Журнал «Метод», № 2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Черноморский ренессанс

Об отдыхе на черноморском побережье России

Татьяна Макурова
31.05.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Отдых в России на черноморском побережье переживает эпоху возрождения. Помимо традиционного «советского» набора море — солнце — фрукты развивается событийный и деловой туризм, на старте развития гастрономический и винный туризм, а также яхтенный.

В Крыму и Краснодарском крае в среднем бывает 300 солнечных дней в году, что не уступает лучшим испанским курортам на средиземноморском побережье. А, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге за последние несколько лет в среднем было по 60 солнечных дней за год (печальный рекорд с 34 солнечными днями поставил Петербург в 2016 году). Тепло, солнце и море — насущная необходимость для большинства жителей России. И если в советское время альтернативы отечественному отдыху просто не было, то с 2000-х заграничный отдых в Египте, Турции существенно обходил по соотношению цена — качество черноморские курорты. Сейчас ситуация меняется: государство обратило серьезное внимание на возможности туризма в стране, а присоединение Крыма остро поставило вопрос переформатирования туристической отрасли, замены устаревшей модели на новую.

Патриоты по своей воле

Существует и общественный запрос. Так, по данным ВЦИОМ, порядка 70% россиян не планируют посещать другие страны в ближайшие год-два — в основном из-за дороговизны поездок. И в этот момент возникает точка выбора стратегии. Бизнесу и частному сектору выгодно получить сиюминутный максимум из этой ситуации. Однако стратегически цены необходимо снижать, формируя устойчивую привязку отдыхать в России, что в послеолимпиадное время и было реализовано в Сочи — тогда, когда город полностью преобразился, не уступая европейским курортам. Сочетание готовой новейшей инфраструктуры качественного отдыха с жестким ценовым демпингом себя полностью оправдало в среднесрочной (и уже можно утверждать, и долгосрочной) перспективе. «Сочи около полутора лет продавали если и не в минус, то без прибыли вообще — тур на двоих с перелетом стоил 10–20 тысяч рублей на неделю, исключая пиковый летний сезон и период новогодних праздников, — рассказывает генеральный директор туроператора «Абсолют» Ольга Гребенюкова. — А сейчас уже сформировался устойчивый тренд, стало в норме вещей купить Сочи, чтобы просто побродить по набережной и Олимпийскому парку, посетить спа, покататься на лыжах. И сейчас 30–40 тысяч за неделю с перелетом в Сочи — адекватно и востребовано. Точно так же надо продвигать и другие российские курорты — начать с качественного и очень дешевого предложения, “прикормить” туриста, а года через два поднимать цены». На старте все демпингуют, но только этого мало — необходимо еще и хорошо отработать, чтобы турист захотел вернуться и другим рассказал об этом, добавляет эксперт.

Сокровища Крыма

И здесь государство последовательно, шаг за шагом, реализует эту стратегию. Так, инфраструктурные проекты в Крыму идут полным ходом. Напомним, в общей сложности федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2022 года» предусматривает выделение 877,8 миллиарда рублей, львиная доля из которых направлена на развитие инфраструктуры.

В апреле по итогам встречи с крымскими общественниками президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об увеличении объема субсидирования пассажирских авиаперевозок в Симферополь. И это действительно один из ключевых вопросов для развития туризма: только авиабилеты с мая по сентябрь на семью сопоставимы по цене с пакетным отдыхом в Турции.

Субсидирование существенно повысит турпоток, как это уже было наглядно продемонстрировано с запуском чартеров в Крым от крупнейших туроператоров («БиблиоГлобус») — покупка тура обходилась дешевле покупки только авиабилетов вне турпакета. Кроме того, в сезоне 2019 года Министерством туризма Крыма отмечается снижение средней стоимости услуг размещения в отелях и санаториях — на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (максимальное снижение цены отмечается в категории отелей пять звезд — на 17,3%). По состоянию на начало мая, отмечают в министерстве, уровень бронирования санаторно-курортных организаций и гостиниц на летний период превысил 80%.

68.png

Многие предпочитают ехать в Крым на машине и с палатками — с открытием Крымского моста и трассы «Таврида» турпоток резко вырос. Для автотуристов в Крыму открываются автокемпинги — так, с 1 мая в селе Оленевка Черноморского района открыт новый автокемпинг, рассчитанный на тысячу человек. Конструктивное сопровождение инвестпроекта дало возможность построить объект в рекордные сроки. Аналогичные проекты в ближайшее время будут реализовываться и в других регионах: для возможных инвесторов сформирован перечень из 21 инвестиционной площадки для создания кемпингов или кемпстоянок, что становится выгодной и быстроокупаемой бизнес-моделью для инвесторов. Автотуризм имеет большие перспективы именно в Крыму: достопримечательности полуострова разбросаны по всей его территории, не ограничиваясь только побережьем. В частности, это и пещерные города, и красивейшие горные маршруты, и так называемые места силы, особо ценные для поборников эзотерического туризма.

Также Крым идеально подходит для гастрономического, винного, яхтенного, событийного туризма — все эти направления получили мощный импульс развития. В поручениях президента винодельческая отрасль и событийный туризм выделены отдельными пунктами. И сейчас Минтуризма Крыма реализует кольцевой туристский маршрут «Винная дорога Крыма» — это одновременно и винный, и гастрономический маршрут в сопровождении гидов-экскурсоводов. Сразу 15 винодельческих предприятий Крыма (Alma Valley, «Усадьба Перовских», UPPA Winery, усадьба «Мангуп», «Сатера», агрофирма «Золотая Балка», Инкерманский завод марочных вин, «Массандра», «Солнечная Долина», завод шампанских вин «Новый Свет», завод марочных вин «Коктебель», «Дом Захарьиных», винный клуб «Бельбек», «Винный дом Фотисаль», «Алеф-Виналь-Крым») разработали для этого проекта свои специальные программы. В частности, это экскурсии с дегустациями, мастер-классы по виноделию, ужин с шеф-поваром ресторана и бренд-амбассадором, ретродегустация при свечах в старинном голицынском подвале, посещение самой мощной в Европе площадки по производству мадеры и даже возможность принять участие в сборе урожая в период уборки винограда.

68_1.png

Есть в Крыму и уникальный, не имеющий аналогов в мире сафари-парк львов «Тайган» — на территории, занимающей в общей сложности 32 гектара, проживают порядка 130 львов и краснокнижных амурских тигров. В парке возможно вплотную, без клеток общаться со взрослыми активными хищниками — за таким экстримом едут не только со всех городов страны, но и смельчаки из-за рубежа. В 2018 году «Тайган» посетили сотни тысяч человек. Создатель парка Олег Зубков также вынашивает проект по созданию парка аттракционов «Белая скала» по уровню мировых Диснейлендов, ландшафтного парка «Суворовский», зоопарка «Солнышко» в Евпатории, парка тигров и медведей в заброшенном карьере в Инкермане: «Я умею, могу и хочу реализовать все эти проекты, полностью за свой счет, и они гарантированно станут окупаемыми и прибыльными, а это в свою очередь означает и налоговые поступления в бюджет. Но мне ничего не дают делать в Крыму. Подчеркну: мне отказывают в освоении бесплодных заброшенных земель, на которые никто не претендует, которые я бы мог сделать центрами туристического притяжения». Как отмечают сторонние наблюдатели, у Олега Зубкова давний конфликт с властями Крыма, однако таланты предпринимателя по созданию и развитию туристически привлекательных мест (в Крыму это парк львов «Тайган» и ялтинский зоопарк «Сказка») очевидны.

По данным Министерства курортов и туризма Крыма, по итогам 2018 года достигнут рекордный показатель по количеству туристов за весь постсоветский период — 6,8 миллиона человек. 2019 год способен побить этот рекорд.

Стратегия оправдывается

Верно выбранная стратегия и наконец-то начавшийся ценовой демпинг уже показали отрыв Крыма на майских праздниках: согласно анализу туроператоров поездка в Крым на двоих стала самым бюджетным вариантом из всех возможных. Аналитическая служба АТОР провела исследование цен на 10-дневные пакетные туры с вылетом в период с 26 по 28 апреля по 12 наиболее востребованным россиянами направлениям — Турция, Греция, Кипр, Испания, Италия, Болгария, Черногория, Хорватия, Тунис, Анапа (Россия), Крым (Россия), Сочи (Россия). Для унификации исследуемый пакет включал авиаперелет туда и обратно на двоих взрослых, трансфер, медстраховку, проживание в отеле десять ночей. Также включались завтраки в гостинице, а в Турции и Тунисе — питание по системе «все включено».

Минимальная цена на десятидневный тур в Крым на двоих составила 26 тысяч рублей, в Анапу — 28 тысяч рублей, в Сочи — 29 тысяч рублей. А вот отпуск в Турции начинался уже от 50 тысяч рублей. В целом, по данным АТОР, сегодня Сочи и Крым принимают больше туристов, чем вся Турция.

Не желая отставать от соседей-конкурентов по российскому черноморскому побережью, развивается и Анапа, в том числе выходя за рамки имиджа детского курорта. Так, в Анапе реализуется грандиозный проект Miracleon («Мираклеон»). На 500 тысячах квадратных метров разместятся отели, детский санаторий «Жемчужина России», ландшафтный парк, кафе, рестораны и столица курорта — город Mira, задуманная как приморский европейский городок с отелями-бутиками, узкими улочками, уютными балконами и бассейнами. Города черноморского побережья в этом году будут связаны одним проектом — масштабным фестивалем «Золотое кольцо Боспорского царства», который даст старт высокому сезону во всех субъектах Южного федерального округа — участниках одноименного туристского маршрута (Краснодарский край, Ростовская область, Республика Крым и город Севастополь).

69.png

Топ-15

Аналитическое агентство ТурСтат к открытию курортного сезона опубликовало рейтинг лучших российских курортов по популярности у туристов. Список был составлен по результатам анализа посещаемости курортов туристами в прошлом году.

По данным ТурСтата, в топ‑15 российских городов-курортов по числу туристов входят Сочи, Анапа, Геленджик, Ялта, Севастополь, Соль-Илецк, Евпатория, Ейск, Алушта, Новороссийск, Светлогорск, Феодосия, Яровое, Кисловодск и Белокуриха. Совокупно туризм в Крыму (по сумме турпотока городов) находится на первом месте, незначительно обгоняя Сочи.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.