приходится на случаи, когда трехлетний срок предъявления исполнительного листа истек.

Оставшиеся 15% случаев связаны с тем, что у должника отсутствует имущество. Выяснить наличие имущества — задача судебного пристава, однако на практике проконтролировать, предпринял ли он какие-то действия, даже крупные компании не в состоянии. В типичном случае все ограничивается неоднократным направлением соответствующего запроса и получением в ответ акта о невозможности взыскания. Вряд ли этому стоит удивляться, учитывая, что таких исполнительных производств у судебных приставов сотни тысяч.

Будущее за частными приставами?

О большой нагрузке на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) свидетельствуют результаты недавней проверки Счетной палаты, предметом которой было исполнение судебных актов по взысканию налоговых и неналоговых доходов и дебиторской задолженности. Выяснилось, что на момент проверки в информационной системе о государственных и муниципальных платежах не было данных о начислениях почти по половине исполнительных производств.

65_2.png

В результате вновь началось обсуждение создания в России института частных судебных приставов. Несколько лет назад в Госдуму даже вносили соответствующий законопроект, однако дальнейшего развития инициатива не получила. В прошлом году идея была реанимирована благодаря докладу Центра стратегических разработок. Система оценки работы, принятая в ФССП, поощряет взыскание большого количества мелких долгов и не стимулирует работу с крупными, а перегруженность бюрократическими процедурами и неэффективное распределение нагрузки сказываются на результатах работы приставов, констатировали эксперты центра.

В октябре этого года ТПП РФ приняла резолюцию, в которой указывалось на необходимость создания рабочей группы для разработки нового законопроекта, направленного на введение в России института частных судебных приставов-исполнителей параллельно с государственной системой исполнения судебных решений. По мнению представителей палаты, это позволит повысить эффективность исполнения судебных актов и снизит нагрузку на ФССП. Тем самым снизятся расходы государства на содержание данного института. Кроме того, как отмечают эксперты, наличие здоровой конкуренции между частными судебными приставами-исполнителями позволит ускорить модернизацию системы исполнения судебных решений и привлечет в нее дополнительные ресурсы и кадры.

По мысли инициаторов, взыскателям будет предоставляться право выбора варианта исполнения решения суда — через ФССП или через институт частных приставов. При этом объем полномочий у государственных и частных приставов будет одинаковым. Разумеется, для реализации замысла от государства потребуется помощь в создании механизмов контроля и регулирования института частных судебных приставов, чтобы новая структура не повторила печальную судьбу коллекторских агентств.

Бизнес просит господдержки

Впрочем, даже с решением проблемы эффективности судебных приставов вопрос просроченной задолженности в России не будет закрыт. Для любой компании наличие крупной дебиторской задолженности превращается в потерю ликвидности. Ее нельзя считать полноценным активом, ведь взыскать получается не более 20% долгов.

65_3.png

Эта цифра доказывает: корпорации не умеют или не хотят работать с проблемными активами из-за бюрократизации процессов, из-за размытой ответственности за результат. Наконец, из-за отсутствия специальных навыков работы с долгами. В России решением проблем просроченной дебиторки занимаются либо силовые структуры, либо юристы, которые признают только один инструмент — суд. Нужны другие работающие механизмы, и в этом вопросе бизнес просит активной помощи государства.

Нельзя сказать, что власти игнорируют проблему. Например, ЦБ создал фонд проблемных активов, по сути, банк «плохих долгов» на основе банка «Траст». Инструмент уже работает — так, в середине ноября банк «Открытие» объявил о завершении передачи в «Траст» непрофильных активов на сумму 438 миллиардов рублей и погашении своей задолженности перед ЦБ. Как известно, в банк «плохих долгов» также передаются непрофильные активы Бинбанка, санируемых Рост банка и Автовазбанка, а также часть активов Промсвязьбанка. Банк будет пополняться до конца 2019 года, его общий объем составит более 2 триллионов рублей.

Однако все это касается только банковского сектора. Что касается корпоративных долгов, то в качестве одной из мер поддержки предлагается создание государственной структуры, консолидирующей дебиторку госкорпораций. В целом же государство может помочь бизнесу, только создав нормативно-правовую инфраструктуру для цивилизованного решения проблемы. Пока же приходится констатировать, что в стране нет систем мониторинга и отчетности по проблемным активам. А раз процесс нельзя измерить, то и невозможно им управлять.

IPO для просроченной дебиторки

Представляется, что первым этапом формирования системы управления проблемными активами должна стать их инвентаризация. Следующее, что необходимо сделать для появления в России цивилизованного рынка просроченной задолженности, — это создать систему рейтингования долгов с точки зрения возможности и вероятности их взыскания. Рейтинг позволит подбирать адекватные инструменты для работы с тем или иным долгом.

Среди методов, которые могут помочь корпоративному бизнесу, стоит упомянуть секьюритизацию долгов. В России уже есть рынок лизинговой и ипотечной секьюритизации. Никто не мешает корпоративному бизнесу пойти по тому же пути и выставить свои долги на биржу. В данном случае главное преимущество секьюритизации (то есть трансформации финансовых активов в финансовые продукты — ценные бумаги) заключается в том, что кредитор получает деньги практически сразу в момент эмиссии.

65_4.png

Главной проблемой здесь остается необходимость создания механизма рейтингования корпоративных долгов. Как признают эксперты, чтобы методика рейтингования была принята в каком-то виде, предстоит сложный процесс согласования с ЦБ.

Другой путь — это продажа проблемных активов посредством электронных торгов. Как подчеркивают эксперты в области работы с «токсичными» активами, это хороший и цивилизованный путь, который выгоден для бизнеса, ведь продажа дебиторской задолженности также позволяет быстро вернуть часть денег. Проблема здесь, опять же, в том, что покупателям пока предлагается кот в мешке: нужна стандартизация проблемных активов.

В целом методики здесь наработаны. Например, используются скоринговые модели, основывающиеся на статистических показателях. Если речь идет о массовых долгах физических лиц, то закон больших чисел работает. Однако при покупке крупных отдельных долгов инвестор не может полагаться на этот метод, требуется разработка карты риска — полуручная обработка данных, учитывающая все нюансы и возможные стратегии взыскания долга. Наконец, стоит упомянуть и высокие технологии, применяемые для оценки долгов, в частности нейросети.

«Стандартизация сделает удобным процесс ознакомления покупателя с лотом, предоставит покупателю проблемного актива гарантию юридической чистоты дебиторской задолженности, позволит ускорить процесс реализации на торгах и в принципе сформирует цивилизованный рынок по реализации проблемных активов», — говорит представитель крупнейшей российской торговой электронной площадки «Сбербанк АСТ» Анна Захарова. Однако для того, чтобы эти методы заработали на полную мощь, нужна помощь государства хотя бы в части создания четких правил и стандартов.

Решение на триллион

Чтобы оценить эффект от решения (или хотя бы минимизации) проблемы корпоративных долгов, достаточно ответить на вопрос: выгодна ли для государства и бюджетной системы здоровая экономика? Нарушение денежных потоков внутри страны приводит к массовым банкротствам и ликвидации предприятий — а хорошо известно, что количество ликвидаций ежегодно растет.

Здесь можно напомнить, что в майском указе президента поставлена задача добиться роста экономики. Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира с темпами роста выше мировых и сохранением макроэкономической стабильности. Для эффективной реализации этих целей необходимо улучшать деловой климат России, что без решения проблемы роста просроченной задолженности вряд ли возможно.

По оценкам экспертов, в денежном исчислении экономический эффект создания работающих методов борьбы с просроченной дебиторской задолженностью превысит триллионы рублей. В условиях затрудненного доступа российского бизнеса к иностранным кредитам эти средства могли бы стать хорошей подпиткой для всех отраслей экономики России.

Динамика просроченной дебиторской задолженности организаций, млрд руб. (Росстат)

Коэффициент рождаемости и ликвидации организаций, единиц на 1000 организаций (Росстат)

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.