О критериях оценки глав регионов
Внедрение корпоративных практик в госуправлении на данный момент вызывает ряд вопросов, ответы на которые еще предстоит найти.
Президент РФ 25 апреля 2019 года подписал указ № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Сама по себе эта система оценки является прямым следствием необходимости выполнения нацпроектов, а критерии были определены ранее.
Согласно данному указу эффективность работы губернаторов будет оцениваться по 15 следующим параметрам:
1. Уровень доверия к власти (президенту и высшим должностным лицам субъектов РФ).
2. Количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе.
3. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
4. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики.
5. Уровень реальной заработной платы.
6. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
7. Уровень бедности.
8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
9. Естественный прирост населения.
10. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
11. Уровень доступности жилья.
12. Доля городов с благоприятной городской средой.
13. Качество окружающей среды.
14. Уровень образования.
15. Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автодорог в городских агломерациях с учетом загруженности.
По выполнению указанных показателей предусматриваются ежегодные отчеты. Очевидно, что критерии, выписанные губернаторам, придется реализовывать целому ряду региональных ведомств. Однако ключевой вопрос состоит в методике, по которой будет оцениваться успешность или неуспешность достижения критериев. Но в любом случае безотносительно методики встанет вопрос адекватного измерения, скажем, уровня доверия или качества образования — имеющиеся методики слишком несовершенны. Какие-то системы оценки, к примеру, экологического уровня (качества окружающей среды), и вовсе пока отсутствуют — находятся в стадии разработки. Но даже показатели, имеющие конкретные и понятные единицы измерения, могут вызвать вопросы уже к органам статистики и учета. Поэтому важно, чтобы формальное выполнение роста показателей было не «бумажным».
В данной связи, как сообщил министр экономического развития Максим Орешкин, статистика будет предоставляться как Росстатом, так и независимыми институтами. Задача правительства — обеспечить независимость этой статистики от чиновников, которые могут «подкрутить» что-то в данных, подчеркнул министр. В данной связи имеет смысл вспомнить, как регионы уже «рисовали» данные по майским указам 2012 года — тогда, по статистике, люди стали реже умирать от болезней, на лечении которых Владимир Путин поручил сосредоточиться, но чаще — от редких болезней и неустановленных причин, обращали внимание аналитики РАНХиГС.
«За последний год на статистику люди стали смотреть гораздо внимательнее, ее начали детальнее анализировать и ставить перед нами больше вопросов», — добавил глава Минэкономразвития. Этот вопрос, по его мнению, будет решен путем перехода на системы сплошного сбора данных. Отдельный момент — исходное неравенство ряда показателей (см. врез). Но эти диспропорции учтены, по крайней мере, в ориентирах Минэкономразвития. Так, чтобы инвестиции достигли 25% ВВП России в 2024 году, в Новосибирской области они должны вырасти на 6,2%, в Санкт-Петербурге и Москве — на 6,1%, а, к примеру, на Сахалине и в Ненецком автономном округе — на 4,6 и 4,1% соответственно. Сильнее всего увеличить производительность труда должны Чечня и Ингушетия, а создать больше всего высокопроизводительных мест (свыше двух миллионов в год) — конечно, Москва. Также столица должна сильнее других регионов увеличить занятость в малом и среднем бизнесе — более трех миллионов человек ежегодно.
Власти многих регионов раскритиковали изначальный сырой проект методики, с которым ознакомились в феврале. Ключевая претензия была именно та, что документ недостаточно учитывает особенности регионов. Например, в Коми превалирует добывающая промышленность и экономика региона зависит от сырьевых рынков, а доля перерабатывающих и высокопроизводительных производств низка, не хватает высококвалифицированных кадров. Если применить проект методики к Коми, разрыв между целью и реально достижимым результатом будет большим. Впрочем, были и довольные методикой регионы.
Чем больше губернатор получит по каждому из 15 утвержденных критериев — тем больше у региона шансов получить долю от 20 миллиардов рублей. Если губернатор не достигнет ключевого показателя, то в целом ничего ему не угрожает, сообщил Максим Орешкин в апреле. Напомним, ранее, в феврале, ряд информированных лиц говорили о том, что за невыполнение темпов роста показателей для чиновников будут предусмотрены штрафы и увольнения по рекомендации специальной комиссии.
Любопытно, что в системе предполагается предусмотреть механизм апелляции, если губернаторы не согласятся с оценкой своей деятельности.
Собственно, отсутствие жесткого «плана выполнения» отчасти оправдано: корпоративные практики не могут напрямую переноситься на госуправление, где совершенно иная специфика.
Экспертный институт социальных исследований провел круглый стол, на котором обсуждалась система критериев эффективности для губернаторов. Политтехнолог Дмитрий Гусев задается вопросом: «Губернатор пытается достигать KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели деятельности), а народу он не нравится — означает ли это, что власть достигает KPI, или нет? Важнее KPI должны быть рейтинги власти, то есть нравится ли людям то, что делает власть в их регионе». С коллегой согласился и политолог Павел Данилин, отметив, что бывший губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт и бывший губернатор Владимирской области Светлана Орлова смогли достичь серьезных успехов в развитии своих регионов, но против них сыграло отсутствие умения «разговаривать с народом».
Эксперт в области внедрения систем управления Ольга Кружкова в рамках круглого стола отметила, что KPI — более сложная система, чем просто достижение каких-то плановых показателей: «В данном случае достигается более сложный результат — если говорить о государстве, то это благополучие».
Эксперты обратили внимание на важный момент: в отличие от корпорации государство не может внедрять материальную систему мотивации для человека, достигшего поставленной задачи. На текущий момент вопрос о поощрении лежит в плоскости общественного блага (доля от 20 миллиардов рублей для региона), то есть возвращает нас к идее служения чиновника обществу. Один из выходов в рамках круглого стола обозначил и. о. директора НИИ «Восход» Макар Герман — вводить публичную отчетность чиновников и ответственность за достигаемый результат, а также выстраивать для них понятные карьерные лестницы.
Также эксперты указали на неучтенный момент: любой чиновник сталкивается с валом ежедневных и зачастую трудоемких поручений, никак не связанных с достижением KPI, и тут встает вопрос приоритетов.
Все эксперты по итогам дискуссии согласны с тем, что система KPI в работе госуправленцев — это неизбежность, от которой не уйти. Поэтому те или иные подходы к оценке эффективности должны обязательно корректироваться по мере их внедрения. Вместе с тем необходимы и другие инструменты повышения эффективности работы чиновников на местах помимо системы KPI.
Исходные данные неравны
Кто может стать самым эффективным?
► Самые высокие зарплаты в России — у жителей Ямало-Ненецкого автономного округа (свыше 27% работников зарабатывают более 100 тысяч рублей в месяц).
► Самая высокая продолжительность жизни — в Ингушетии (умирают примерно три человека на тысячу населения).
► На первом месте по качеству экологии и защиты окружающей среды Тамбовская область.
Кто рискует стать аутсайдером по эффективности?
► Самые низкие зарплаты — в Дагестане (46% работников получают менее 15 тысяч рублей в месяц).
► Самая высокая смертность — в Псковской и Тверской областях (умирают 16,8 человека на тысячу населения).
► Челябинская область — регион с наихудшими экологическими показателями.
Источник: gosrf.ru.
Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.
Налоговое планирование. Изменение законодательства.
Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.
Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.
Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.