Журнал «Метод», № 2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Дороги России с высоты птичьего полета

Интервью с Ибрагимом Налаевым, финансовым директором ООО «Национальные канатные дороги»

Дмитрий Гнатенко
31.05.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Для большинства россиян канатные дороги ассоциируются прежде всего с красивой жизнью на горнолыжных курортах. На самом же деле это весьма эффективный вид передвижения с характеристиками, недоступными другим видам транспорта. Чтобы подтвердить данный постулат и исправить заблуждения соотечест­венников, мы поговорили с Ибрагимом Налаевым, финансовым директором ООО «Национальные канатные дороги», которое сегодня является единственным предприятием полного цикла в России, производящим канатные дороги, необходимые как для горных зон страны, так и для наших городов.

— Компания «Национальные канатные дороги» молодая, но амбициозная. Какова ее глобальная задача и есть ли понимание, как она будет решаться?

— Вначале скажу несколько слов о нашей компании. Действительно, она была создана в апреле 2018 года. Ее акционерами являются Российская Федерация в лице ООО «Курорты Северного Кавказа» и французская компания POMA S.A.S. — лидер в области производства канатных дорог, у которой совокупно реализовано уже более 80 тысяч проектов по всему миру. Мы хотим интегрировать определенный базис знаний и умений, накопленный ею, и принести его на российский рынок, где работы в этом направлении очень много. Прежде всего необходимо восстановить, а скорее, заново воссоздать производство канатных дорог в России. Именно в этом заключается наша основная задача.

— Известно, что НКД подписали с АО «Курорты Северного Кавказа» соглашение о сотрудничестве в проектировании и эксплуатации канатных дорог и горнолыжных трасс на Кавказе. В каком состоянии находятся сегодня работы?

— Мы выиграли аукцион и эксплуатируем канатные дороги на курортах «Архыз» и «Ведучи». Задача компании в данном случае — стать некоей вертикально интегрированной структурой, когда в будущем, как планируется, мы будем и производить, и эксплуатировать нами же произведенные канатные дороги.

Помимо этого, мы начали проектирование горнолыжных трасс на курорте «Эльбрус». Сейчас рассматриваем участие в ряде аукционов по проектированию и последующему производству канатных дорог.

— Одна из заявленных сфер деятельности компании — канатные дороги для городов. Готова ли компания в полной мере решать задачи подобного рода?

— Совсем недавно мы в компании пришли к пониманию, что более эффективно с экономической точки зрения заниматься канатными дорогами в городской среде, то есть эксплуатировать их как городской транспорт. Этот вопрос очень долго обсуждался с нашими французскими партнерами, и все пришли к выводу, что, во-первых, строительство канатной дороги в десять раз дешевле, чем нового моста, и в 20 раз — чем метрополитена. К тому же в России очень много мест, где имеет смысл строить именно канатную дорогу, нежели мост или метро, — заторов у нас хватает, особенно на переправах через реки. А ведь вся Россия на них строилась. Поэтому если интегрировать канатную дорогу в городской транспорт, то она не только получится дешевле, но еще и сможет приносить прибыль как компании, так и в городской бюджет.

— На Российском инвестиционном форуме в Сочи компания уже договорилась о сотрудничестве в строительстве двух веток канатной дороги в Нижнем Новгороде?

— Мы заключили несколько соглашений. С Архангельском, Нижним Новгородом и Грозным. И везде предполагается использовать канатную дорогу как городской транспорт, который должен будет прийти на замену автобусам, троллейбусам — маршрутам, по которым она пройдет. Сейчас мы прорабатываем дорожную карту по всем проектам, тесно общаемся с мэриями, с главами городов, отрабатываем механизм, который в дальнейшем подведем вплотную к проектированию дорог. Кстати, оно очень важно. Должно быть конкретное техническое задание. Тогда приходит понимание стоимости объекта, от которой можно отталкиваться и начинать структурировать.

— Какие еще проекты планируется осуществить в ближайшее время? Есть ли уже какие-то реальные заказы помимо вышеперечисленных?

— Мы прорабатываем договоренности по канатной дороге в Кисловодском национальном парке. Сейчас там эксплуатируется довольно старая канатная дорога маятникового типа, и на нее поступает очень много жалоб. В данный момент мы тесно обсуждаем с Минприроды, отремонтировать ли ее, поставить новые кабинки либо построить новую. Это очень насущный вопрос. Нас самих удивило, но в Кисловодском национальном парке туристический поток достигает 1,5 миллиона человек в год. Еще 500 тысяч — и это уже второй Куршавель по посещаемости!

— Кто поставляет сейчас компании оборудование для строительства и как происходит отбор?

— Сейчас мы закупаем оборудование у POMA S.A.S., нашей материнской компании, потому что они — держатели технологий — одни из немногих в мире. У них уникальные разработки. В своем сегменте французы это как автомобили BMW или Mercedes на автомобильном рынке — тот же класс.

Однако не будут обойдены и российские подрядчики. Так, вместе с французскими инженерами мы уже объездили несколько наших заводов, и можно сказать, что пул предприятий, на которых можно производить оборудование, уже отобран.

64.png

— Планируется ли собственное производство в России?

— Конечно. Сейчас мы планируем начать с легких металлоконструкций, дальше будем потихоньку наращивать наш потенциал.

— С какими самыми неприятными проблемами вы столкнулись, зайдя на этот рынок? Что мешает?

— На мой взгляд, здесь есть два основных момента. Первое — мешает нехватка понимания: в России нет культуры канатных дорог, люди зачастую не понимают, насколько этот транспорт может быть эффективен в городской среде с точки зрения затрат, экологии, удобства. Поскольку этого понимания нет, то субъекты идут по проторенной дорожке — это либо железная дорога, либо городской транспорт, которые в итоге обходятся дороже. У нас сам рынок не сформирован, и это наша основная проблема. То, чем мы сейчас занимаемся в принципе, — пытаемся сформировать его, а уже потом его можно будет осваивать.

Второе — тяжело с финансированием, а поэтому очень тяжело структурировать. И это отдельная глобальная тема.

Компания сегодня пытается приравнять канатные дороги к городскому транспорту, чтобы иметь возможность получать льготы. А уже под них, как под залог, начинать привлекать деньги. Мы сейчас отрабатываем разные механизмы. Для нас нет проблемы построить потому, что есть материнская компания с колоссальным опытом, люди, есть технологии, знания, понимание. Но когда нет финансирования, когда город или субъект иногда даже не против канатной дороги, но не готовы выделять на ее строительство бюджет, то это действительно тяжело. Просто нам нужен хороший прецедент, как в Нижнем Новгороде, где канатная дорога встроена в городской транспорт и соединяется с городом-спутником. Ее годовой пассажиропоток два миллиона человек. Билет стоит в районе ста рублей. Подсчитать нетрудно. Умножаем одно на другое минус затраты — и вот, пожалуйста, прибыль.

— Насколько сегодня велика потребность в канатных дорогах в России?

— Канатная дорога — это всегда точечная история. В каждом городе может быть потенциально несколько мест, где канатная дорога была бы весьма уместной. Например, в Москве речное пространство между метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Там П-образный объезд, людям приходится полтора часа тратить, чтобы доехать до места. Вот там канатная дорога идеально ложится. Или добраться из Москвы в Химки через реку. А ведь практически в каждом городе есть река! Хороший пример — Краснодар. Если посмотреть на карту, то увидим, что там через весь город проходит река, соответственно, канатные дороги просто незаменимы. Кстати, здесь мы уже обсуждаем строительство целого канатного метро. Это пока единственный случай у нас, когда планируется канатные дороги соединять друг с другом и делать пересадочные станции. Если же говорить в целом, то там, где есть труднопроходимые участки, долгие объезды, заторы, потенциально может быть построена канатная дорога.

— Можете ли вы назвать самый интересный проект, в котором компания либо уже участвует, либо будет?

— Я назову несколько. Первый — это эксплуатация канатных дорог. Сейчас мы занимаемся созданием собственной школы эксплуатации при помощи наших французских партнеров, работаем над переводом на русский язык программного обеспечения дополненной реальности UPilot, созданием горячей линии и дата-центра. Второй — это канатные дороги городского типа. Как я уже говорил выше, каждый проект в своем роде уникален, а для меня как финансового директора основной интерес представляет структурирование сделок с использованием различного рода механизмов: ГЧП, концессионного соглашения, проектного финансирования.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.