Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Денежный маршрут

Что предпринимают немецкие города, чтобы заработать на турпотоке

«Метод» № 2 • 2018

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Что предпринимают немецкие города, чтобы увеличить туристический поток и заработать на нем.

Дрезден имеет репутацию самого западного из городов Восточной Германии. Разнообразная архитектура, богатая история и развитая инфраструктура делают его притягательной целью для путешественников. В этом году турпоток начал расти.

078.png

В первом полугодии 2018 года туристический поток в Германии увеличился на 4%, до 214 миллионов человек, из них 38,6 миллиона составили иностранные туристы (рост на 5%). После объединения Германии отрасль демонстрирует серьезные успехи, с 1993 по 2016 год количество туристов (рассчитывается управлением статистики по числу ночевок в гостиницах) выросло на 32%, следует из доклада федерального правительства о туризме. Туристическая отрасль приносит Германии около 4,4% валовой добавленной стоимости, или около 100 миллиардов евро, и обеспечивает занятость 2,9 миллиона человек.

Города для туристов

Основной драйвер роста для туризма в Германии — это городской туризм, в 2016 году на него приходился 41% поездок, отмечается в докладе. Одна из основных задач политики в области туризма состоит в том, чтобы положительный эффект от отрасли чувствовали прежде всего сельские районы, структурно слабые регионы и их население. Сельская местность с небольшим количеством малых и средних участников рынка имеет меньше предпосылок для роста, хотя именно для них туристическая отрасль важна как источник экономического роста и занятости.

Столица федеральной земли Саксония Дрезден и его окрестности — регион Эльбланд показывают результаты выше среднего. С 2010 года количество ночевок росло (за исключением 2015 и 2016 годов, когда сокращение составило 3,4 и 0,7% соответственно). В прошлом году рост возобновился, а в начале 2018 года — ускорился.

Так, в Дрездене с января по май 2018 года число ночевок выросло на 9,5%, до 1,6 миллиона, в регионе Эльбланд — на 5,9%, до 511,5 тысячи. За пять месяцев этого года в регионе, включая Дрезден, побывало около 1 миллиона человек — на 8,4% больше, чем годом раньше. Из них 175,6 тысячи — иностранцы. В топ-тройку стран, из которых приезжает больше всего туристов, входят Польша, США и Австрия.

080-1.png

Одной из причин двухлетнего спада участники рынка называли правопопулистское движение PEGIDA (Патриотические европейцы против исламизации Запада, Patriotische Europäer gegen die Islamisierung des Abendlandes), основанное в Дрездене в конце 2014 года и проводившее акции против иммиграционной политики Германии. Эти выступления отпугнули туристов. Служба по туристическому маркетингу в 2016 году назвала это явление «эффектом PEGIDA».

Правительство Германии считает ксенофобские тенденции и растущее число праворадикальных нападений серьезной общественной и экономической угрозой, в том числе для туристической отрасли. Ненависть и травля ухудшают общественный климат в регионе и плохо влияют на имидж Германии как страны безопасной и дружественной для туристов, подчеркивается в докладе федерального правительства.

10 миллионов евро в бюджет

Еще одно объяснение спада — снижение числа туристов из России из-за экономических санкций и нестабильности национальной валюты. В начале этого года количество туристов из России выросло почти на 40%. Этим летом авиакомпания Germania открыла прямой рейс между городами-побратимами Петербургом и Дрезденом, полеты совершаются дважды в неделю. У Дрездена с Санкт-Петербургом очень длинная история взаимоотношений, которая зародилась еще в эпоху Петра I и короля Августа Сильного. Есть надежда, что прямой рейс между Флоренцией на Эльбе и Северной Венецией сможет еще больше объединить регионы и увеличить турпотоки в обоих направлениях.

По другой версии, снижение турпотока произошло из-за повышения в 2015 году налога на аренду жилых помещений. Он составляет одну пятнадцатую суточной оплаты. Налог обязателен для всех лиц, которые останавливаются в Дрездене в частном порядке на платной основе в отелях, гостиницах или пансионах, гостевых домах или иных жилых помещениях, предназначенных для сдачи внаем, а также на кемпинговых площадках. От него освобождаются путешествующие со служебной целью, а также несовершеннолетние и инвалиды.

По данным Airbnb, в 2017 году туристы почти 50 тысяч раз пользовались услугой аренды квартир в Дрездене. В отличие от Берлина и Мюнхена, где за использование жилых помещений не по назначению установлены штрафы, власти города относятся к этому явлению лояльно.

В первом квартале налог на аренду жилых помещений принес городу 2,26 миллиона евро. В 2017 году поступления этого налога составили 9,53 миллиона, а в этом году администрация надеется перешагнуть рубеж 10 миллионов евро.

080-2.png

Туристам есть чем заняться и что посмотреть в Дрездене и окрестностях. Город находится на седьмом месте среди туристических направлений Германии — после Берлина, Мюнхена, Гамбурга, Франкфурта, Кельна и Дюссельдорфа. Опера Земпера и художественная галерея Цвингер находятся на шестом месте среди самых любимых достопримечательностей Германии, показал онлайн-опрос Немецкого общества туризма. К числу самых известных туристических объектов относятся крепость Кенигштайн, замки Пильниц и Морицбург, где снимался филь «Три орешка для Золушки», церковь Богородицы (Frauenkirche) со смотровой площадкой на высоте 67 метров, музей «Зеленые своды». А также фарфоровая мануфактура в городе Мейсене, в 30 километрах от столицы федеральной земли, мост Бастай в национальном парке Саксонская Швейцария, цветочный замок Цушендорф в городке Пирну. Получивший городской статус в 1216 году, Дрезден помнит Семилетнюю войну, капитуляцию наполеоновской армии перед гусарами Дениса Давыдова и разрушительную бомбардировку в конце Второй мировой войны. Некоторые исторические здания десятилетиями оставались разрушенными, несмотря на действующие в Германии механизмы стимулирования частных инвестиций в реставрацию с помощью налоговых льгот.

В мае этого года Дрезден принимал международный бизнес-форум Germany Travel Mart. Аналогичное мероприятие проходило там в 1998 году. Спустя два года город почувствовал подъем туризма, рассказывал газете Suddeutsche Zeitung Ханс-Юрген Голлер, руководитель городского общества по маркетингу и туризму. Всплеск посещений был зафиксирован и после открытия в 2006 году Frauenkirche, которая была отреставрирована, а точнее — восстановлена из руин.

На туристическое продвижение Дрездена городской бюджет закладывает 3,7 миллиона евро в год. Это не так много по европейским меркам. Федеральная земля Бавария в 2019 году повысит бюджет на туристический маркетинг, который составляет 40 миллионов евро, до 100 миллионов. Ежегодно туристы тратят в Баварии больше 31 миллиона евро, при этом отрасль обеспечивает доходы 560 тысяч человек.

Министр экономики федеральной земли Франц Йозеф Пширер заявил о намерениях превратить туризм в одну из ведущих отраслей. Она должна ориентироваться не только на усиление ивент-составляющей, но и на путешествия в согласии человека с природой, цитирует Пширера Suddeutsche Zeitung. Маркетинговые усилия будут направлены, в частности, на развитие оздоровительного туризма. По словам министра, задача привлечь в Баварию еще больше туристов не стоит, надо стремиться к повышению добавленной стоимости и более длительному пребыванию гостей.

Депутаты парламента предлагают поработать над комплексной концепцией туризма, в которой будут конкретные мероприятия для того, чтобы сделать горные области менее зависимыми от сезонности (снежного покрова) и развивать альтернативные предложения.

Что могут чиновники

От органов региональной власти зависят многие аспекты развития туризма. К важнейшим задачам региональных администраций относится представление интересов и сотрудничество с туристическими ассоциациями, к задачам средней важности — консультативная помощь муниципалитетам и поставщикам услуг, на третьем месте — финансирование или софинансирование туристических организаций и учреждений, полагают участники опроса, проведенного немецкой консалтинговой фирмой DWIF.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.