Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Резервисты ждут назначений

Насколько эффективен кадровый резерв?

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Насколько эффективен кадровый резерв, зачем государственные органы размещают вакансии на профильных сайтах и можно ли выбрать сотрудника всенародным голосованием.

Найти специалистов для государственных и муниципальных органов бывает непросто. Чтобы облегчить эту задачу, создаются федеральные и региональные кадровые резервы. Но кадровые службы постоянно ищут новые способы привлечь на службу достойных сотрудников.

В соответствии с законом о госслужбе будущие чиновники, как правило, принимаются на вакантные места на основе открытого конкурса среди претендентов. Кандидат на место чиновника должен быть не моложе 18 лет, иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям к той должности, на которую претендует. Все открытые вакансии государственные и муниципальные органы должны публиковать у себя на сайтах, чтобы любой желающий мог собрать пакет документов и подать заявку на конкурс. Но, кроме открытого конкурса, существует еще и возможность назначить на должность претендента из кадрового резерва, созданного специально для привлечения на госслужбу талантливых и профессиональных специалистов.

«Уходят и не возвращаются»

Фактически кадровый резерв — это официально утвержденный список сотрудников, которые, по мнению компетентных экспертов, достойны дальнейшего вертикального или горизонтального продвижения по службе. Работа по формированию в России резерва управленческих кадров осуществляется с 2008 года в соответствии с президентским поручением. По данным Федерального портала государственной службы и управленческих кадров на 28 декабря 2017 года, в федеральный резерв управленческих кадров включено 1893 человека, а в кадровые резервы субъектов Российской Федерации — 8615 человек.

Такая система, по замыслу ее создателей, должна привлекать на высокие посты достойных и уже имеющих заслуги, проверенных экспертами людей. И в целом госорганы положительно оценивают идею кадровых резервов. «Кадровый резерв — база готовых к государственной и муниципальной службе специалистов, профессиональные и личностные компетенции которых оценены в соответствии с некоторой системой, что позволяет объективно сравнивать кандидатов между собой. При открытии конкурса на замещение вакантной должности в органах государственной и муниципальной власти очень удобно обратиться к кадровому резерву для поиска и подбора необходимого специалиста. Это значительно упрощает процедуру подбора и сокращает время на поиск кандидатов», — рассказывает представитель Управления делами правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области.

Кто войдет в команду

Участниками программы «Команда правительства» Нижегородской области могли стать граждане России в возрастном диапазоне от 25 до 50 лет, имеющие высшее образование и управленческий стаж работы не менее трех лет. Также у кандидатов должна отсутствовать судимость. Место жительства при этом значения не имело. Потенциальным кандидатом нужно пройти различные тесты, например на уровень IQ, знание русского языка, географии.


Но периодически сами чиновники признают, что существующая система пока не так эффективна, как хотелось бы ее создателям.

В 2017 году эффективность президентского кадрового резерва составила всего 33%, рассказывал глава Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров Антон Фёдоров на Гайдаровском форуме. Правда, по его словам, за год этот показатель заметно вырос: в 2016 году он колебался в пределах 12–18%. Антон Фёдоров пояснил, что каждый десятый кандидат отказывается идти на государственную службу после того, как узнает все требования. «Уходят заполнять бумаги и не возвращаются», — поделился он с аудиторией форума.

Впрочем, как отмечают эксперты, работа над тем, чтобы сделать кадровые резервы эффективнее, ведется постоянно. «Сегодня в системе государственной гражданской службы идет модернизация многих кадровых процессов, меняются принципы кадровой работы, внедряются технологии управления персоналом, обновляются подходы с учетом всех современных требований, и все чаще и чаще при формировании кадровых резервов начинают применяться принципы меритократии», — говорит Елена Чирковская, кандидат психологических наук, директор научно-образовательного центра карьерного сопровождения государственных служащих факультета оценки и развития управленческих кадров Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ.

Сложная работа — маленькая зарплата

Кто же идет на государственную службу? По словам Елены Чирковской, в основном это выпускники вузов, получивших квалификацию по специальности «государственное и муниципальное управление». Еще одним источником притока специалистов в систему государственной службы являются органы местного самоуправления и бюджетные организации. Представители бизнес-структур также приходят на государственную службу, но значительно реже.

090.png

На госслужбу поступают не всегда самые талантливые кандидаты. «Спецификой государственной гражданской службы является многозадачность, большой документооборот, работа в режиме исполнения поручений, оперативность, монотонность, высокие требования к качеству исполнения, но при этом невысокая заработная плата на старте работы», — перечисляет Чирковская. Это становится препятствием для прихода на госслужбу талантливой молодежи и, главное, ее удержания в системе, отмечает она.

Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в 2017 году составила 45,8 тысячи рублей, что на 1,8% больше, чем в 2016 году, сообщает Федеральная служба госстатистики (Росстат). У служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации зарплата в прошлом году была в 1,4 раза выше, чем у тех, кто работал в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.

Кадровые службы идут в народ

Пора повернуться лицом к кандидатам, советуют эксперты.

Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы (УГСиК Правительства Москвы) в 2010 году создало Карьерный портал (mos.ru/talent), где любой желающий, в том числе из другого города, может отправить резюме на заинтересовавшую его вакансию, чтобы принять участие в конкурсном отборе. На портале зарегистрировано 89 тысяч пользователей, с 2011 по 2018 год на нем было размещено 3,5 тысячи вакансий.

«Существуют мифы о том, что на госслужбу просто так не попадешь. Либо нужно иметь связи, либо собрать тысячу бумаг и пройти множество инстанций. Это не так. Сейчас поступить на госслужбу не просто, а очень просто. Необходимо только зарегистрироваться на Карьерном портале, заполнить онлайн-анкету и подать заявку на вакансию. Собственная интернет-площадка значительно упрощает поиск кандидатов», — говорит представитель УГСиК Правительства Москвы. По его словам, в работе с кандидатами управление делает акцент на онлайн-этапах — использует электронную форму приема заявок, проводит онлайн-тестирование (оцениваются навыки работы с вербальной и числовой информацией) и видеоинтервью (вопросы задаются в режиме онлайн). «Это очень удобно. Кандидату не нужно приезжать в офис и тратить время, он делает видеоинтервью в спокойной и привычной для себя обстановке, это занимает не более пяти минут. А нам как работодателям такой формат очень удобен с точки зрения оценки», — рассказал «Методу» представитель управления.

Нижегородская область для привлечения на госслужбу лучших сотрудников по инициативе главы региона Глеба Никитина создала программу «Команда правительства». В выборе претендентов на государственные посты участвуют не только эксперты, проводится также народное голосование, а принять участие в нем может любой желающий, достаточно авторизоваться на сайте (hr.government-nnov.ru).

Летом на портале проходил отбор кандидатов на должности министра культуры Нижегородской области (подано 846 заявок), заместителя главы Нижнего Новгорода (962 заявки) и в резерв управленческих кадров региона (4229 заявок). По результатам оценки компетенций будет сформирован резерв управленческих кадров из 30 человек, а также даны рекомендации по кандидатам на замещение позиций министра культуры Нижегородской области и заместителей главы Нижнего Новгорода.

С помощью этого проекта исправляется основной недостаток системы набора персонала на госслужбу — отсутствие доступности и открытости в конкурсном отборе, говорит представитель Управления делами правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области.

Привлекаются к поиску специалистов для госслужбы также кадровые агентства и популярные сайты вакансий. По данным Superjob.ru, вакансии на котором регулярно размещают Федеральная налоговая служба, МВД, Министерство обороны, свободных позиций в сфере государственной гражданской службы становится больше, однако количество объявлений о наборе сотрудников в государственные и муниципальные органы на профильных порталах невелико и не превышает нескольких тысяч на всю Россию. Редко работают госорганы и с кадровыми агентствами.

«Работа в государственных и муниципальных органах имеет свою специфику, разобраться в которой крайне сложно, если самому не быть внутри системы», — считает представитель Управления делами правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области. УГСиК Правительства Москвы иногда использует поиск через кадровые агентства и сайты для поиска работы. «Подключать кадровые агентства целесообразно, только когда запускается новый проект и надо в короткие сроки найти большое число специалистов. Или когда открывается новая организация или учреждение», — говорит представитель управления.

Для того чтобы на госслужбу приходили достойные кандидаты, нужно улучшать ее имидж, считают эксперты. «Чтобы привлечь на госслужбу самых достойных, кадровую политику необходимо развивать сразу в нескольких направлениях, первое из которых — работа над имиджем работодателя. За хорошие кадры нужно бороться. Мы каждый день соревнуемся с серьезными конкурентами — крупными международными компаниями, у которых достаточно выгодные условия труда. Нужно работать над тем, чтобы быть интересными. Это несколько непривычно для госслужбы, но мы должны шагать в ногу со временем», — считает представитель Правительства Москвы. «Нужно также повысить престиж специалистов государственной службы, демонстрировать социальную значимость этих специалистов. Показывать не только негативные примеры, но и лучших людей системы — высоких профессионалов, честных патриотов, социально направленных, ежедневно решающих множество задач, обеспечивающих развитие нашего государства и его функционирование», — говорит Елена Чирковская из РАНХиГС.

Дипломаты и метеорологи зарабатывают больше всех

По данным Росстата, зарплаты в органах законодательной власти в 2017 году составили — 68,2 тысячи рублей (+1,7% к уровню 2016 года), исполнительной власти — 47,3 тысячи (+2,1%), судебной власти и прокуратуры — 35 тысяч (+1,1%).

Среднемесячная начисленная зарплата муниципальных служащих выросла на 3,3%, до 39 тысяч рублей.

Самую высокую среднемесячную зарплату в 2017 году среди гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти получали работники МИД РФ (87 тысяч рублей, +10,6%), Федеральной службы по финансовому мониторингу (74,5 тысячи рублей, +5,3%), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (54,8 тысячи рублей, −5,2%), Федерального агентства лесного хозяйства (51,5 тысячи рублей, −1,4%) МЧС РФ (50,2 тысячи рублей, +12,3%), Федеральной налоговой службы (50,2 тысячи рублей, −0,5%).


Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.