«Метод» № 3 • 2018

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

В конце ноября в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялась двухдневная конференция «Практика применения проектного управления: Проектный Олимп 5.0». Мероприятие традиционно объединило профессионалов проектного управления со всей России.

Марк цуциев

Региональный аспект

В качестве одной из центральных тем конференции было обозначено использование проектных инструментов для реализации национальных целей указа Президента РФ № 204 как на федеральном уровне, так и в регионах. Как отметил заместитель министра экономического развития Сергей Галкин, на федеральном уровне уже проделана большая работа по подготовке к реализации нацпроектов, в частности сформулированы национальные цели и выстроена работа по их декомпозиции. К концу года эта волна докатилась и до регионов. Представитель МЭР признал, что некоторые паспорта нацпроектов более тщательно проработаны с регионами, чем другие. Однако, по его оценке, к весне 2019 года субъекты получат полную картину того, какие цели национального уровня им предстоит выполнять.

На примере национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», который находится в ведении МЭР, замминистра рассказал о модели реализации региональной составляющей. Мероприятия национального проекта планируется реализовывать в рамках трех федеральных проектов, в том числе проекта «Системные меры по повышению производительности труда». Он предусматривает, в частности, разработку финансовых и нефинансовых мер поддержки предприятий-участников, обучение управленческого звена субъектов РФ и предприятий, меры грантовой поддержки региональных инициатив в области повышения производительности.

К концу 2018 года будет сформирован предварительный перечень регионов, которые в 2019 году включатся в реализацию проекта. При этом декомпозиция целей проекта (главной из которых, напомним, является рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не менее чем на 5% в год) должна начинаться с самих предприятий. «Именно они являются ключевым звеном, участвующим в повышении производительности. Мы будем вести диалог с регионами, обсуждать конкретные наборы компаний и предприятий. Тем компаниям, где производительность труда ниже среднего для России уровня, будет предлагаться более агрессивный KPI», — рассказал Галкин, добавив, что соответствующие методики пока разрабатываются. При этом он подчеркнул, что речь идет не только о госкомпаниях, но и о частных фирмах. Их вовлечение в реализацию проекта является сложной управленческой задачей, признал замминистра.

По мнению руководителя проектного офиса Минпромторга России Владимира Пастухова, рассказавшего о реализации курируемого министерством нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», форма собственности компаний, которые будут получать господдержку, не так важна. Ключевые экспортные отрасли — металлургия, химия, лесопромышленный комплекс, фармацевтика — представлены преимущественно частными игроками. Однако и госкомпании намерены претендовать на получение поддержки в рамках нацпроекта: они уже актуализируют свои долгосрочные программы под его задачи.

В рамках реализации этого крупного (более 900 миллиардов рублей на пять лет) нацпроекта Минпромторг активно взаимодействует с регионами. Паспорт нацпроекта преду­сматривает поддержку корпоративных программ повышения международной конкурентоспособности, которые должны способствовать увеличению в течение пяти лет несырьевого неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов. Поддержка будет состоять, во-первых, из федеральных грантов для узкого круга системообразующих компаний, во-вторых, из субсидий, предоставляемых регионами, готовыми взять на себя определенные обязательства по динамике роста несырьевого экспорта. Отбор компаний и администрирование корпоративных программ будет осуществляться на уровне субъектов РФ, при этом средства на поддержку экспорта будут доводиться до регионов через межбюджетные трансферты.

Как отметил Пастухов, основы для тесного взаимодействия Минпромторга с регионами были заложены еще в 2013–2014 годах, когда в ведомстве начался переход от традиционной модели управления к матрице «отрасли — регионы». В этот период в составе министерства был создан Департамент региональной промышленной политики, начали заключаться соглашения о взаимодействии между Минпромторгом и субъектами РФ (среди прочего, они предполагают согласование кандидатур региональных министров промышленности с федеральным центром).

04_2.png

Эмпирическим путем

Президент Ассоциации управления проектами СОВНЕТ Александр Товб настаивает на том, что внедрение проектного и программного управления — как в бизнесе, так и в органах власти — требует комплексного подхода. «Во всем мире это происходит одинаково: нужны организационные изменения, нормативная база, соответствующие системы, включая информационные. Но главное — люди, их компетентность, деловая и проектная культура. Обучение, сертификация, изменение мышления стоят на первом месте», — полагает эксперт.

Заместитель губернатора Белгородской области Ольга Павлова согласна с важностью развития проектной культуры. «Любой проект требует определенных компетенций, но часто они могут быть сформированы только эмпирическим путем, только в ходе реализации самого проекта. Нацпроекты сами по себе это не только прорывные социально-экономические показатели, но и повышение проектной культуры людей, участвующих в их реализации», — подчеркнула она.

Правительство Белгородской области еще семь лет назад начало использовать проектные принципы, а потому успело наработать собственную проектную культуру. Выстраивая систему управления региональной составляющей нацпроектов, область отталкивалась от уже сложившейся модели: высшее должностное лицо осуществляет общий контроль за всеми проектами (в данном случае — региональными составляющими нацпроекта), а задачи по администрированию и координации отраслевых проектных офисов выполняет Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области. «Как только появился майский указ и были опубликованы паспорта нацпроектов, мы сразу начали формирование своих региональных проектов — без учета того, какими будут условия вхождения региона в тот или иной нацпроект. Мы понимали: если Федерация не возьмет нас в команду в этом или следующем году, то позже мы все равно пойдем по этому пути и будем реализовывать свои региональные проекты в рамках федеральных. Сегодня мы пристально следим за ситуацией и корректируем планы управления проектами в зависимости от того, какие изменения вносятся на федеральном уровне», — рассказала Павлова.

Очевидно, что при работе с амбициозными национальными проектами властям придется опираться на весь предшествующий опыт реализации крупных программ, включая и опыт бизнеса. По словам советника первого заместителя председателя правления Сбербанка Алины Гроссман, в Сбербанке для реализации масштабных изменений используется программное управление (3—5—7-летние программы), позволяющее совместить операционную деятельность и проектное управление. «Это помогает нам добиваться результатов уже в ходе реализации программ, а не после того, как они завершатся», — отметила Гроссман. В числе наиболее ярких примеров она назвала «Эверест» (крупную программу оптимизации функций обеспечивающих подразделений банка, в значительной степени трансформировавшую модель управления банком и внедрившую сервисную модель), программу кибербезопасности, а также относительно новую программу AI-трансформации, посвященную вопросам использования искусственного интеллекта в работе банка.

04_3.png

Итоги конкурса

Помимо пленарной сессии в рамках конференции состоялся целый ряд круглых столов и экспертных дискуссий. Так, участники обсудили роль региональных проектных офисов в достижении национальных целей развития, практики комбинирования проектного и процессного управления, перспективы использования гибких методов (Agile) в органах власти, применение проектных подходов в сфере высшего образования и науки.

Кроме того, на конференции при участии министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константина Носкова были награждены призеры и победители ежегодного конкурса «Проектный Олимп». Так, первое место в номинации «Системы управления проектной деятельностью в федеральных, региональных и муниципальных органах власти» заняло Правительство Белгородской области. Лучшим в номинации «Системы управления проектной деятельностью в органах власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы промышленности и торговли» названо Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края. Администрация губернатора Свердловской области, а также Министерство инвестиций и инноваций Московской области были отмечены за лучшие проекты в сфере импортозамещения и поддержки экспорта. Управление проектами в муниципальных образованиях выделено в отдельную номинацию, победителями в ней стали Администрация города Магнитогорска и Департамент здравоохранения города Москвы.

Добавим, что в этом году «Проектный Олимп» прошел в пятый раз. Сбербанк выступил стратегическим партнером конкурса. Партнерами проекта стали Росатом, Минкомсвязь, Минпромторг, Минэкономразвития, ПФР, АСИ, PMI, Совнет, ЦОРПУ и другие. Информационную поддержку оказали АЭИ «Прайм», itWeek, журналы «Управление проектами», «Управление проектами и программами», «Практика управления» и «Бюджет».

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.