Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Екатеринбургская агломерация: шансы на успех

Как развивается шестая по величине агломерация в России

04.04.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Сегодня агломерация — это объективный процесс развития любого региона. Не является исключением и Екатеринбургская агломерация — шестая по величине в России, с численностью населения более 1,8 миллиона человек и перспективой роста к 2035 году до 2,1 миллиона.

О том, как с помощью этого инструмента государственно-муниципального управления решаются главные цели социально-экономического развития, а именно создание комфортных условий проживания и работы для населения и бизнеса, журналу «Метод» рассказала заместитель главы Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Марина Андрусь.

Фото_автора.jpg

— О Большом Екатеринбурге и о Екатеринбургской агломерации говорится довольно давно. Представления экспертов о границах этой агломерации тоже со временем меняются. Сейчас обсуждается проект развития агломерации до 2035 года. На каком этапе находится разработка этого документа?

— В части научного обоснования и формирования концепции Екатеринбургской агломерации и системы агломераций Свердловской области выполнено две научно-исследовательских работы: Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В НИР определили особенности, принципы и перспективы развития Екатеринбургской агломерации, в том числе создание единой социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и единого природно-экологического каркаса для Екатеринбурга и городов-спутников.

С учетом выводов этих работ в настоящее время формируется единая схема территориального планирования Свердловской области в части Екатеринбургской агломерации, которая станет своеобразным общим генеральным планом, включающим города с транспортной доступностью 1,5 часа. Также запланирована разработка территориальной специализации городов (Орджоникидзевский район Екатеринбурга и город Верхняя Пышма — промышленный кластер, Березовский — среднее предпринимательство, Арамиль — зона логистики и т. д.). Затем в планах — формирование совместных проектов.

— Какие проблемы препятствуют формированию агломераций в целом в России и в частности в Екатеринбургской агломерации?

— Ключевые проблемы создания и развития агломераций в Российской Федерации заключаются в отсутствии прежде всего юридически закрепленного понятия «агломерация», законодательно закрепленных механизмов формирования и деятельности агломераций, в том числе правовых норм, регламентирующих вопросы финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельности агломераций. Когда нет действенных механизмов взаимосвязанной разработки и обеспечения согласованности документов стратегического и территориального планирования городов, входящих в агломерацию. Не выработаны общепринятые подходы к комплексному развитию всех видов инфраструктур городов — участников агломерации.

Проблемы же, которые осложняют перспективное развитие Екатеринбургской агломерации, заключаются в отсутствии сбалансированного развития системы расселения в городах, входящих в агломерацию, несогласованном развитии транспортной системы агломерации, в том числе в исчерпанной пропускной способности транспортных связей, отсутствии единой системы транспортно-пересадочных узлов, наличии дублирующих маршрутов общественного транспорта, отсутствии механизма установления единого тарифа на общественном транспорте. Влияет и неравномерность распределения мест приложения труда, неиспользование объектов инженерной инфраструктуры, имеющих запас мощности, и наоборот. Играет роль и недостаточная обеспеченность населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, физическая культура).

Таким образом, процесс формирования Екатеринбургской агломерации уже имеет глубокую научную проработку и при решении вышеперечисленных проблем имеет высокие шансы к успешной реализации.

— Какое долгосрочное видение Екатеринбургской агломерации будет заложено в проект (если говорить о территории, демографии, экономике, транспортной составляющей, совместных проектах)?

— В концепцию формирования Екатеринбургской агломерации заложены такие критерии, определяющие ее границы, как: оценка транспортной доступности — не более 1,5 часа; распространение ареалов сплошной застройки; интенсивность маятниковой миграции — не менее 10–15 процентов от трудоспособного населения. Наконец, наличие единого рынка труда.

В части демографического развития агломерации прогнозируется рост численности населения до 2,4 миллиона человек к 2035 году. Наиболее значительный рост численности населения придется на Екатеринбург, Белоярский, Березовский, Сысертский, Верхняя Пышма, что связано с масштабными проектами нового жилищного строительства.

Ключевыми направлениями развития транспортного каркаса Екатеринбургской агломерации станут: вынос транзитных транспортных потоков за пределы селитебной зоны, усиление связности муниципалитетов Екатеринбургской агломерации, транспортное обеспечение новых зон градостроительного освоения. Будут организованы межмуниципальные скоростные маршруты внеуличного рельсового транспорта — скоростного трамвая. Предусматривается дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между Екатеринбургом и соседними региональными центрами, а также транспортно-логистического комплекса, аэропорта Кольцово.

В значительной степени будущее Екатеринбургской агломерации будет зависеть от долгосрочных целей и задач муниципалитетов-участников.

Кроме того, высокую значимость в формировании социально-экономического, производственного, инфраструктурного потенциала Екатеринбургской агломерации имеет реализация совместных проектов городов-участников.

Масштабным проектом является строительство трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Основной идеей проекта является следование трамвая по выделенной полосе со скоростью 40–50 километров в час, которая позволит преодолеть расстояние от Екатеринбурга до Верхней Пышмы за 25 минут. Реализация данного проекта ускорит реализацию проектов комплексного развития территорий.

Амбициозным проектом, который фактически еще сильнее сузит границы между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, станет проект комплексного освоения территорий «Изумрудный бор».

Проектом по улучшению транспортного сообщения Екатеринбурга с Березовским городским округом станет строительство клеверной развязки на пересечении улицы Блюхера и Екатеринбургской кольцевой автодороги и строительство новой трамвайной линии Екатеринбург — Березовский.

В долгосрочной перспективе планируется приступить к реализации проекта строительства трамвайной линии через микрорайон «Северный Химмаш» к аэропорту Кольцово с продлением ее до города Арамиля. Таким образом, продолжится развитие одного из важнейших и фактически формирующих элементов агломерации — транспортного каркаса.

Важнейшим проектом развития Екатеринбурга и агломерации в целом является создание к 2030 году крупнейшей в стране грузовой железнодорожной станции в поселке Большое Седельниково, в результате чего в одном месте сконцентрируются авиа-, железнодорожное, автомобильное сообщение и сортировка грузов. Аэропорт Кольцово будет выполнять функции полноценного грузового и пассажирского хаба с развитой трансфертной и транзитной картой. Данный проект будет увязан с развитием ВСМ, что позволит перераспределять грузовые скоростные потоки за городскую черту.

Экологически значимым инвестиционным проектом станет создание межмуниципального предприятия по утилизации иловых осадков и сточных вод Екатеринбурга и городов-спутников. Предприятие позволит в десятки раз снизить объемы отходов аэрационных станций Екатеринбурга, Ревды, Арамиля, Верхней Пышмы, Березовского, Первоуральска и Среднеуральска. Отходы будут превращаться в сырье для цементной промышленности.

— Должна ли меняться система административно-территориального деления и в целом муниципального управления в целях реализации проекта Екатеринбургской агломерации?

— По мере развития и расширения территории городов Екатеринбургской агломерации фактически происходит стирание границ между ними. Это связано с процессами развития социально-экономических связей между близлежащими городами, а также созданием совместных общественных проектов, в которых заинтересованы участники агломерации.

Не исключено, что по мере развития Екатеринбургской агломерации потребуется совершенствование системы ее административно-территориального деления. Уже сегодня необходимо пересмотреть (упростить) действующий порядок делимитации границ административно-территориальных единиц (районов) муниципальных образований, который определяется на уровне Правительства Российской Федерации. Например,в границах одного муниципального образования «город Екатеринбург» существует необходимость выделения планировочного района Академический (в настоящее время количество проживающих составляет около 40 тысяч человек, к 2023 году — около 70 тысяч человек, к моменту окончания строительства — около 300 тысяч человек) в отдельную административно-территориальную единицу муниципального образования «город Екатеринбург» (8-й район города).

Выделение Екатеринбургской агломерации подразумевает создание новой системы управления территориальным и стратегическим развитием городских территорий.

— Как предполагается увязать в единое целое проект развития агломерации со стратегическими документами и документами территориального планирования муниципальных образований, входящих в ее состав?

— Работа по взаимоувязке документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований в рамках формирования Екатеринбургской агломерации уже организована. В Свердловской области документы стратегического планирования муниципальных образований разработаны по единому методологическому подходу и в единой системе показателей социально-экономического развития, обеспечивающих согласованность отраслевых региональных стратегий и стратегий муниципалитетов. Это позволяет решать одну из основных проблем стратегического планирования на муниципальном уровне — планирование развития экономической базы. Отраслевые стратегии не только не дают муниципальным и региональной стратегиям оторваться от реальности, но и обеспечивают их ресурсом для развития. Более того, будучи интегрированными в бюджетный процесс, среднесрочное и текущее планирование деятельности муниципальной и региональной власти, с их помощью формируется система обоснованного выбора приоритетов бюджетного финансирования.

Данный подход к разработке стратегий позволяет четко представлять цели и задачи стратегического планирования развития муниципалитетов, что в том числе способствует формированию единого вектора агломерационного развития.

Важным элементом успешного агломерационного развития является участие представителей муниципалитетов, входящих в агломерацию, в разработке стратегий их развития.

С точки зрения территориального планирования неотъемлемой частью работы в процессе формирования Екатеринбургской агломерации является согласование генеральных планов развития городов-участников. Схема территориального планирования станет основой для обеспечения взаимосвязи генеральных планов и позволит повысить эффективность использования застроенных территорий, определить взаимовыгодные направления развития неосвоенных территорий, осуществить строительство и развитие инфраструктуры между городами и строительство жилья на этих территориях, тем самым обеспечить привлечение инвесторов.

— Сообщалось, что в проект закладывается полицентрический принцип развития агломерации. Как предполагается добиться этого на практике?

— На протяжении многих лет Екатеринбургскую агломерацию естественным путем формировали исторически сложившиеся социально-экономические, культурные, рекреационные, транспортные связи Екатеринбурга с Верхней Пышмой, Березовским, Арамилем, Сысертью и другими близлежащими городами. Сегодня у Екатеринбурга с городами-спутниками создан единый рынок труда, рынок услуг, в том числе образовательных, рынок жилья. Это говорит о том, что город вместе со спутниками уже развивается как сложившаяся агломерация полицентрического типа.

Вместе с этим в основу управляемого и перспективного формирования Екатеринбургской агломерации закладывается сбалансированное развитие ее участников путем повышения комфортности среды проживания, совершенствования системы расселения, роста уровня обеспеченности всеми видами инфраструктуры жителей агломерации, улучшения транспортной доступности.

Планируется создание новых центров экономической активности за пределами ядра агломерации для обеспечения равномерного распределения мест приложения труда, оптимизации транспортных и миграционных потоков.

Пространственное развитие Екатеринбургской агломерации планируется осуществлять за счет повышения эффективности использования существующих застроенных (освоенных) городских территорий, развития и гармонизации общественных пространств, развития и обновления транспортной системы. Важным этапом развития Екатеринбургской агломерации станет разработка стратегий развития районов города Екатеринбурга, что позволит не только определить перспективы развития районов в целом, но и выявит перспективные возможности для эффективного и взаимовыгодного использования окраинных территорий Екатеринбурга и прилегающих к ним территорий городов-спутников.

Усилия по дальнейшему перспективному развитию агломерации будут сосредоточены не на формальном поглощении прилегающих территорий, а на развитии экономических и инфраструктурных связей. Кроме того, планируется сохранение юридической самостоятельности муниципалитетов, входящих в агломерацию.

Подготовил Аркадий Юрлов

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.