Сфера госуслуг: условия для цифрового прорыва

Мнение главы Минкомсвязи Константина Носкова

IT
21.06.2019

К 2024 году 70% госуслуг для граждан и бизнеса должны оказываться в цифровой форме

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Цифровая трансформация государственных услуг стала основной темой заседания правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. С докладом на эту тему выступил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков.

Известно, что к 2024 году 70% госуслуг для граждан и бизнеса должны оказываться в цифровой форме.

Достижения и вызовы

В начале своего доклада Константин Носков рассказал о результатах развития госуслуг с 2010 года. За это время была построена сеть МФЦ (более 2,8 тысяч МФЦ и 11,5 тысяч точек присутствия). Только за 2018 год они оказали более 93 миллиона услуг. Создана инфраструктура электронного правительства (Единый портал госуслуг, Система межведомственного электронного взаимодействия, Единая система идентификации и аутентификации и т.д.). Этими сервисами пользуется три четверти активного населения России. Портал госуслуг входит в тройку самых посещаемых государственных ресурсов в мире, а мобильное приложение «Госуслуги» стало победителем шестой ежегодной международной премии Best m-Government Service Award в номинации «Доступное правительство».

Министр перечислил и вызовы, которые стоят на пути дальнейшего развития госуслуг. По его словам, в последние несколько лет развитие цифровых услуг происходило инерционно. Большинство федеральных услуг на ЕПГУ – это только формы заявлений, к которым нужно приложить сканированные копии документов и подписать усиленной квалифицированной электронной подписью, которой у граждан часто нет. МФЦ слабо связаны с электронным правительством. Услуги разрознены, не интегрированы с бюджетными и коммерческими услугами. В законодательстве есть много норм (например, требование о выдаче только бумажного результата услуги), которые фактически делают невозможной цифровую трансформацию.

Предпосылки для прорыва

Указ президента от 7 мая 2018 года № 204 задал цель обеспечить к 2024 году внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления и оказания госуслуг. В Послании Президента Федеральному собранию 2019 года Правительству поручено до конца 2020 года обеспечить возможность получения гражданами в автоматическом режиме комплексных услуг, сгруппированных по основным жизненным ситуациям. В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» утвержден федеральный проект «Цифровое государственное управление», который предусматривает мероприятия, направленные на цифровую трансформацию системы госуправления. В федеральном бюджете предусмотрены достаточные для их реализации ресурсы.

Что уже сделано?

Глава Минкомсвязи рассказал, какая работа уже ведется для достижения поставленных целей. Определены 25 суперсервисов. Их командно разрабатывают рабочие группы, в которые входят более 200 человек. В июне на заседании президиума Комиссии планируется рассмотреть целевые состояния суперсервисов и дорожные карты их реализации. Для неё потребуется системное изменение отраслевого законодательства и доработка ключевых информационных систем, в том числе систем МВД.

Необходимо стремиться к тиражированию лучших практик регионов-лидеров, при этом предоставляя типовые решения в сфере госуслуг тем регионам, у которых их нет. К таким платформенным решениям относятся:

1) облачная платформа госуслуг (позволит регионам самостоятельно настраивать полный цикл оказания услуг и интегрировать с ней свои решения и коммерческие сервисы),

2) цифровой профиль гражданина,

3) единая биометрическая система и «облачная» квалифицированная электронная подпись,

4) «Госвеб» – единая цифровая среда государственных интернет-ресурсов в модели «одного окна».

Условия для цифрового прорыва

Для цифрового прорыва в сфере госуслуг нужно, во-первых, усилить координирующую роль Минкомсвязи и Правительства России. «Нам необходимы полномочия по регулированию оборота данных и аудиту создаваемых информационных систем в целях обеспечения архитектурного и технологического единства», – уточнил министр. Нужно иметь возможность утверждать базовые требования к цифровым услугам и создать федеральную среду разработки, которую также смогут использовать регионы и муниципалитеты. Во-вторых, в законодательстве о госзакупках надо предусмотреть особый порядок создания ИТ-решений в рамках госзаказа. В-третьих, нужна специализированная организация (вроде сингапурской GovTech), которая обеспечит разработку и мониторинг стандартов технологической архитектуры государственных информационных систем, а также разработку и эксплуатацию самих платформ цифрового государства.

 

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.