«Метод» № 3 • 2018

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Журнал «Метод» продолжает серию публикаций с руководителями региональных органов власти, курирующих вопросы цифрового развития. В этот раз мы поговорили с заместителем премьер-министра Республики Татарстан — министром информатизации и связи Республики Татарстан РОМАНОМ ШАЙХУТДИНОВЫМ.

— Роман Александрович, продолжается обсуждение масштабной национальной программы «Цифровая экономика». Какие возможности здесь видит для себя Республика Татарстан?

— Действительно, сегодня цифровая экономика является темой номер один, ее суть — в грамотном и эффективном использовании современных прорывных технологий и цифровых активов, накопленных в стране за несколько десятков лет. Наше министерство определено куратором одноименного национального проекта на уровне республики, и мы видим цифровую экономику в конкретных проектах, которые должны повлиять на увеличение объема валового регионального продукта Татарстана. В настоящий момент мы как раз оцениваем перспективные предложения и проекты. Наша задача — через эти проекты выйти на точки роста, цель — получить социально-экономический эффект. Такая цель не только у нас, ее преследуют все российские регионы.

— Сегодня ставится задача выйти на предоставление подавляющего большинства государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Готовы ли мы к ее выполнению?

— Пока основным барьером полного перевода услуг в электронный вид являются требования законодательства, согласно которым многие документы, например конфиденциального характера, оформляются только на бумаге.

Что касается Татарстана — у нас переход услуг в электронный вид идет очень активно: в 2010 году мы начинали с 31 электронной услуги, а сегодня на портале госуслуг Татарстана представлено 248 самых разных электронных услуг и сервисов, зарегистрировано более 2,2 миллиона личных кабинетов пользователей. Более 80 процентов населения республики получают государственные и муниципальные услуги в электронном виде.

Сегодня мы ставим перед собой новую задачу — сократить количество документов, требуемых для получения услуги, и сроки ее получения, а в дальнейшем перейти к микросервисной модели, где будут выстроены взаимоотношения «сервер — сервер». Чтобы, например, при рождении ребенка пользователь автоматически получал свидетельство о рождении, прикрепление малыша к поликлинике, запись его в детский сад, не подавая при этом разные заявления в разные инстанции.

16_2.png

Особенно это актуально при получении муниципальных услуг, которые сегодня в наименьшей степени переведены в электронный вид. Мы также идем по пути сокращения ведомственных информационных систем, обеспечивающих предоставление этих услуг и автоматизацию реализации государственных полномочий, — укрупняем их, чтобы снизить издержки.

— Чем более развиты электронные сервисы, тем больший объем генерируемых больших данных. В какой мере республиканские власти используют их возможности? Есть ли уже в органах власти руководители, курирующие работу с данными?

— Вы совершенно правы, цифровая экономика — это экономика данных, объемы которых с каждым годом будут только расти. И, конечно же, цифровая экономика требует получения новых цифровых навыков. Отмечу, что наша республика не только системно обучает специалистов в области информационных технологий, но и уделяет большое внимание сфере подготовки государственных служащих.

Так, в декабре у нас стартовали курсы для руководителей органов государственной власти по направлению «Цифровая трансформация». Организаторами обучающих курсов стали аппарат Президента РТ и Министерство информатизации и связи РТ, а также Университет Иннополис. Первый поток прошел в начале декабря, на днях стартовал второй этап. Вообще было бы правильно в каждом ключевом министерстве назначить ответственного за цифровую трансформацию заместителя министра. В каждом из министерств должна возрасти компетенция в части, обеспечивающей наиболее быструю и эффективную цифровую трансформацию.

— Цифровизация охватывает все новые области, в том числе такие социально «чувствительные», как образование, здравоохранение, социальная защита населения. Как эта трансформация происходит в республике?

— Информатизация уже давно проникла практически во все сферы жизни. У нас с 2013 года работает государственная информационная система «Электронное здравоохранение Республики Татарстана», она объединила все медицинские учреждения в единую информационную среду. В системе ведется электронная медицинская карта пациента с отображением истории обращений, оказанных ему услуг, поставленных диагнозов и результатов лечения. Сегодня наша система активно используется в 22 субъектах России.

Электронное здравоохранение оптимизировало работу врача при приеме пациента и повысило доступность медицинских услуг. Так, за 11 месяцев 2018 года татарстанцы записались к врачу в режиме онлайн более 14 миллионов раз. В этом году запущен в промышленную эксплуатацию проект «Электронный листок нетрудоспособности» во всех медицинских организациях республики — и сегодня Татарстан находится на первом месте среди регионов РФ по выдаче электронных больничных.

16_3.png

Также совместно с Министерством здравоохранения Республики Татарстан мы усовершенствовали модуль «Центральный архив медицинских изображений», в котором хранится более 2 миллионов цифровых исследований. Теперь есть возможность компьютерного анализа любого изображения, будь то рентген, УЗИ или компьютерная томография.

Более миллиона человек — сотрудники администраций школ, учителя и ученики — являются пользователями государственной информационной системы «Электронное образование Республики Татарстан». Она позволяет учителям заполнять электронные журналы, а детям просматривать оценки и домашние задания в электронных дневниках. В рамках развития системы в школах республики установлено более 11 тысяч точек доступа к сети Wi-Fi, до конца года 1,5 тысячи точек появится во всех организациях среднего профессионального образования.

Информационно-коммуникационные технологии активно внедряются и в социальную сферу. Совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в 2014 году мы запустили систему «Социальный регистр населения», она оптимизировала деятельность по предоставлению адресных мер социальной поддержки населению, получателями которых являются более 1,74 миллиона человек, услуг в сфере социального обслуживания, учета и мониторинга семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Сегодня переведено в электронный вид восемь социально значимых услуг. Жители республики могут не выходя из дома подавать заявления и получать компенсацию родительской платы за детский сад, за проезд, за оплату коммунальных услуг и другие.

— Как в Татарстане решаются задачи, связанные с развитием ИТ-инфраструктуры?

— Вообще Татарстан готов к переходу в новую, цифровую эру: жители республики уже давно и очень активно пользуются электронными сервисами, уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа в интернет постоянно повышается и сегодня составляет более 76 процентов (а в городах этот показатель превышает 85 процентов), внедряется концепция умного и безопасного региона, применяются интерактивные способы обучения.

Немалую роль в цифровизации республики играют научно-производственные и инфраструктурные объекты, такие как город высоких технологий Иннополис, в котором сегодня проживают более 2,5 тысячи жителей, ИТ-парк в Казани и Набережных Челнах, резидентами которого являются 137 компаний. Такие объекты обеспечивают ускоренное взаимодействие между участниками рынка, которые обмениваются между собой знаниями, технологиями, опытом и разработками в сфере ИТ-технологий. Это благоприятно сказывается на развитии цифровой экосистемы в республике.

Сегодня в республике зафиксировано 6,5 миллиона абонентов сотовой связи при 3,8 миллиона жителей — это значит, что у каждого человека имеются как минимум 1–2 сим-карты! В Татарстане сотовой связью обеспечены 99 процентов населенных пунктов, для жителей многих городов и сел доступны сервисы на самых высоких скоростях — 3G и 4G. Мобильные сети переживают сейчас новый этап развития высокоскоростных технологий на базе стандартов 5G, которые уже тестируются у нас в республике.

За последние несколько лет в Татарстане реализован ряд значимых федеральных и республиканских программ, направленных на повышение доступности сети интернет для жителей республики. Из последних — в 2017 году наш регион одним из первых в России реализовал федеральный проект «Устранение цифрового неравенства» — более 250 тысяч татарстанцев в 676 населенных пунктах получили возможность пользоваться широкополосным доступом в сеть интернет через Wi-Fi.

16_4.png

Мы большое внимание уделяем развитию электронных сервисов, с помощью которых население может общаться с властью. Так, татарстанцы могут мониторить деятельность 18 министерств и 26 ведомств в системе «Открытый Татарстан», обращаться к властям по вопросам благоустройства территории, содержания и ремонта дорог, жилищно-коммунального обслуживания через сервис «Народный контроль», направлять видеофакты нарушений правил дорожного движения через специальное мобильное приложение «Народный инспектор». Также татарстанцы могут оценивать качество полученных услуг — с помощью специального сервиса на портале госуслуг РТ и в мобильном приложении «Услуги РТ». Предложение оценить качество медицинской помощи по таким показателям, как время ожидания в очереди, отношение медицинского персонала и состояние помещений, поступает сразу после посещения врача. Пользователи портала могут также оценить работу управляющих компаний — здесь критериями оценки являются качество коммунальных услуг, содержание, ремонт и управление домом. Результаты оценки как в сфере здравоохранения, так и ЖКХ используются соответствующими министерствами и ведомствами для повышения качества обслуживания населения.

Повышенное внимание мы уделяем развитию новых прорывных технологий. Так, сегодня в Иннополисе тестируется беспилотное такси от Яндекса. Спустя три месяца после запуска тестовой зоны две машины без водителей совершили уже более 1000 поездок, каждая продолжительностью около десяти минут.

Университетом Иннополис совместно с партнерами реализуется проект «Аэронет», в рамках которого разрабатывается облачная 4D-геоинформационная платформа Республики Татарстан. Целью проекта является создание комплексной системы продвижения продуктов и услуг в области дистанционного зондирования и мониторинга Земли. Эти разработки позволят повысить управляемость территории республики и в дальнейшем масштабировать результаты на другие регионы Российской Федерации.

Также реализуются технологии, связанные с искусственным интеллектом, компьютерным зрением. Например, проект видеоаналитики в рамках «Безопасного города», проект аналитики больших данных в медицине. Еще один проект, который мы реализуем, связан с биометрией — это голосовое формирование протоколов осмотра пациентов врачами, работающими на технике КТ и МРТ.

— В целом насколько успешно развивается проект города Иннополиса?

— Сегодня Иннополис — это город, университет и особая экономическая зона. В городе ежедневно находятся 4 тысячи человек, действуют детский сад, школа, лицей, где с каждым годом обучается все больше и больше детей.

В городе осуществляют свою деятельность 170 компаний, 86 из них — резиденты и партнеры особой экономической зоны, уже создавшие более 2 тысяч рабочих мест. Объем их выручки составил 4,62 миллиарда рублей, около 3 миллиардов из них заработаны в 2018 году.

Университет Иннополис, недавно отметивший шестилетие, сегодня занимает второе место среди технических вузов и седьмое — среди всех российских вузов по качеству приема абитуриентов (средний балл ЕГЭ студентов первого курса — 90,4 балла). Сегодня здесь обучаются 602 студента, функционируют 14 лабораторий и 7 научных центров, а также работает новый Центр компетенций Национальной технологической инициативы по робототехнике и мехатронике, в консорциум которого входят 16 ведущих вузов страны, 5 прикладных академических институтов, а также 7 иностранных партнеров. Так что Иннополис — это успешный проект, который поможет нам привлечь в Россию и Татарстан самых лучших специалистов ИТ-специальностей.

Подготовил

Николай НОВОХАТСКИЙ

Рустам Минниханов первым прокатился по территории Иннополиса на беспилотном такси

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.