Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Кадровый заказ

Как работает стандарт кадрового обеспечения промышленного роста

Игорь Иванов
01.10.2018

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Недавно между Агентством стратегических инициатив и руководителями целого ряда регионов были подписаны соглашения по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. Юлия Ханьжина, директор департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста АСИ, подробно рассказала «Методу» об этом проекте.

— Юлия Борисовна, каков механизм реализации соглашений по внедрению регионального стандарта?

— Проекты, которые реализует Агентство стратегических инициатив, в совокупности дают понимание, по каким направлениям необходимо вести работу по подготовке кадров. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста — это лучшие региональные управленческие практики, на основании которых можно принимать точечные решения по подготовке кадров. Разумеется, в соответствии с заказом от работодателей и при их участии, а также с учетом того, как будет устроен рынок занятости в ближайшие 10–20 лет.

Это трудная задача. Как показала практика, многие регионы сейчас только подходят к пониманию, какой будет территория через 10–20, а то и 30 лет и какие новые отрасли будут появляться. Стандарт увязывает всю логику принятия решений с перспективами развития экономики. Он позволяет руководителям на местах честно ответить себе, чего именно не хватает в смысле кадрового обеспечения экономики региона в краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном горизонте.

Регионы при расширении промышленной инфраструктуры должны рассчитывать не только на специалистов, которые могут приехать работать из других областей, но и на собственные кадры. Поэтому необходимо создавать инфраструктуру подготовки кадров на местах. В рамках регионального стандарта АСИ совместно со своими партнерами — «Союзом Ворлдскиллс» (Россия) — в ближайшее время будет создавать центры опережающей подготовки. Так, два соглашения было подписано во время финала Национального чемпионата WorldSkills на Сахалине с Новгородской и Сахалинской областями.

— Это первые соглашения такого рода?

— Да, и «Союз Ворлдскиллс» с ключевыми заказчиками будет строить на территориях программу по опережающей подготовке специалистов под запрос работодателей и программ развития регионов.

Существует также ряд программ, которые направлены на повышение мобильности населения. Мы видим, как идет работа по перезагрузке и изменению принципов деятельности служб занятости. Согласно новому формату они могут работать по принципу центров госуслуг, в том числе с теми гражданами, которые принимают решение о самозанятости и которые, по прогнозам, будут играть ключевую роль при проектировании новой модели рынка труда. Мы взаимодействуем в рамках кадрового стандарта с Рострудом и рассчитываем, что будем совместно собирать лучшие практики служб занятости, связанные с мобильностью населения, программами поддержки, при участии крупных промышленных партнеров.

Мы видим реализацию своего проекта с помощью формирования модели наставничества, когда одни регионы становятся наставниками и передают свой опыт другим. В Южно-Сахалинске во время чемпионата мы провели первую организационно-информационную сессию для всех дальневосточных регионов, впервые рассказали об этой инициативе и продемонстрировали лучшие практики развития человеческого капитала, которые регионы могут применить.

В том числе были презентованы результаты программы CDO (директора по цифровым технологиям) на интенсиве «Остров 10-21» по управлению большими данными в системе образования, а также новые практики проведения демонстрационного экзамена и создания центров опережающей подготовки и те модели, которые сейчас существуют на федеральном уровне. Мы надеемся, что до конца 2019 года полностью выстроим сетевую команду из системы образования и наших партнеров во всех 85 субъектах. Это позволит регионам синхронно переносить на свою территорию всю передовую повестку, которая наработана командой АСИ, «Союзом Ворлдскиллс» и нашими партнерами.

— Сегодня государственные вузы, техникумы, колледжи не всегда успевают за спросом экономики на те или иные специальности. Как государство, финансирующее эти учреждения, могло бы изменить эту ситуацию?

— Необходимо вести точечную работу с конкретными заказчиками, с которыми учебные заведения выстраивают образовательный процесс. Это кажется простой задачей, но на самом деле таких кейсов по стране не так много, хотя сама модель подготовки кадров под конкретного заказчика очень востребованна. Это могут быть и краткосрочные модули внутри образовательных программ. Если речь идет о долгосрочном процессе подготовки кадров, то, с моей точки зрения, у любого учебного заведения есть готовность заниматься этим совместно с региональными властями.

Я считаю, что нужны изменения в системе высшего и среднего профессионального технического образования. Ей нужно научиться выстраивать модели, в которых потенциальные заказчики качественного человеческого ресурса на своей территории будут транслировать тот заказ, который им необходим. К сожалению, на ряде предприятий отсутствует так называемая культура заказа — какие специалисты, какие компетенции требуются производству в горизонте десяти лет. Тем не менее мы такие кейсы собираем и передаем всем регионам, которые в этом заинтересованы.

Мы показываем лучшие практики российских промышленных компаний, которые выстраивают взаимосвязь с образовательными учреждениями и между собой. Но мы не забываем, что целый ряд сквозных компетенций через 5–15 лет будут востребованы в любом случае в условиях цифровизации промышленности и перехода на новый технологический уклад. Это все, что связано с ИT-компетенциями, способностью проектировать в сложных системах. Причем техника, на которой будут работать ребята, студенты и выпускники среднего профтеха, будет все усложняться. Итак, ставка должна быть сделана, во-первых, на понимание модели текущего заказа и, во-вторых, на включение в образовательный процесс всех компетенций, которые будут востребованы в долгосрочной перспективе.

— Много разговоров идет также о том, как научиться принимать управленческие решения на основе больших данных.

Мы видим, как развивать эту область в том числе с помощью регстандарта. Речь идет о том, чтобы правильно спроектировать и смоделировать модели рынка труда в каждом субъекте, анализируя большие данные. Их можно собрать в системе образования, в социальном секторе, в прогнозировании оттока и притока человеческого капитала.

— От кого должна исходить первая инициатива по прогнозированию потребности в кадрах, по коллаборации предприятий, учебных заведений? Должно ли эти функции взять на себя государство?

— Проактивную позицию в любом случае должен занимать заказчик. Но в рамках регионального стандарта с теми субъектами, которые участвовали в нашей апробации, мы эту модель спроектировали так, что координатором всей многосоставной политики развития человеческого капитала выступает региональный совет. Он является единой точкой правильного совместного сопроектирования заказа целиком. Некоторые регионы смогли выстроить модель. Это Хабаровский край, Тамбовская, Белгородская, Новосибирская области. Там есть понимание в целом образовательной политики внутри субъекта, того, как должен быть выстроен заказ на развитие экономики региона.

— А в целом какие субъекты РФ и практики можно выделить как передовые с точки зрения подготовки кадров для экономики?

— В каждом субъекте есть свои уникальные интересные практики, в том числе по тем направлениям, которые охватывает региональный стандарт, — начиная с детской профориентации и заканчивая переподготовкой взрослого населения, дополнительным профессиональным образованием. Есть сильные практики регионов, которые направлены на координацию образовательной, экономической политики. Я бы здесь отметила Белгородскую и Тамбовскую области.

Важно, что на Дальнем Востоке в проекте принимали участие два субъекта Российской Федерации: это Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край. Сегодня Хабаровский край является регионом-наставником для всех областей Дальнего Востока и демонстрирует, как можно выстроить линейку подготовки кадров под заказ всех предприятий.

085.png

У части регионов есть качественно наработанные практики по реализации дуального образования и практико-ориентированной подготовки. Можно также выделить команду Тюменской области, которая перестраивает свою работу по кадровому обеспечению крупных инвестиционных проектов на своей территории.

В целом те 20 регионов, которые принимали участие в апробации кадрового стандарта в 2016–2017 годах, и все остальные, которые в рамках поручения президента до конца 2019 года вступают в наш проект, будут помещать свои лучшие практики в так называемый банк данных. Его мы затем будем показывать каждому заинтересованному региону. Мы уже начали налаживать межсубъектную трансляцию лучших практик, у нас появились уникальные кейсы. Например, когда мы знакомим одну промышленную компанию с моделями подготовки, используемыми в другой компании, и при этом анализируем, как все это может работать в существующей модели федерального законодательства на территории страны.

— Есть ли какой-то релевантный зарубежный опыт, который Федерация и субъекты РФ могли бы взять на вооружение?

— В рамках нашего проекта и проекта по развитию дуального образования мы плотно сотрудничаем с внешнеторговой палатой Германии, с нашими немецкими партнерами из промышленных компаний. В их модель дуального образования встроены и отраслевые объединения, и сами торгово-промышленные палаты, объединяющие заказ отраслей. Для нас этот опыт очень интересен прежде всего тем, что модель реализуется по-разному в каждой из федеральных земель и везде применяются разные инструменты.

Мы внимательно следим за тем, как ведется подготовка специалистов в Южной Корее, в Китае, в Японии, особенно на передовых производствах и работе на станках.

Кроме того, нам интересно, как за рубежом, не важно, в какой стране, выстраивается взаимодействие конкретного заказчика — крупных промышленных компаний с образовательными учреждениями. Очень интересен и востребован опыт Синая в Бразилии. Там был создан фонд, в который крупные промышленные компании отчисляли средства, и уже через него велась точечная подготовка кадров.

— В каких специалистах регионы сейчас ощущают наибольший дефицит? Какие специализации будут актуальны в ближайшем будущем?

— Как я уже сказала, прежде всего будут востребованы сквозные компетенции. Это все, что связано с развитием ИT, проектированием в новых системах, сервисным и технологическим обслуживанием сложных систем. При этом никуда не денется потребность в хороших сварщиках. Но уже сейчас это специалисты, которые способны работать на высокоточных станках с числовым программным обеспечением. Однозначно будет востребовано все, что связано с сектором услуг. Он будет расти, и сейчас, например, в рамках подписания соглашений по центрам опережающей подготовки в Сахалинской области сделана ставка именно на формирование сектора услуг.

Подготовил Игорь ИВАНОВ

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.