Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Группируя пространство

Утверждена Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года

Аксёнов Вячеслав
03.04.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 207-р утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, которая формирует дальнейшую перспективу территориального развития страны. Эта стратегия — благо для страны или?..

ВЯЧЕСЛАВ АКСЕНОВ

Время решать проблемы

Как сказал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2019»: «...Чтобы найти у каждого региона точки роста, улучшить условия жизни в каждом регионе, мы подготовили Стратегию пространственного развития до 2025 года» (далее — Стратегия).

Цели Стратегии — обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития России, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности.

Дмитрий Медведев в своем выступлении подчеркнул, что это позволит сделать меры господдержки более адресными и эффективными и не будет происходить дублирования. Например, не построятся в двух соседних областях заводы одинаковой специализации, создавая тем самым искусственную, ничем не оправданную конкуренцию.

Для каждого региона на основе конкурентных преимуществ Стратегией определены перспективные экономические специализации. Планируется развитие центров экономического роста.

В рамках реализации Стратегии предполагаются разработка и утверждение комплекса мер по привлечению людей на территории со значительным экономическим потенциалом, характеризующиеся неблагоприятной демографической ситуацией, посредством стимулирования внутренней и внешней миграции.

Особое внимание в Стратегии уделяется приоритетным геостратегическим территориям — это Крым, Севастополь, Калининград, регионы Дальнего Востока, Северный Кавказ, Арктическая зона. Кроме этого, по словам Председателя Правительства РФ, «...мы намерены ликвидировать инфраструктурные ограничения федерального уровня, то есть сделать более доступными для регионов дороги, электросети и телекоммуникации...».

Реальность ставит вопросы

Пространство страны — это богатство и ценность государства? Как мы относимся к пространству — как к ресурсу для совершения рывка или как к обременению? Как сделать пространство фактором развития, а не проклятием? Снимутся ли эти вопросы после реализации Стратегии?
Как и любой глобальный документ, Стратегия имеет сторонников и критиков. Она вызвала неоднозначную реакцию у экспертного сообщества как на федеральном, так и на региональном уровне. Это нормальный процесс. И, реализовывая Стратегию, ее исполнителям неплохо было бы прислушаться к мнениям обеих сторон, опубликованным (и к тем, которые будут еще появляться в будущем по мере реализации Стратегии) в печатных и электронных средствах массовой информации. Приведем некоторые из них.

Как полагает руководитель АНО «Институт региональной экспертизы» Дмитрий Михайличенко, новая «нарезка» не увеличивает полномочия регионов, а, наоборот, скорее ограничивает их. Эксперта насторожило такое понятие Стратегии, как «заброшенные территории». Он высказал опасение, что согласно этому понятию облегчается возможность крупным гигантам входить в регионы. В то же время среди возможных положительных аспектов Стратегии Дмитрий Михайличенко видит потенциал для строительства межрегиональных дорог.

Состав макрорегионов Российской Федерации

1. Центральный макрорегион, включающий Брянскую область, Владимирскую область, Ивановскую область, Калужскую область, Костромскую область, Московскую область, Орловскую область, Рязанскую область, Смоленскую область, Тверскую область, Тульскую область, Ярославскую область, город Москву.

2. Центрально-Черноземный макрорегион, включающий Белгородскую область, Воронежскую область, Курскую область, Липецкую область, Тамбовскую область.

3. Северо-Западный макрорегион, включающий Республику Карелия, Калининградскую область, Вологодскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, город Санкт-Петербург.

4. Северный макрорегион, включающий Республику Коми, Архангельскую область, Ненецкий автономный округ.

5. Южный макрорегион, включающий Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Республику Крым, Краснодарский край, Астраханскую область, Волгоградскую область, Ростовскую область, город Севастополь.

6. Северо-Кавказский макрорегион, включающий Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия — Алания, Чеченскую Республику, Ставропольский край.

7. Волго-Камский макрорегион, включающий Республику Марий Эл, Республику Мордовия, Республику Татарстан, Удмуртскую Республику, Чувашскую Республику, Пермский край, Кировскую область, Нижегородскую область.

8. Волго-Уральский макрорегион, включающий Республику Башкортостан, Оренбургскую область, Пензенскую область, Самарскую область, Саратовскую область, Ульяновскую область.

9. Уральско-Сибирский макрорегион, включающий Курганскую область, Свердловскую область, Тюменскую область, Челябинскую область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ.

10. Южно-Сибирский макрорегион, включающий Республику Алтай, Алтайский край, Кемеровскую область, Новосибирскую область, Омскую область, Томскую область.

11. Ангаро-Енисейский макрорегион, включающий Республику Тыва, Республику Хакасия, Красноярский край, Иркутскую область.

12. Дальневосточный макрорегион, включающий Республику Бурятия, Республику Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Магаданскую область, Сахалинскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ.

Разделение России на 12 макро­регионов — это попытка вернуть управляемость прямолинейной вертикали власти, считает профессор Омского государственного университета путей сообщения Сергей Костарев. По его мнению, такой подход никаких позитивных изменений в стратегическом плане не даст и превратится в очередной эксперимент, похожий на разделение России на федеральные округа в 2000 году, который нанесет экономике очередной урон из-за потраченного на реструктуризацию систем времени.

На тему макрорегионов высказывается и хакасский политолог Дмитрий Буреев. Он говорит, что это идея из разряда «давайте еще что-нибудь придумаем для регионов». А для Хакасии, по его мнению, более актуален проект объединения на базе единой автомагистрали, которая бы соединила Туву, юг Красноярского края, Хакасию, Кемеровскую область, Горный Алтай и Алтайский край с выходом на Новосибирскую область. Такая идея более привлекательна с экономической точки зрения.

Стратегия необходима, давно назрела. Но опять приходится сталкиваться с сырым, непродуманным документом, оставляющим массу вопросов, заявил депутат Госдумы РФ Владимир Сысоев (ЛДПР). Как будут взаимодействовать чиновники, ответственные за работу федеральных округов, и те, кто в ответе за контроль и мониторинг реализации Стратегии? Какова будет отчетность властей субъектов? Готовить документацию для одних и других? Не приведет ли это к росту бюрократии или будет некая синхронизация?

А вот мнение директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, который утверждает: для того чтобы оформить стратегию пространственного развития, нужно две вещи. Во-первых, нужно, чтобы социально-экономическая политика допускала развитие. И во-вторых, ее необходимо научно проработать. Для того чтобы разработать стратегию размещения производительных сил, нужно, собственно, эти пространства хорошо изучить. Это делали в последний раз в 1989 году. С тех пор все изменилось очень сильно.

Как отмечает эксперт «Минин-центра» Игорь Соловьев из Нижнего Новогорода, конечный вариант Стратегии получился более четким. В качестве приоритетных точек роста, способных осуществить быстрое развитие, четко определяются городские агломерации, могущие создать эффект экономической синергии. Важно, что Нижегородская агломерация определятся одним из 18 перспективных центров такого экономического продвижения. Принципиальной частью документа является акцентирование на системном развитии транспортной логистики. Речь идет о создании внутрироссийских скоростных транспортных коммуникаций (таких как высокоскоростная магистраль Москва — Казань), а также о развитии единой глубоководной речной системы европейской части страны, нацеленной на частичную разгрузку автомобильных и железных дорог на направлениях, где перевозка грузов может осуществляться внутренним водным транспортом.

Кроме этого, Стратегия предусматривает развитие международных транспортных коридоров Запад — Восток и Север — Юг для обеспечения эффективного выхода российских предприятий на зарубежные рынки и увеличение объемов транзита грузов между Азией и Европой.

Для Челябинской области Стратегией определены перспективные экономические специализации. Их перечень увеличился до 23 позиций. Перечень закрепляет приоритетность развития специализаций на территории Челябинской области, тем самым исключая необоснованную конкуренцию между субъектами Российской Федерации. К примеру, развитие специализации, связанной с растениеводством и животноводством, обеспечит привлечение инноваций в агропромышленный комплекс и увеличение экспорта мяса птицы и сельскохозяйственной продукции в страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Иркутск вошел в число 20 субъектов, где появятся научно-образовательные центры (НОЦ) мирового уровня. Создание НОЦ в Иркутской области позволит сконцентрировать усилия научных организаций, бизнес-сообщества и органов государственной власти, направленные на развитие Байкальского региона как центра наукоемкого производства с уникальным естественно-географическим и геополитическим положением.

А вот доцент кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) кандидат социологических наук Михаил Мельников отмечает, что реализация Стратегии должна привести к повышению уровня и качества жизни населения российских регионов, но образ этого населения, а правильнее сказать, народа в тексте Стратегии отсутствует. В документе ни разу не упоминается слово «общество», подчеркивает Михаил Мельников. В название Стратегии вынесено слово «пространство», но в тексте в основном используется слово «территория». Но пространство — не синоним территории, поясняет Михаил Мельников.

Чем все-таки обернется исполнение Стратегии — прогрессом для страны или регрессом, покажет время. Как было сказано Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, в начале следующего года будут подведены первые итоги работы по национальным проектам и сделаны соответствующие выводы о качестве и результатах работы всех уровней исполнительной власти.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.