Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Закон о социальном заказе: главное

Разбираем соответствующий проект федерального закона

09.10.2018

«Метод» № 2 • 2018

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Сергей ХАБАЕВ, руководитель Центра финансов государственных и муниципальных учреждений НИФИ

Павел КРАДИНОВ, старший научный сотрудник Центра финансов государственных и муниципальных учреждений НИФИ

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу проект Федерального закона № 519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Законопроект создает правовую базу для развития конкуренции и повышения качества государственных и муниципальных услуг за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных норм законопроекта, отметим, что этот документ носит рамочный характер и предполагает принятие большого перечня подзаконных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности, это:

  • порядок формирования государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание госуслуг в социальной сфере;
  • порядок проведения конкурса в целях заключения соглашения об оказании госуслуг в социальной сфере;
  • форма отчета об исполнении социальных заказов;
  • порядок объединения нескольких госуслуг в социальной сфере при проведении конкурса на заключение соглашения об оказании госуслуг в социальной сфере;
  • порядок формирования электронного сертификата на получение госуслуг в социальной сфере;
  • порядок предоставления субсидии из бюджета исполнителю госуслуг в социальной сфере;
  • порядок отбора нового исполнителя услуг в случае расторжения соглашения, заключенного с действующим исполнителем услуг (необходим для обеспечения непрерывности процесса оказания госуслуг).

Кроме этого, целый пакет нормативных правовых актов должно принять Правительство РФ. Например, общие требования к определению предельных допустимых возможных отклонений от показателей объема и качества оказания госуслуг, требования к описанию предложений участников конкурса на заключение соглашения об оказании госуслуг, требования к документам, которые могут быть истребованы у участников конкурса для подтверждения соответствия установленным требованиям.

Сфера действия

Действие законопроекта распространяется только на услуги, оказываемые физическим лицам в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также туризма. При этом из-под действия законопроекта выводятся отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг в соответствии с законами «Об обязательном медицинском страховании», 210‑ФЗ (за исключением услуг в социальной сфере, включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни услуг, оказываемых физическим лицам), «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (за некоторыми исключениями).

072.png

Согласно законопроекту под государственным (муниципальным) социальным заказом на оказание госуслуг в социальной сфере подразумевается документ, устанавливающий:

  • основные показатели объема и качества или объема оказания госуслуг в социальной сфере;
  • категории потребителей госуслуг в социальной сфере;
  • способ определения исполнителя госуслуг в социальной сфере.

Способы определения исполнителя госуслуг в социальной сфере можно разделить на неконкурентные и конкурентные. К неконкурентному способу следует отнести государственное (муниципальное) задание. При этом документом определено два конкурентных способа отбора исполнителей: конкурс и отбор исполнителя потребителем услуг (либо его законным представителем), обозначенным в сертификате на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.

Сертификаты и реестры исполнителей

Вышеупомянутый сертификат представляет собой именной документ, удостоверяющий право потребителя выбрать исполнителя (исполнителей) для получения госуслуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также (в установленных подзаконными актами случаях) и определенного качества. Сертификат реализует принцип «деньги следуют за потребителем». Законопроект также предусматривает формирование реестра исполнителей госуслуг в социальной сфере в соответствии с сертификатом.

Следует обратиться к пояснительной записке к документу. В ней указано, что законопроект не вменяет в обязанность публично-правовому образованию использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг, а лишь создает правовое поле, в рамках которого будет осуществляться такой отбор. Таким образом, практически выбор способа определения исполнителя госуслуги будет проходить в два этапа: на первом этапе осуществляется выбор между конкурентным или неконкурентным вариантом отбора, на втором (в случае выбора конкурентного способа) — конкретный конкурентный способ отбора.

Согласно законопроекту, выбор способа исполнения заказа должен осуществляться исходя из показателей доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также количества государственных и частных организаций, оказывающих услуги по соответствующим кодам ОКВЭД.

В документе подчеркивается, что возможность оказания госуслуг в социальной сфере в соответствии с сертификатом должна быть установлена федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Что касается реестров исполнителей по сертификату, то порядок их формирования (включая объявление о формировании реестров и требованиях к исполнителям услуг, представление заявок на включение в реестры, исключение исполнителей из р­еестров) устанавливается Правительством РФ.

Отбор исполнителей услуг

В законопроекте довольно подробно описана процедура проведения конкурса. В рамках статьи целесообразно рассмотреть ключевой вопрос, связанный с критериями оценки предложений, поданных участниками отбора исполнителей услуг.

Пунктом 6 статьи 9 законопроекта предусматривается возможность использования стоимостных критериев при оценке этих предложений, однако содержание пункта 3 статьи 10 позволяет сделать вывод о приоритете качественных (нестоимостных) критериев. Кроме этого, порядок оценки предложений участников конкурса будет определять Правительство РФ, а особенности формирования критериев, используемых при проведении конкурса, и оценки предложений участников конкурса могут быть установлены федеральными законами.

Немаловажный вопрос — порядок финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа. Из законопроекта следует, что стоимость госуслуг в социальной сфере, включенных в государственный (муниципальный) социальный заказ, определяется в соответствии с нормативными затратами. Они, в свою очередь, утверждаются с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Существуют свои особенности и в порядке заключения соглашений с исполнителями госуслуг в социальной сфере. В зависимости от способа отбора исполнителей заключаются следующие соглашения:

о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с сертификатом, в случае предоставления исполнителем услуг сертификата в уполномоченный орган;

об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, заключенное по результатам конкурса.

При этом в случаях, если по результатам отбора исполнителей услуг исполнителем услуг становится государственное (муниципальное) учреждение, с ним заключается соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания.

Критерии успеха

Нормы, предложенные в законопроекте, несомненно, будут способствовать росту конкуренции на рынке госуслуг. В то же время на уровень и качество конкуренции между государственными учреждениями и негосударственными организациями влияет множество факторов. В первую очередь это экономическая заинтересованность негосударственных организаций в оказании госуслуг в социальной сфере. Вопрос в том, в какой мере стоимость госуслуг, определенная на основе нормативных затрат, окажется привлекательной для данных организаций.

Далее, это способность негосударственных организаций составить реальную конкуренцию госучреждениям в ходе проведения процедур по отбору исполнителя услуг. Здесь решающее значение будет иметь наличие у них квалифицированного персонала и материально-технической базы для оказания госуслуг соответствующего качества.

Наконец, важно, каким окажется уровень входных барьеров на рынок госуслуг в социальной сфере. К таковым относятся необходимость значительных первоначальных капитальных вложений, ограниченная доступность финансовых ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности.

От всех этих обстоятельств будет зависеть и то, добьется ли закон желаемого эффекта, а именно повышения качества оказания госуслуг в социальной сфере.

Вмире давно и широко применяются рыночно ориентированные, конкурентные способы оказания за счет бюджетных средств государственных услуг как государственными, так и негосударственными организациями. Есть такой опыт и в Российской Федерации — в системе обязательного медицинского страхования, в высшем образовании на федеральном уровне, в высшем образовании, социальном обслуживании граждан в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В настоящее время активно развивается негосударственный некоммерческий сектор, в становлении которого и в вовлечении которого в сферу оказания государственных услуг в социальной сфере видится наибольший потенциал. Негосударственные некоммерческие организации способны аккумулировать и ресурсы гражданского общества, и финансовые средства, предоставленные из бюджета, обеспечив доступность и качество оказания государственных услуг. Сертификаты на оказание государственных услуг в сфере дополнительного образования детей позволят негосударственным организациям, работающим в сфере дополнительного образования (кружки, секции и т. п.), отказаться от платы, взимаемой с родителей за подготовку ребенка, расширят выбор и заинтересованность родителя в поиске дополнительного развития для ребенка.

Реализация законопроекта позволит впервые сформировать и сделать публичными данные об общем объеме социальных госуслуг, оказание которых государство гарантирует в соответствующем финансовом году. Это нужно как гражданам — потребителям таких услуг, так и негосударственному сектору в социальной сфере в части прогнозируемости и долгосрочности его взаимоотношений с государством.

Из пояснительной записки к законопроекту «О социальном заказе»

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.