Журнал «Метод», № 3 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Стратегии развития муниципальных образований: опыт Республики Карелия

19.09.2019

Елена Александровна Антошина

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Новые вызовы социально-экономического развития определили необходимость обновления долгосрочных приоритетов, подготовки конкретных и детализированных планов по достижению национальных целей и стратегических задач. Фундаментом достижения и сохранения положительной динамики показателей социально-экономического развития региона является разработка полного перечня и, что немаловажно, обеспечение согласованности документов стратегического планирования.

В Республике Карелия к работе по методологическому обеспечению процессов стратегирования в сфере государственного управления, формированию ориентиров и улучшению организации развития региона и муниципальных образований привлечены ученые-экономисты в лице ведущих финансистов, включая опорный вуз — Петрозаводский государственный университет, а также представители научного сообщества — Ассоциации финансистов Карелии.

В прошлом году была проведена серьезная работа по актуализации региональной стратегии — основного стратегического документа республики, определяющего цели и задачи социально-экономического развития до 2030 года, утвержденного в декабре 2018 года. Новая стратегия — комплексный сценарный план, направленный на перелом негативных тенденций в экономике и социальной сфере, выход на устойчивую траекторию социально-экономического развития, повышение качества жизни населения республики.

РАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО — ЗНАЧИТ СИНХРОННО

В свою очередь, решение практически любой проблемы социально-экономического развития региона зависит не только от результативности деятельности государственных органов, но и от эффективной работы на местах — в муниципалитетах. Другими словами, решение поставленных стратегией задач невозможно без эффективной синхронизации усилий региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этом залогом эффективности становится не только понимание целевых ориентиров, но и — что, пожалуй, первостепенно — единство подходов к определению целей, задач, механизмов их достижения, а также индикаторов, позволяющих обеспечить контроль и оценку эффективности как на региональном, так и на местном уровнях.

К сожалению, на сегодняшний день вопросы подготовки и утверждения документов стратегического планирования на местном уровне до конца не урегулированы федеральным законодательством.

Так, согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ органы местного самоуправления обладают правом, а не обязанностью разработки таких ключевых стратегических документов, как стратегия социально-экономического развития, план ее реализации и бюджетный прогноз. Отрицательный эффект от отсутствия единых подходов не только не позволяет увидеть комплексную картину на уровне субъекта, оценить риски недостижения запланированного результата, но и влияет на эффективность работы на местах, существенно ограничивает возможности межмуниципального сотрудничества. Органы местного самоуправления зачастую не могут увидеть и определить общие цели на долгосрочный период, сформировать согласованные друг с другом планы по их достижению. Безусловно, указанная проблема должна быть решена после внесения ряда изменений в Федеральный закон № 172-ФЗ, которые в феврале этого года были рассмотрены и приняты Государственной думой во втором чтении и одобрены Федеральным собранием РФ. Вместе с тем дата очередного чтения законопроекта не определена. А учитывая длительный «переходный» период (от утверждения Федерального закона до утверждения документов стратегического планирования федерального и регионального уровней прошло практически пять лет), работа по формированию муниципальных документов стратегического планирования может затянуться на длительный срок. При этом работа по определению общих подходов, их внедрению в повседневную практику, в первую очередь в связи с необходимостью скоординированной работы на всех уровнях по достижению национальных целей, должна быть завершена в максимально сжатые сроки.

В ПОМОЩЬ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ

В 2018 году параллельно с общественным обсуждением Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия было принято решение о подготовке методических рекомендаций по разработке и реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований на десять лет (Стратегии-2030). Научным руководителем проекта выступил заслуженный экономист РФ и Республики Карелия доктор экономических наук А. С. Колесов, разработчиком в соответствии заключенным трехсторонним соглашением на безвозмездной основе — Институт экономики и права Петрозаводского государственного университета. Координация разработки документа от Правительства Республики Карелия осуществлялась Министерством финансов Республики Карелия и Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия.

За полгода проект рекомендаций прошел общественное обсуждение, рецензирование научными консультантами — представителями высших учебных заведений и экспертного сообщества, региональных министерств, органов местного самоуправления Карелии. В июне этого года итоговая версия методических рекомендаций рассмотрена и одобрена на заседании коллегии Министерства финансов Республики Карелия.

Рекомендации призваны упростить и систематизировать процедуру разработки стратегических документов, они способствуют формированию ориентиров и улучшению организации развития муниципальных образований в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Единство долгосрочных ориентиров муниципального образования необходимо не только при разработке и утверждении местных бюджетов, но и при ежедневном выборе из нескольких вариантов управленческих решений. При этом сам процесс разработки стратегического документа в соответствии с методическими рекомендациями приносит положительные экстерналии в виде всестороннего анализа социально-экономического развития муниципалитетов, осуществления дополнительной инвентаризации собственных ресурсов, поиска внутренних резервов.

Ключевая новация в предлагаемых методическими рекомендациями подходах — обеспечение взаимосвязанности и взаимозависимости стратегических документов местного уровня. Региональный разрез показывает, что в настоящее время муниципальные стратегии (программы социально-экономического развития) и программы оздоровления муниципальных финансов (развития доходного потенциала, повышения эффективности расходов) разрабатываются и реализуются как два не связанных между собой документа. Поэтому одна из основных задач методических рекомендаций — формирование предпосылок для включения мер бюджетной консолидации в муниципальные стратегии в качестве их ресурсной части, так как формирование комплексного плана развития муниципального образования без учета финансового оздоровления в текущих условиях не представляется возможным.

НАГЛЯДНО И ПО СУЩЕСТВУ

Разработчиками предлагаются макеты стратегий и программ оздоровления финансов с конкретными разделами и подразделами, а также с предложениями по их наполнению. В рекомендациях детально прописана процедура проведения оценки текущего социально-экономического развития муниципального образования и разработки прогноза его развития на ближайшие десять лет, определены подходы к формированию среднесрочных целей и задач, а также модельный перечень возможных мероприятий и механизмов мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. Более того, предлагается методология оценки полученных результатов, описаны типичные риски, с которыми может столкнуться муниципалитет при реализации стратегических документов, а также предложены механизмы их минимизации. В целях повышения качества бюджетного планирования в составе рекомендаций сформирован модельный перечень муниципальных программ на основе наиболее значимых вопросов местного значения.

22-24_КарелияАнтошина_3-2019.jpg

Содержание методических рекомендаций представлено в таблице. Таким образом, методические рекомендации стали базисом для повышения качества разработки и эффективности реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Карелия на десять лет, включая один из инструментов их реализации — программу оздоровления муниципальных финансов. В соответствии с решением коллегии Министерства финансов Республики Карелия методические рекомендации будут направлены в муниципалитеты, а органам местного самоуправления рекомендовано использовать их при подготовке новых и актуализации действующих документов стратегического планирования и программ оздоровления. Муниципалитетам, в свою очередь, в ближайшее время предстоит проделать серьезную работу по инвентаризации внутренних источников развития, анализу текущего состояния и выявлению приоритетных направлений развития на следующие десять лет на основе единых методических подходов.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.