Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Перевернуть бюджетную пирамиду

В Ассоциации дальневосточных городов обсудили централизацию

17.09.2018

Фото с мероприятия

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Участники очередного общего собрания Ассоциации дальневосточных городов (АСДГ) и конференции руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока сошлись во мнении, что излишняя централизация полномочий и финансов плохо сказывается на состоянии местного самоуправления.

Как подчеркнул председатель АСДГ, мэр города Хабаровска Александр Соколов, говоря о полномочиях местной власти, национальных целях и стратегических задачах развития страны на период до 2024 года, большая часть поручений Президента РФ в этой сфере касается органов местного самоуправления. «Мы причастны ко всему. Развитие городов должно стать движущей силой развития всей страны», — заявил он.

Однако для этого придется скорректировать принципы, по которым живет бюджетная система страны. Европейская хартия местного самоуправления гласит: полномочие должно быть осуществлено на том уровне, который наиболее приближен к гражданам. По мнению председателя Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Диденко, следует перевернуть бюджетную пирамиду: бюджетная система должна носить не сугубо фискальный, но и стимулирующий характер. Законодатель предлагает зачислять НДФЛ по месту жительства налогоплательщика и передать местным бюджетам 1–1,5% налога на прибыль. Другими стимулирующими мерами могли бы стать введение сбора на добычу общераспространенных полезных ископаемых в пользу муниципалитетов, а также зачисление транспортного налога (в отношении физлиц) в муниципальные дорожные фонды.

С представителем Госдумы согласен вице-президент АСДГ, мэр города Томска Иван Кляйн. «Я поддерживаю предложение, особенно по транспортному налогу. Муниципалитеты, имея мотивацию, будут лучше с ним работать», — сказал он. Также Кляйн отметил, что недостаток собственных доходов у муниципальных образований, перегруженность финансовыми обязательствами, возложенными решениями вышестоящих органов власти, приводят к росту муниципального долга, несбалансированности и несамостоятельности местных бюджетов, не оставляют средств для исполнения полномочий, определенных федеральным законодательством.

«Передача полномочий на вышестоящий уровень — это очень опасная штука. Как работать с населением города в 1,1 миллиона человек в условиях, когда моя зона ответственности только дороги, и то частично, и ЖКХ? Я считаю, что такие решения провоцируют население воспринимать систему власти как бардак», — отметил глава Красноярска Сергей Ерёмин. Против сверхцентрализации сфер образования и социальной защиты выступил и первый заместитель мэра Новосибирска Борис Буреев. «Вопросы жизнеобеспечения эффективнее решать на местном уровне. Но при этом традиционные для МСУ функции и компетенции все чаще сокращаются или передаются наверх. В то же время расширяется перечень несвойственных муниципалитетам полномочий, которые лучше было бы решать на более высоком уровне управления. Одновременно с этим сложилась тенденция недостаточного обеспечения соответствующими ресурсами — налоговыми отчислениями и межбюджетными трансфертами — значительной части полномочий», — считает он.

Исследование, проведенное социологической лабораторией АСДГ, подтверждает, что население городов испытывает все большее недовольство медицинским обслуживанием (по показателям качества и платности). Если в 2015 году медицинское обслуживание не удовлетворяло 57,4% опрошенных, то в 2016 году эта цифра выросла до 52,5%, в 2017-ом — 62,8%, а в текущем году она составляет уже 72,4%. «По моему убеждению, местное самоуправление после реализации новых этапов реформы как автономная система публичной власти исчезло и превратилось в неподотчетный гражданам нижний уровень власти государственной», — подвел неутешительный итог вице-президент АСДГ Роальд Бабун.

Результатом обмена опытом и профессионального обсуждения проблем, возникающих в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока, станут предложения федеральным органам власти по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления.


Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.