Журнал «Метод», № 3 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Нацпроект «Здравоохранение». Увидеть, кто на что способен

19.09.2019

Борис Давыдович Менделевич

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

— Борис Давыдович, работа в рамках нацпроекта «Здравоохранение» началась еще в прошлом году. Есть ли уже какие-либо результаты?

— Да, в прошлом году началась подготовка к реализации национального проекта «Здравоохранение». Непосредственно сам проект стартовал 1 января 2019 года. Основная работа на сегодняшний день проводилась и проведена с точки зрения подготовки финансов и инфраструктуры. Сейчас самый ценный ресурс — время, и оно необходимо для проведения всех этапов, в том числе и финансирования: для перечисления средств из федерального бюджета в региональный, проведения регионами всевозможных процедур — конкурсов на закупку оборудования, тендеров и прочего. Вместе с финансовыми вопросами нужно подготовить и всю необходимую инфраструктуру, в том числе проделать строительно-монтажные работы, для проведения которых нужно организовать как конкурсные процедуры, так и проектно-сметную документацию. Ведь недостаточно того, чтобы просто объявить конкурс и закупить оборудование. Важно, чтобы оно поступило уже в отремонтированное, готовое и пролицензированное помещение и сразу же начало работу, предоставляя пациентам столь необходимую помощь.

Кроме этого, в начале года были подготовлены и подписаны всеми субъектами РФ соглашения о реализации нацпроекта в регионах. По каждому федеральному проекту создан свой региональный проект, который также «защищен» в Минздраве России. По итогам «защиты» по каждому проекту подписано отдельное соглашение между региональным органом управления здравоохранения и Минздравом России. Параллельно по каждому федеральному проекту, входящему в состав нацпроекта, были разработаны свои региональные программы с указанием финансирования каждого мероприятия, сроков их исполнения, а также назначены ответственные лица в регионах. Конечно, по итогу полугодия говорить о первичных результатах нацпроекта, который рассчитан на шесть лет, преждевременно. Думаю, что первые действительно заметные преобразования, в том числе и статистические данные: снижение уровня смертности, заболеваемости, повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни и прочее, можно будет оглашать по окончании первого года реализации нацпроекта.

— Как вы оцениваете вовлеченность регионов в эту работу?

— Регионы очень активно в нее включились. Как я говорил ранее, всеми регионами заключены соглашения с Минздравом России, разработаны региональные программы по федпроектам, объявлены и проводятся конкурсные процедуры на закупку оборудования, проектирования и строительно-монтажных работ. Конечно, основной процесс будет проходить на местах. Федеральный центр в целом и Минздрав России в частности могут лишь контролировать и оказывать методологическую помощь. Но весь груз ответственности за реализацию нацпроекта лежит на региональных властях. Для этого субъектам выделяются определенные средства, лимиты которых утверждены и доведены до регионов. Помимо денег регионы обеспечены и всей необходимой методической и иной помощью.

Однако, на мой взгляд, есть все же некий перекос в плане регионального исполнения нацпроекта. Связан он со многими факторами, основным из которых является разная начальная материально-техническая база регионов. Мы прекрасно знаем, что с точки зрения оснащения и развития здравоохранения в нашей стране регион региону рознь. Есть субъекты, такие как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и другие регионы-доноры, которые имеют хорошо развитую систему здравоохранения. В то же время есть регионы, особенно субъекты Дальнего Востока, с большими территориями, где оснащенность и развитие всего здравоохранения в настоящее время оставляет желать лучшего. И получается, что изначально разные регионы имеют разные стартовые позиции. По-моему, в данной ситуации нам необходимо думать над дифференциацией с позиции реализации нацпроекта и выделения финансовых средств.

Отмечу, что тезис о разных стартовых региональных позициях и необходимости корректировки как финансирования, так и конечных критериев оценки реализации нацпроекта в регионах был зафиксирован в решении рабочей группы Комитета Госдумы по охране здоровья по законодательному сопровождению и мониторингу реализации нацпроекта «Здравоохранение», которая работает под моим руководством.

— Есть ли понимание у ответственных исполнителей на местах, как нужно выстраивать работу?

1556032109_sz-4932.jpg

— Считаю, что как на региональном, так и на муниципальном уровне есть большое количество профессионалов своего дела. И таких людей в организациях здравоохранения большинство. В ходе обсуждения различных проектов в рабочей группе мы заслушиваем представителей разных регионов, в том числе и муниципальных учреждений здравоохранения, и те мысли, тезисы, суждения, которые звучат из их уст, зачастую заставляют нас обращаться в Минздрав с рекомендациями о корректировке тех или иных проектных решений. Конечно же, как и в любом другом деле, наверное, существуют недобросовестные исполнители или люди, которые находятся не на своем месте. Но я считаю, что, во-первых, таких людей значительное меньшинство или даже единицы. А во-вторых, реализация такого серьезного проекта как раз и даст, в первую очередь региональным властям, возможность увидеть, кто на что способен, и при необходимости принять кадровые решения.

— На ваш взгляд, готова ли исполнительная власть в регионах в полном объеме решать назревшие проблемы в сфере здравоохранения?

— Развитие здравоохранения и состояние здоровья населения — это прежде всего уровень ответственности региональных властей. Вся система здравоохранения в РФ построена таким образом, что непосредственное регулирование и руководство системами здравоохранения ведутся в субъектах. Федеральный центр в лице Минздрава, а также подведомственных ему надзорных органов: Росздравнадзора, Роспотребнадзора и других, проводит лишь методологическую и надзорные функции. Конечно, с точки зрения улучшения качества продолжительности жизни, совершенствования медпомощи населению, снижения смертности и повышения рождаемости вся ответственность за перечисленные критерии лежит на региональных властях.

— Можно ли уже сегодня назвать конкретные примеры успешной реализации данного нацпроекта на региональном уровне?

— Как я уже сказал выше, реализация проекта носит подготовительный характер. Первая половина 2019 года, первого года реализации нацпроекта, как раз и была предназначена для того, чтобы подготовить фундамент для успешного строительства всего здания под названием «российское здравоохранение». Пока о каких-то конкретных примерах реализации нацпроектов говорить сложно. Хотя отмечу, что многие регионы и до объявления о реализации в стране нацпроекта проводили мероприятия, которые как раз вошли составной частью в данный нацпроект. Для примера могу привести Татарстан, депутатом от которого я являюсь. В республике на протяжении последних десяти лет проводится программа по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи. Ежегодно бюджетом Татарстана выделяются немалые средства на закупку и установление модульных фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. Также несколько лет назад были закуплены передвижные мобильные медицинские комплексы, в том числе с установкой маммографа. Кроме этого, на протяжении последних пяти лет в Татарстане по инициативе президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова принята и реализована программа по ремонту и соответствующему оснащению всех поликлиник, находящихся на территории субъекта. Так, большинство отремонтированных и переоснащенных поликлиник перешли на технологии бережливого производства — бережливые поликлиники, о необходимости создания которых в своем послании как раз говорил Президент России Владимир Владимирович Путин.

IMG_3206.jpg

Думаю, таких примеров, как Татарстан, немало. Говорю это со всей ответственностью, так как мы с коллегами — депутатами Госдумы активно участвуем в работе Группы контроля за исполнением национальных проектов Президиума Генерального совета «Единой России», представители которой каждую неделю выезжают в один из регионов нашей страны. Кроме этого, на каждом заседании рабочей группы по мониторингу нацпроектов, которые проходят ежемесячно, мы в обязательном порядке заслушиваем регионы, изучаем состояние системы здравоохранения в субъектах. И каждый раз мы просим регионы в первую очередь рассказать не о достижениях, а о тех проблемах, которые существуют сейчас, и решениях, которые необходимо принять, в том числе и на законодательном уровне, для успешной реализации нацпроекта.

— Как распределяются бюджетные фонды? Чему отдается приоритет?

— Нацпроект разделен на восемь так называемых подпроектов — федеральных проектов: борьба с онкологическими заболеваниями, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие системы оказания медико-санитарной помощи, развитие детского здравоохранения, обеспечение медорганизаций квалифицированными кадрами и другие. Все эти федеральные проекты важны, и именно их совокупность и должна дать тот синергетический эффект, который мы ожидаем получить на выходе через шесть лет после начала реализации нацпроекта.

Если говорить о финансировании каждого федпроекта, то, конечно, оно разное. Общий бюджет нацпроекта на шесть лет — 1,726 триллиона рублей. Самые большие средства — 969 миллиардов рублей — должны пойти на борьбу с онкозаболеваниями, и это вполне объяснимо. Сейчас в России онкозаболевания на втором месте по смертности после сердечно-сосудистых. Но, к сожалению, и это мировая тенденция, заболеваемость онкологией будет только расти. Во-первых, это связано с экологией, образом жизни. Во-вторых, с ростом продолжительности жизни растет и количество онкобольных, так как рак — это в первую очередь болезнь пожилого населения. И чем дольше люди живут, тем больший шанс заболеть тем или иным онкозаболеванием.

85148802_m.jpg

Мы с вами говорили о результатах нацпроекта. Так вот, уже с 1 января 2019 года тариф на помощь онкобольным, по которому оплачивается лечение, увеличен в стране более чем в два раза. Данные средства идут как на закупку дорогостоящего диагностического оборудования — позитронно-эмиссионных томографов, так и на приобретение новейших лекарственных препаратов. Кроме этого, часть финансовых средств предназначена для создания так называемых амбулаторно-онкологических центров, целью которых является как можно более раннее выявление онкозаболеваний. Также введен строгий регламент, согласно которому в данных амбулаторных онкоцентрах диагноз, подтверждающий или опровергающий заболевание, должен быть поставлен в течение 14 дней с момента обращения пациента.

Если говорить, о борьбе с заболеваниями, то вторым по объему финансирования является подпроект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», на который выделено 75,2 миллиарда рублей. Основные средства пойдут на закупку оборудования, а также на создание новых и переоснащение действующих сосудистых центров.

— Доведены ли уже ресурсы до субъектов для реализации проекта?

— Данный мониторинг мы также проводим. И в начале года, с нашей точки зрения, были некоторые задержки в переводе финансовых средств из федерального бюджета на региональный уровень. В настоящее время финансовые средства перечислены в субъекты. Также есть четкий график дальнейших поступлений средств из федерального бюджета в региональный. Это позволит регионам, не дожидаясь фактического поступления денег, уже сейчас проводить необходимые соответствующие конкурсные процедуры. Считаю, что на сегодняшний день проблем с финансированием всех мероприятий нацпроекта не существует.

— Многие специалисты на местах говорят о том, что задачи, которые ставит Федерация перед субъектами РФ в рамках реализации нацпроектов, не всегда соответствуют запросам жителей регионов и муниципалитетов. Что нужно сделать для того, чтобы деньги расходовались максимально эффективно по всей вертикали и решались задачи, актуальные для конкретного региона?

— Конечно же, вопросов и проблем, которые стоят перед отечественным здравоохранением, гораздо больше, чем направления, отраженные в нацпроекте. Могу для примера сказать, что, к сожалению, в нацпроект не вошло такое важное направление, как психическое здоровье населения.

Не секрет, что психические заболевания, в особенности пограничные психические расстройства: депрессии, неврозы и прочее, влияют на общий уровень здоровья населения не меньше, а зачастую и больше, чем проблемы с соматическим здоровьем. Однако невозможно сразу найти деньги на все. Это как с семейным бюджетом, когда на семейном совете определяется первостепенная необходимость покупки тех или иных товаров. Например, что важнее для семьи: покупка холодильника или телевизора. Так и здесь, при подготовке к реализации нацпроекта проведены консультации со всеми ведущими специалистами в области организации здравоохранения и приняты решения о выделении первостепенных задач. То есть государство определило свои приоритеты на сегодняшний день в развитии здравоохранения. Именно по этому принципу и сформировано восемь федеральных проектов.

— Как происходит контроль за реализацией проекта в регионах?

— Я искренне считаю, что иногда этот контроль излишен. Потому что огромное количество как государственных ведомств, так и общественных организаций ведет контроль, проводит заседания и совещания, зачастую дублируя друг друга. Например, ведомственный контроль со своей стороны осуществляют Минздрав, Росздравнадзор, ФОМС, Минфин, Минэкономики, Счетная палата. Кроме этого, рабочие группы или комиссии по контролю за реализацией нацпроекта созданы в Госдуме, Совете Федерации, Общественной палате, в Общероссийском народном фронте, а также в иных общественных организациях. Вдобавок на региональном уровне выстроена примерно такая же схема контроля и мониторинга нацпроекта. На мой взгляд, избыточный контроль ведет к дублированию, а также к тому, что вместо работы профильных специалистов отвлекают подготовкой всевозможных отчетов и выступлениями на совещаниях. Для упрощения данной процедуры есть предложение по проведению совместных заседаний наших рабочих групп. Оно уже обсуждалось с коллегами из партии, Общероссийского народного фронта.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.