«Метод» № 3 • 2018

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

В 2019 году, после вывода на орбиту новых спутников, система «ЭРА-ГЛОНАСС» должна выйти на новый качественный уровень. Но и сегодня проект может похвастаться серьезными достижениями.

ВЕРОНИКА МААНДИ

Вспомнить все

Первыми о спутниковой навигации заговорили американские ученые в 50-е годы XX века. Наблюдая за искусственным спутником Земли, они заметили, что частота принимаемого от него сигнала меняется в зависимости от того, приближается спутник к Земле или отдаляется от нее. То есть, зная свои координаты, можно определить и местоположение аппарата, и направление и скорость его движения. А значит, возможно и обратное: установив положение спутника, определить собственные местонахождение и скорость.

Идею удалось реализовать через 20 лет — первый спутник GPS появился на орбите в 1974-м, 24-й (это минимальное количество аппаратов, необходимое для полноценного функционирования системы) — в 1993-м. В 2000-м в США были сняты ограничения на точность измерений при бытовом использовании GPS — и технология стала быстро распространяться по миру.

В СССР, разумеется, разрабатывали свою, альтернативную американской систему спутниковой навигации — ГЛОНАСС. И прежде всего в целях безопасности. Первый советский спутник, созданный по заказу Министерства обороны, был выведен на орбиту на восемь лет позже американского, в 1982 году. Однако уже к 1995 году (сократив отставание до двух лет) число спутников ГЛОНАСС было доведено до штатного состава — 24 единицы. Впрочем, затем начались проблемы: из-за недостаточного финансирования, а также выработки гарантийного ресурса аппаратов число спутников стало стремительно сокращаться. И к началу XXI века их осталось всего шесть.

08_2.png

В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», в соответствии с которой к началу 2010-го ГЛОНАСС должна была стать по-настоящему глобальной, то есть покрыть всю Землю. Пусть не точно в срок, но это все же случилось. А после выведения на орбиту аппаратов нового поколения — «ГЛОНАСС-К» — точность нашей навигационной системы перестала уступать своему основному конкуренту, американской NAVSTAR GPS.

Следующей задачей стало повышение популярности нашей навигационной системы в России и в мире. Для чего было решено расширить применение этой системы в гражданском секторе, перевести ее с профессионального на потребительский рынок, а также способствовать распространению так называемого универсального навигатора ГЛОНАСС‑GPS, способного принимать сигналы сразу двух систем.

В мире к этому времени (середина нулевых) портативные спутниковые навигаторы уже весьма широко использовались в быту: для определения своего местонахождения, для контроля за безопасностью ребенка, для поиска потерявшихся домашних животных или особо ценных предметов и даже для слежки за неверными мужьями или женами.

В России же навигаторами активно пользовались пока только сотрудники МЧС, МВД и прочих силовых структур (в частности, первые электронные браслеты с системой ГЛОНАСС, появившиеся в 2008 году, позволили в несколько раз сократить число побегов из мест заключения). Кроме того, навигационной аппаратурой оборудовался государственный транспорт, поезда, самолеты, а также рыболовецкие суда (для контроля их перемещения и пресечения незаконного лова рыбы).

К 2011 году с точности данных ГЛОНАСС наконец была снята секретность, накладываемая Минобороны. Местоположение границ, предметов и людей стало возможно определять с точностью до одного метра (как это давно уже было возможно во всем мире). Началось использование навигационных систем для составления точных карт, кадастрирования земель. Однако этого явно не хватало. Необходимо было еще сильнее стимулировать распространение ГЛОНАСС.

Первым делом взялись за мобильную связь. На устройства, оснащенные только приемниками GPS, была наложена пошлина. «Это не столько принуждение, сколько мотивация, — объяснял тогда Сергей Иванов, занимавший должность заместителя председателя Правительства Российской Федерации. — С техники, использующей как GPS, так и ГЛОНАСС, таможенные пошлины взиматься по-прежнему не будут. Но если в телефоне будет использоваться только аппаратура GPS, размер пошлины составит 25 процентов».

Затем пришла очередь грузовиков. С 2012 года Минтранс ввел денежный сбор за проезд по федеральным дорогам любых автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. Чтобы отслеживать их перемещение и организованно взимать пошлину, грузовики обязали оборудовать специальными устройствами на основе ГЛОНАСС. Данные устройства, помимо прочего, помогают осуществлять контроль за использованием горюче-смазочных материалов, бороться с воровством и приписками (чтобы водители не сливали бензин, везли отходы на сертифицированную свалку, а не до ближайшего леса, а медики ездили на машинах скорой помощи по вызовам, а не на рынок).

Нововведения вызывали тревогу. Граждане заговорили о том, что государство вновь начинает внедряться в персональное пространство человека, что развитие глобальной навигационной системы не согласуется с правом на тайну личной жизни, что существует, наконец, презумпция невиновности и нельзя подвергать людей тотальной слежке. Сергей Иванов успокаивал: «Если не хотите, чтобы за вами следили, элементарно не включайте телефон». Однако это не особо помогало, ведь большинство было уверено: при желании с помощью современного космического оборудования доступ можно получить даже к разбитому телефону.

Тем не менее процесс шел, ГЛОНАСС охватывала все большее пространство. Оставалось «сломить» последний оплот частной жизни — личный автотранспорт.

Достичь апогея

В 1964 году вышла в свет любопытная футурологическая работа нобелевского лауреата Уильяма Викри. Экономист рассуждал о том, как можно эффективно управлять трафиком, если каким-то образом фиксировать координаты каждого автомобиля. Прекрасная математическая модель вызвала большой интерес в научном сообществе, однако практического ее воплощения в те годы не представлял никто, включая автора. На вопросы коллег Викри оптимистично отвечал: «Ну, лет за 50 инженеры обязательно что-нибудь придумают».

08_3.png

«Сегодня можно констатировать: придумали! Более того, не только придумали, но и сделали», — подчеркнул в ходе VIII Международного конгресса «ЭРА-ГЛОНАСС», председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «А я вспоминаю, как еще лет десять тому назад некоторые наши граждане хихикали, зубоскалили и злословили по проводу самой ГЛОНАСС, — добавил Сергей Иванов, ныне специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. — Сегодня же мы говорим уже о месте и роли этой государственной автоматизированной информационной системы в развитии цифровой экономики нашей страны — одной из самых актуальных задач России на ближайший период».

«Создание „ЭРЫ-ГЛОНАСС“ было бы невозможно без возрождения ее предтечи — системы „ГЛОНАСС“. А возрождение последней было бы невозможно без политической воли, — отметил первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и приоритетным проектам ГК „Роскосмос“ Юрий Урличич. — Благодаря президенту эта система обрела второе дыхание, и на ее инфраструктуре мы смогли начать создавать другие системы, в том числе и „ЭРУ-ГЛОНАСС“».

«Впервые идея создания системы экстренного реагирования на дорогах была высказана почти десять лет назад, — добавил заместитель министра транспорта Российской Федерации Алексей Семёнов. — Поначалу мы все, скрывать не буду, несколько рисковали, потому что это, наверное, первое в мире столь гуманное использование орбитального ресурса, созданного изначально в целях безопасности государства». Основная цель системы — снижение тяжести последствий происшествий на российских автомобильных дорогах. Эффект достигается за счет сокращения времени передачи информации.

В 2012 году Минтранс России принял от Роскосмоса эстафетную палочку по созданию и развитию «ЭРЫ-ГЛОНАСС», стал заказчиком и координатором этой программы, а затем и ответственным федеральным органом за эксплуатацию системы и обеспечение ее функционирования. В 2014-м образован профессиональный оператор системы — АО «ГЛОНАСС». Вскоре было открыто девять навигационно-информационных центров, 73 региональных телекоммуникационных узла, три фильтрующих контакт-центра. И, наконец, с 1 января 2015 года начался отсчет промышленной эксплуатации системы.

«Сегодня каждый новый автомобиль, попадающий в Российскую Федерацию, вне зависимости от места его производства еще на конвейере оснащается прибором нашей, отечественной системы „ЭРА-ГЛОНАСС“», — отметил Семёнов. По состоянию на 20 ноября 2018 года в системе зарегистрировано более 2,8 миллиона автомобилей. Это пока немного, всего около 5%, ведь общее количество транспортных средств в России — порядка 55 миллионов. Однако число подключенных стабильно растет. Ожидается, что к концу 2018 года их количество составит около 3,2 миллиона, а к концу 2019-го превысит 5 миллионов. «Когда мы проектировали и формировали облик этой системы, у нас была только экспертная оценка, что система позволит спасать в год порядка четырех тысяч человеческих жизней. Если наложить сегодняшнюю статистику на общее количество транспортных средств, которые есть в России, то мы придем к изначально прогнозируемому показателю — 4600 спасенных жизней в год», — подчеркнул Семёнов.

«Мы проследили статистику количества жертв в расчете на одну аварию, — добавил заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО „ГЛОНАСС“ Илья Аксельрод. — И убедились, что при всего лишь 5-процентном проникновении системы в транспортную базу страны количество жертв на одну аварию снизилось уже на 14 процентов. Это говорит о том, что автоматический режим системы работает и показывает свою эффективность». Тем самым выполняется правило золотого часа, хорошо известное врачам: если медицинскую помощь оказать в течение первого часа после происшествия, вероятность спасти человеческую жизнь составляет порядка 90%.

«ЭРА-ГЛОНАСС» осуществляет постоянное взаимодействие с Системой-112. Правда, полностью оно обеспечено пока лишь в 16 субъектах РФ. В 29 субъектах мероприятия по сопряжению практически завершены, еще в 18 — проводятся в настоящее время. В тех регионах, где это взаимодействие отлажено, время передачи информации из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в Систему-112 составляет всего 19 секунд.

Автомобилистов — в резервации?

В 2019 году на орбиту выйдет новый спутник — «ГЛОНАСС-К2», а также еще как минимум шесть аппаратов, которые значительно повысят качественный уровень системы, улучшив ее точность, доступность и целостность. Что это даст потребителям? Остроумный ответ предложил Юрий Урличич: «Интеллектуальные транспортные системы станут еще большей реальностью, и в них станет еще меньше человека — появятся целые беспилотные системы. Нет, конечно, останутся отдельные любители управлять автомобилем самостоятельно и вручную, но потихонечку они окажутся, наверное, на специальных треках и особых дорогах. Уже сегодня эксперты прогнозируют тотальное снижение производства обычных автомобилей. При этом человечество растет, поездок будет больше, просто они станут автоуправляемыми. Нас всех ждет эра беспилотного транспорта, как грузового, так и легкового».

С таким прогнозом не вполне согласен Михаил Блинкин: «Беспилотники на дорогах высших технических категорий и в формате хаб-ту-хаб — это, соглашусь, уже почти реальность. Синергия каршеринга и беспилотников тоже совсем близко: там остались только юридические проблемы, технически все понятно. И эти два сегмента действительно гигантские. Но все дальнейшее — пока гипотезы».

Президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС», член Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России Александр Гурко сообщил, что осенью во многом по инициативе «Яндекса» несколько раз собирались рабочие группы по стимулированию внедрения автономного движения на российских дорогах с участием регуляторов, экспертов, автопроизводителей. «По итогам родился проект постановления, который сейчас проходит согласование в Правительстве РФ. Видимо, уже в декабре документ будет принят — и в 2019 году мы увидим беспилотные автомобили на дорогах общего пользования в Москве и в Татарстане», — сообщил Гурко.

В данном случае речь идет о том, что автомобили будут передвигаться все-таки с участием пилота — инженера-испытателя и с возможностью его вмешательства в систему управления. «Наши разработчики уверяют, что без выезда на дороги общего пользования отработать технологии технического зрения и обучить им машину невозможно. Так что будьте аккуратны на трассах в следующем году. И если увидите автомобиль со знаком А в кружке, обращайте на него больше внимания. А лучше даже не находиться с ним рядом. По крайней мере, ближайшие пару лет», — предостерег эксперт.

08_4.png

Конечно, есть и проблемы. Например, отставание России в части V2X-технологий, обеспечивающих обмен информацией между автомобилями, другими участниками дорожного движения и инфраструктурой. В мире уже приняты десятки стандартов, созданы межотраслевые альянсы, в Европе осуществляется 12 пилотных проектов по отработке различных сценариев использования технологий V2V, V2I и других V2X. «Надеемся, что в ближайшее время аналогичные пилоты будут запущены и в России — для того чтобы не опоздать с созданием инфраструктуры. Если мы безнадежно отстали в плане разработок бортовых систем, то хотя бы ответную часть должны построить вовремя», — подчеркнул Гурко.

В целях ускорения внедрения V2X-технологий и отработки беспилотного вождения премьер поручил Федеральному дорожному агентству и госкомпании «Автодор» провести пилотирование этой технологии на трассе М11 (на ней было выделено 15 километров) уже в 2018 году. «К сожалению, все, кто вовлечен в данный проект, понимают, что это вряд ли произойдет вовремя. Наверное, придется доложить председателю правительства о том, что исполнение его поручения немного откладывается, — предположил Гурко. — Зато успешно реализуется проект по внедрению V2X на полигоне НАМИ. Организована имитация городской застройки, магистральных дорог, заканчивается установка придорожного и бортового оборудования».

Как сообщил Юрий Урличич, с 2021 года Федеральная целевая программа «ГЛОНАСС» заканчивает свое действие. Взамен, вероятно, будет принята программа «Сфера», в которую войдут навигация, связь, дистанционное зондирование Земли. «За счет комплексирования этих систем мы получим синергетический эффект, который позволит нам решать задачи еще лучше. Конечно, это станет возможно только при условии реализации частно-государственного партнерства, при взаимодействии со всеми, в том числе международными партнерами», — добавил представитель Роскосмоса.

О программе «Сфера» еще в июне в ходе прямой линии рассказал Президент РФ Владимир Путин. Ожидается, что за несколько лет Россия запустит более 600 спутников связи и дистанционного зондирования Земли. Позже глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин пояснил, что развертывание «Сферы» намечено на 2022 год. При этом спутники для программы будут производиться не в рамках ОКР, а серийно, что снизит их цену.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.