Журнал «Метод», № 3 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Пути цифровой трансформации органов местного самоуправления

17.09.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать
Автор_2018.jpg

Андрей Юрьевич ГУБОВ, действительный государственный советник Иркутской области 1-го класса, председатель Совета директоров Фонда развития информационных технологий муниципалитетов Общероссийского конгресса муниципальных образований, почетный член правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления»

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ...

Основные проблемы и трудности муниципальной информатизации, к сожалению, уходят к истокам формирования местного самоуправления в его нынешнем виде, и со временем тенденция их преодоления не только не прогрессирует, но и появляются все новые факторы, осложняющие и без того непростую работу органов местного самоуправления (ОМСУ) в данном направлении [1] (таблица 1).

таблица 1.png

К сожалению, это далеко не весь перечень проблем.

ПРОЦЕСС ИДЕТ, НО ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ

Тем не менее следует отметить, что вопреки хроническому дефициту финансирования за два с половиной десятилетия в становлении и развитии муниципальной информатизации в России сделано главное:

  • успешно эксплуатируются решения в сфере инфокоммуникаций на муниципальном уровне;
  • созданы и поддерживаются в актуальном состоянии автоматизированные информационные системы (АИС) и информационные ресурсы по всем наиболее приоритетным направлениям деятельности муниципалитетов, способные стать прототипом для типовых решений;
  • большая часть информационных ресурсов страны формируется и сосредоточена на муниципальном уровне;
  • в большинстве городов созданы и успешно действуют специализированные подразделения, решающие вопросы информатизации;
  • сформировалось целое направление в деятельности организаций разработчиков, ориентированное на создание АИС в интересах органов местного самоуправления.

Однако приходится констатировать, что все достижения муниципальной информатизации, описанные выше, относятся в основном на долю крупных городов-доноров. При этом разрыв в сфере информатизации между ними и прочими дотационными муниципалитетами, и в первую очередь небольшими сельскими поселениями, нарастает.

Все это происходило в очень непростых организационных условиях. Политика государства в развитии информационных технологий за минувшие четверть века была весьма непоследовательной. Постоянно менялись приоритеты: «электронное государство, правительство и муниципалитет»; электронная цифровая подпись и «доверенная третья сторона»; «информационное общество»; оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде и «межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» — да все и не упомнишь. Что их объединяло, так это то, что все мероприятия предусматривали участие органов местного самоуправления на добровольно-принудительной основе. Более того 90% муниципалитетов в силу дефицитности бюджета не имеют для решения столь грандиозных задач ни средств, ни специалистов [3].

Похожая ситуация наблюдается пока и с Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», которая помимо унаследованных у своих предшественников и не полностью реализованных на предыдущих этапах направлений включает еще и создание необходимой нормативно-правовой базы, а также подготовку кадров для цифровой экономики.

К сожалению, Правительство России до настоящего времени так и не определилось с задачами и приоритетами проектов не только муниципального, но и регионального уровня. Соглашения с регионами по проектам цифровой экономики, которые должны были быть заключены в июле 2019 года, включают весьма укрупненные и отвлеченные показатели [4]. Ожидается, что к концу 2019 года уточнится, чего ждать и как оценивать, когда на конкурсной основе, затратив 15 миллионов рублей, будет определен индекс развития цифровой экономики [5].

ЦИФРОВИЗАЦИЯ — НЕ В НАЦПРОЕКТАХ, А В ГОЛОВАХ

126952795_m.jpg

В связи с этим, прежде чем принимать решения о путях развития ОМСУ в условиях национального проекта «Цифровая экономика», нужно понять, что же это такое. По определению цифровая трансформация (цифровизация, диджитализация) — это изменение формы деятельности в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация прежде всего означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Ключевой процесс цифровой трансформации — стратегическое управление данными.

Многие считают, что если в офисе стоят компьютеры и подключен интернет, то организация может называться цифровой. Однако компьютеры и интернет — лишь инструменты.

Лозунг «Цифровизация — не в нацпроектах, а в головах» сегодня как нельзя актуален. Приходит время очередной революции в мышлении и переходу от ставших уже привычными АИС к научно обоснованному автоматизированному управлению с применением искусственного интеллекта (ИИ). Цифровизация — это прежде всего системный подход к использованию цифровых ресурсов, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) для повышения производительности труда, конкурентоспособности и экономического развития в целом [6], основные принципы системного подхода представлены в таблице 2.

таблица 2.png

Таким образом, цифровизация — это не богом данная панацея от всех недостатков во всех видах управления и организации труда и жизни общества, а одна из форм и этапов практической реализации науки об управлении — кибернетики.

ВПЕРЕДИ БОЛЬШАЯ РАБОТА

С учетом накопленного опыта, требований времени и состояния информационных технологий в рамках цифровой трансформации перед ОМСУ стоят следующие основные задачи:

  1. 1.  В сфере оптимизации управления муниципальным хозяйством и повышения эффективности деятельности ОМСУ руководители и муниципальные служащие должны:
    • На основе проведенного анализа управленческих задач и выявления потерь, происходящих в объектах управления инициировать постановку задач АСУ, решение которых с применением оптимизационных методов и ИИ позволяет обеспечивать высокую эффективность.
    • Для трансформации экономики и социальной сферы до 2024 года обеспечить увеличение финансирования ускоренного внедрения цифровых технологий не менее чем в три раза, как этого требует премьер-министр Д. А. Медведев [7].
    • Принять безотлагательные и действенные меры по обеспечению муниципалитетов кадрами для цифровой экономики.
  2. 2.  В рамках дальнейшего развития «Электронного муниципалитета» в ходе цифровизации службам информатизации ОМСУ предстоит обеспечить:
    • При создании новых АСУ и модернизации существующих систем максимально реализовать интеграцию и централизацию обработки информации и принятия управленческих решений на основе единого информационного центра.
    • Применение и создание НСИ при формировании и поддержании в актуальном состоянии муниципальных информационных ресурсов.
    • Переход ОМСУ на практическое применение современных облачных технологий [8], а именно миграции с существующей программно-технической инфраструктуры с проприетарным ПО на виртуальную среду на базе программного обеспечения российского производства или ПО с открытым кодом, распространяемого свободно. Главная цель при этом — оптимизация расходов. В частном секторе экономия на облаках уже доказана и измерена: в среднем она составляет около 30%, но в отдельных проектах может достигать и 90% [9].

Очевидно, что работа по муниципальной информатизации не может и не должна проводиться в отрыве от развития информационных технологий российского общества. И хотелось бы выразить надежду, что все-таки удастся выработать механизмы, обеспечивающие действиям муниципалитетов необходимый постоянный тесный контакт с федеральными и региональными органами государственной власти на официально регламентированной основе.


Подробнее:
  1. 1. d-russia.ru/ob-itogah-informatizatsii-vmunitsipalnyh-obrazovaniyah-sibiri-i-dalnegovostoka-v-2018-godu.html
  2. 2. asdg.ru/sections/info2/dvadtsatiletie/stati/stGAU-2018.php
  3. 3. asdg.ru/sections/info2/dvadtsatiletie/experts/st3-2018GAU.pdf
  4. 4. d-russia.ru/soglasheniya-s-regionamipo-proektam-tsifrovoj-ekonomiki-dolzhnybyt-zaklyucheny-do-15-iyulya-minkomsvyaz.html
  5. 5. d-russia.ru/minkomsvyaz-gotovaotdat-15-mln-rub-za-indeks-razvitiya-tsifrovojekonomiki-goszakupka.html
  6. 6. it-world.ru/cionews/want/141368.html
  7. 7. d-russia.ru/dmitrij-medvedev-dlyatransformatsii-ekonomiki-i-sotsialnoj-sferynuzhno-obespechit-uskorennoe-vnedrenietsifrovyh-tehnologij.html
  8. 8. asdg.ru/sections/info2/dvadtsatiletie/stati/GAU-2018-2.pdf
  9. 9. d-russia.ru/migratsiya-veb-prilozhenijgosstruktur-v-oblako-knut-i-pryaniki.html
Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.