Журнал «Метод», № 3 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Иркутская область: долгосрочные приоритеты

«Метод» № 3 • 2018

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

В интервью журналу «Метод» губернатор Иркутской области Сергей Левченко рассказывает о проекте первого пятилетнего плана развития региона и задачах областного комитета по госпланированию.

— Сергей Георгиевич, вы возглавляете Иркутскую область уже три года. Что вы сами считаете своими главными достижениями за это время?

— Самое главное — воплощение в жизнь проектов, направленных на улучшение качества жизни. Высокие темпы экономического развития области стали базой для успешной реализации социальных программ. Объем средств, направляемый из областного бюджета на реализацию государственных программ Иркутской области, за последние три года вырос на 32 процента, со 114,5 до 151,3 миллиарда рублей.

Сегодня мы завершаем формирование пятилетнего плана социально-экономического развития региона. Этот документ необходим для упорядочивания экономического развития области, для того чтобы создавались и расширялись производства по тем направлениям, которые действительно востребованы и конкурентоспособны на внутреннем и зарубежном рынках. В плане будут учтены все предложения по комплексному развитию территорий области.

Сегодня рядом с крупными предприятиями развивается и сопутствующий малый и средний бизнес, инфраструктура социальной сферы. На государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Иркутской области с 2015 по 2018 год было направлено 914,8 миллиона рублей, в том числе из областного бюджета — 278,2 миллиона. Государственную поддержку получили тысячи малых и средних предприятий, было создано 2,3 тысячи новых рабочих мест.

В текущем году мы реализуем сотни мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и проектированию объектов социально-культурного назначения. Увеличение финансирования данного направления выросло почти в два раза и составило в текущем году 7,9 миллиарда рублей.

Построены школы в микрорайоне Ново-Ленино, в поселке Молодежном Иркутского района. Школу поселка Молодежного мы смело называем космической. Снаружи здание напоминает межпланетный корабль из фантастических фильмов, а внутри — нашу галактику. Именно такие объекты — современные, оборудованные по последнему слову техники — мы будем возводить в будущем. Кроме того, были построены детский сад на 240 мест в поселке Березовом Иркутского района, культурно-просветительский центр в Качугском районе, стационар ЦРБ в Аларском районе. До конца года завершим строительство Центральной районной больницы с поликлиникой в поселке Бохане. Ведутся работы по строительству центра для хоккея с мячом и для конькобежных видов спорта в Иркутске и ряда других важных объектов. Всего за три года было профинансировано 406 объектов социальной инфраструктуры.

— Сегодня на федеральном уровне формулируются новые, прорывные задачи. Готова ли Иркутская область к такому ускоренному движению вперед? На какие отрасли делаете ставку?

40_2.png

— Иркутская область является одним из ключевых промышленно-развитых регионов России, отличается богатым природно-ресурсным потенциалом. В регионе сосредоточены значительные запасы стратегических ресурсов: золота, леса, нефти, газа и угля.

Одной из перспективных отраслей является машиностроение. Лидирующую позицию в отрасли занимает Иркутский авиационный завод, специализирующийся на разработке и производстве авиационной техники военного и специального назначения. Завод в ближайшем будущем запланировал выпуск серийного производства самолета МС-21.

Динамично развивается фармацевтическая отрасль. В 2017 году АО «Фармасинтез» запустило цех малотоннажного производства лекарственных препаратов в Иркутске. Завершена реализация первого этапа проекта по производству активных фармацевтических субстанций в Братске — запущен цех малотоннажного производства «Килолаб». Начата реализация масштабного проекта по созданию фармацевтического производства в городе Усолье-Сибирское.

Сегодня мы можем говорить о формировании новой для Иркутской области перспективной отрасли — газохимии. В активную стадию реализации входит проект Иркутской нефтяной компании по строительству газохимического комплекса в городе Усть-Куте. Правительство области и компания пришли к решению о необходимости применения комплексного подхода к реализации проекта, в том числе о создании единого механизма развития Усть-Кутского муниципального округа, учитывающего как территориальные, так и отраслевые особенности, а также о внедрении максимально эффективного подхода по предоставлению мер государственной поддержки.

40_3.png

Усилит развитие газовой отрасли создание газоперерабатывающих и газохимических производств на базе Ковыктинского ГКМ. Регион располагает для этого всем необходимым: высокие добывные возможности месторождений газа, подходящие условия для создания хранилищ гелия, действующие и перспективные промышленные площадки, приближенность ресурсов к центрам потенциального потребления, наличие кадрового и научного потенциала и прочее. Создание производств с высокой добавленной стоимостью значительно увеличит доходную часть бюджета, а значит, возрастет благосостояние населения региона.

— Как в регионе обстоят дела с привлечением инвестиций?

— Для создания благоприятного инвестиционного климата у нас реализуется ряд мер, направленных на снижение административных барьеров, повышение качества предоставления государственных услуг и создание комфортной среды для развития бизнеса. Здесь учитываются все направления, с которыми бизнес сталкивается в ежедневном режиме. Речь идет об упрощении процедур получения разрешений на строительство, регистрации права собственности, постановки на кадастровый учет, присоединения к электросетям, о финансовой и нефинансовой поддержке инвесторов и малого бизнеса.

Данная работа осуществляется нами в рамках внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, утвержденных на федеральном уровне. Целевые модели представляют совокупность обязательных показателей (сроки, стоимость, количество процедур) по ключевым факторам, которые в большей степени влияют на инвестиционный климат. Всего в регионе внедряется 11 целевых моделей. Они определяют конкретные целевые значения, которые должны быть достигнуты в течение ближайших трех лет.

40_4.png

Очень важно, что деятельность в этом направлении проводится в тесном взаимодействии с федеральными органами власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области. Совместными усилиями внедряем лучшие практики, которые подтвердили свою эффективность в наиболее инвестиционно успешных регионах России.

Также с 2015 года на территории региона внедряется стандарт развития конкуренции. Результатом данной работы стало улучшение условий для ведения бизнеса, развитие предпринимательства, увеличение числа участников государственных закупок, предотвращение случаев ограничения конкуренции.

Что касается преференций, то здесь мы гарантируем поддержку проектов независимо от их масштабов, будь то проекты микропредприятий или крупного бизнеса, производство или сфера услуг, традиционные или инновационные отрасли. В области для этого есть все необходимые инструменты. Это и налоговые льготы, и субсидии, и обширный перечень региональных институтов развития, и территории с особым статусом, и ряд других мер поддержки. Самое главное, чтобы проекты были направлены на выпуск конкурентоспособной продукции, внедрение современных технологий по сохранению экологии, создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

Сегодня Иркутская область занимает второе место по показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа. В 2017 году инвестиции в основной капитал составили почти 256,9 миллиарда рублей. По итогам первого полугодия 2018 года данный показатель равен 117,6 миллиарда рублей, что на 15 процентов больше показателя первого полугодия прошлого года. Правительство области и дальше намерено создавать для потенциальных инвесторов максимально прозрачные условия работы.

— Летом в структуре Правительства Иркутской области был образован комитет по госпланированию. Какая роль будет отводиться этому органу в разработке и реализации различных стратегических документов Иркутской области?

— Действительно, в июле утвержден состав Государственного комитета по планированию социально-экономического развития Иркутской области. В состав комитета вошли представители исполнительных органов власти региона, бизнес-сообщества, научных, образовательных и других организаций. Возглавляет его непосредственно губернатор Иркутской области. Главная задача комитета — формирование и реализация первого пятилетнего плана развития Иркутской области на 2019–2023 годы.

40_5.png

Государственный план социально-экономического развития Иркутской области — это в первую очередь стратегический документ на пятилетний период, который будет включать конкретный набор показателей и мероприятий в экономике, социальной сфере, демографии, которые необходимо достичь к 2024 году. Подобный подход позволит сформировать полноценный бюджет развития с учетом стратегических целей и долгосрочного эффекта от вложения средств.

В сфере экономики акцент будет сделан на такие направления, как развитие несырьевого экспорта, импортозамещение и промышленное развитие муниципальных образований. В области сельского хозяйства особое внимание будет уделено самообеспечению региона основными видами продукции. Подчеркну, что к реализации документа будут привлечены все районы области, организации агропромышленного комплекса и крестьянские (фермерские) хозяйства, что позволит более детально проработать, а в дальнейшем и эффективно реализовать намеченные цели.

В социальный блок войдут мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников как для бюджетной сферы, так и для экономики в целом, а также дополнительные меры по сокращению бедности в Иркутской области. В кадровой политике мы намерены уделять особое внимание мероприятиям по подготовке квалифицированных специалистов и мерам по закреплению и развитию кадров, их рациональному распределению в отраслях экономики и социальной сферы, а также по территориям.

— Какие основные стратегические цели, задачи в развитии Иркутской области вы видите? Как для их реализации должна быть усовершенствована система стратегического планирования?

— Проектом государственного плана социально-экономического развития Иркутской области выделены основные стратегические цели региона на среднесрочный период. В том числе повышение заработной платы работников бюджетной сферы, обеспечение продовольственной безопасности региона, поддержание приемлемого для населения уровня цен на социально значимые товары, недопущение резкого увеличения энерготарифов, поддержка существующих и создание новых промышленных производств, повышение темпов строительства доступного жилья и ряд других.

Система стратегического планирования на региональном уровне выстраивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Формирование госплана не требует разработки инициатив со стороны Иркутской области по корректировке федерального законодательства, поскольку действующей редакцией вышеупомянутого закона № 172‑ФЗ предусматривается возможность разработки любых планов социально-экономического развития, которые необходимы для достижения целей и приоритетов регионального развития.

— Внедряются ли в системе государственного и муниципального управления Иркутской области изменения, направленные на ее усовершенствование (проектное управление, системы KPI, иные механизмы)?

— В настоящее время как на региональном, так и на федеральном уровне внедряется система проектного управления, которая поможет органам исполнительной власти увеличить эффективность взаимодействия друг с другом, сократить бюрократические барьеры и ускорить реализацию приоритетных проектов за счет большей прозрачности и конкретики в планах реализации каждого приоритетного проекта. Для внедрения проектного управления в Иркутской области разработано и утверждено постановление Правительства Иркутской области от 8 ноября 2017 года № 707-пп «Об организации проектной деятельности в Иркутской области».

Подготовила Ольга Горшенина

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.