Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

«Чиновник должен быть отвязан от своего рабочего места»

Министр ИТ и связи Кировской области Юрий Палюх - об ИТ-инфраструктуре, электронных услугах и цифровой экономике

IT

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Журнал «Метод» поговорил с министром информационных технологий и связи Кировской области Юрием Ивановичем Палюхом об электронных услугах, региональной ИТ-инфраструктуре и других вопросах, связанных с развитием цифровой экономики.

— Юрий Иванович, в 2018 году началось финансирование программы «Цифровая экономика». Какие главные задачи в связи с реализацией этой программы вы бы выделили?

— Нужно понимать, что цифровая экономика ориентирована в первую очередь на переход бизнеса и управленческих процедур в цифровую среду. Какова роль государства во всей этой истории? Создать комфортные условия для цифровизации и максимально перевести все услуги в электронный вид. Существует также указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который выделил цифровую экономику в национальный проект с аналогичным названием. В качестве основных направлений в нем как раз обозначены перевод всех государственных и муниципальных услуг в электронный вид и создание центров обработки данных, которые должны накапливать и обрабатывать всю информацию, а затем предоставлять ее государству и внешним потребителям. На региональном уровне такие ЦОДы еще предстоит построить — например, в Кировской области их пока нет.

При этом в части перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид в Кировской области сейчас отрабатывается несколько пилотных проектов. Во-первых, это «Безналичный регион» — серьезный и амбициозный проект, призванный создать среду, в которой бизнес и простой гражданин получат возможность отказаться от наличных денежных средств. Сюда привязаны такие сервисы, как, к примеру, проезд в общественном транспорте. Техническая возможность безналичной оплаты проезда реализована, однако, по нашим сведениям, полноценная экосреда этого проекта пока не существует ни в одном субъекте Российской Федерации. Сегодня, чтобы воспользоваться правом льготного проезда в общественном транспорте, необходимо обращаться в офисы «Мои документы», предоставлять справки и в итоге получать новый проездной — пластиковую карточку, которая должна лежать в кошельке среди прочих. Мы же хотим сделать так, чтобы пассажир мог приложить самую простую банковскую карту к считывающему устройству в автобусе, и система сама понимала, льготник это или нет.

На первом этапе предстоит «подружить» государственную информационную систему с банковским процессингом и процессингом перевозчика, который должен запрашивать у банка более детальные сведения о владельце карты, узнавать категорию гражданина и списывать правильную сумму. Сейчас мы пробуем состыковать ГИС с информационной системой банка на площадке МФЦ и идентифицировать заявителя с помощью банковской карты. Все реквизиты заявителя будут подставляться в заявление автоматически: офисы приема будут оснащены специальными считывающими устройствами, которые запросят у банка необходимую информацию, а затем с использованием этой информации по системе СМЭВ узнают о человеке все, что необходимо в рамках указанного заявления. Естественно, с согласия самого заявителя: закон о защите персональных данных никто не отменял.

К практической реализации этого проекта мы приступили в августе этого года. При этом мы обкатаем возможность интеграции ГИС с банковской системой по СМЭВ и получим систему взаимодействия с реальными очертаниями. После этого у нее не будет никаких ограничений. Банковскую карту можно привязать к личному кабинету на портале госуслуг — тем самым все государственные услуги получат канал финансового общения с заявителем. А значит, они смогут сделать следующий шаг в своей эволюции и стать умными государственными услугами, которые оказываются автоматически. Так, бизнес сможет автоматически при соответствии определенным требованиям получать субсидии и льготы. Примерно так же умные госуслуги будут оказываться и физическим лицам. Например, когда рождается ребенок, ГИС об этом узнает и начислит все льготы, которые полагаются гражданину.

«Цифровая экономика» — обобщенный термин, который охватывает очень большое поле деятельности в части цифровизации. В том числе и централизацию закупок, которая несет в себе как оптимизацию всех управленческих процессов, так и экономию средств (в том числе за счет приведения к единому стандарту ИТ-сферы в различных органах власти). В этом году мы уже обеспечиваем централизованную закупку каналов связи для всех органов власти: телефонию, антивирусы и прочее программное обеспечение, в частности информационно-справочные, нормативно-справочные системы.

— В ряде субъектов РФ в органах власти активно внедряются различные облачные решения. Какие преимущества и сложности вы в связи с этим видите?

— Я сторонник того, чтобы все ресурсы отдавать в облака, потому что это удешевляет владение ими. Простой пример — те же серверы для ЦОДа. Какой бы суперсовременный парк серверов орган власти ни приобрел, в течение 5–7 лет технологии устаревают, а через 8–9 лет техника приходит в негодность. При этом стоимость владения, обслуживания, замены запчастей существенным образом увеличивает стоимость изначальной закупки ЦОДа. Рано или поздно орган власти будет вынужден заменять всю его аппаратную составляющую. В то время как покупка услуги ЦОДа в облаке перекладывает издержки по обслуживанию оборудования на поставщика услуги.

По такому принципу у нас в регионе сегодня реализована схема фотовидеофиксации. Все оборудование, каналы связи — это забота поставщиков. Мы по сервисной модели приобретаем сами результаты (снимки), которые регистрирует комплекс фотовидеофиксации, и далее после небольшой предобработки передаем их в орган ГИБДД для выписывания постановления о правонарушении и назначения штрафа.

Это что касается аппаратного решения. У программной составляющей то же самое. Облачное решение необязательно должно быть от стороннего поставщика. Это может быть единый централизованный сервер, с серверной частью любого программного обеспечения, и все пользователи работают в его клиентах. По этому пути мы сейчас идем при создании системы электронного документооборота: у нас будут централизованы все органы власти, и с мобильного планшета или смартфона можно будет заниматься обработкой почты, контролем поручений, вплоть до подписания документов электронной подписью.

Здесь как раз и возникает проблема, с которой мы уже столкнулись. Требования к защите информации для органов государственной власти существенно жестче, чем для бизнеса. Поэтому далеко не каждый интегратор в сфере построения тех же ЦОДов соответствует всем требованиям ФСБ и может дать решения, применимые в госсекторе. Те же, кто соответствует этим требованиям, предлагают облачные решения по заоблачной цене.

Проблему мы получаем и при реализации системы электронного документооборота, когда необходимо подписывать ЭЦП документы на мобильном устройстве, к которому предъявляются очень серьезные требования в части использования ЭЦП. Очень внимательно следует относиться и к вопросам информационной безопасности, а это, безусловно, увеличивает сроки внедрения соответствующих программных продуктов. Эти сложности известны, с ними сталкиваются и коллеги из других регионов. Нужно искать пути их преодоления.

— Важная тема — доступ граждан и бизнеса к получению государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна. Как ускорить развитие соответствующих механизмов?

— У Кировской области есть, на мой взгляд, передовой опыт по созданию центров оказания услуг для бизнеса. В декабре 2017 года в нашем регионе впервые в России был реализован проект ЦОУ в формате привлекаемой организации. Бизнес начал получать услуги в формате одного окна, а не «одной двери» — причем как сервисные банковские услуги, так и государственные и муниципальные услуги.

Этот проект был реализован совместно с нашими коллегами из ПАО «Сбербанк» и вызвал большой интерес в Москве (наш опыт был отмечен и центральным аппаратом Сбербанка, и федеральным Министерством экономического развития). Однако в процессе возникли некоторые сложности, которые мешают развитию центра в изначально задуманном формате. Мы считаем, что там, где предоставляются услуги для бизнеса, сотрудника МФЦ быть не должно. Мы неспроста выбрали формат привлекаемой организации, вместо того чтобы просто поменять табличку на «МФЦ для бизнеса». В последнем случае работы в режиме одного окна нет, зато есть дополнительная нагрузка на региональный бюджет в виде зарплаты, содержания помещения. В случае же с привлекаемой организацией мы получаем услуги бизнеса для бизнеса с нулевыми издержками бюджета. При этом МФЦ полностью регулирует работу ЦОУ: последний оказывает только те услуги, которые оговорены соответствующим постановлением правительства региона, но по правилам, принятым в бизнес-среде. Банк в отличие от МФЦ знает, что нужно бизнесу.

016.png

Правда, здесь есть проблема: законодательство, регулирующее работу ведомств, чьи услуги являются самыми массовыми и востребованными, — Росреестра и ФНС, позволяет им принимать в работу документы только с подписью сотрудника МФЦ или самого ведомства. Мы вышли с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство и расширении перечня учреждений, имеющих право осуществлять прием заявлений на получение услуг Росреестра и ФНС России.

Кроме того, мы предложили снять еще один барьер в части оказания услуг ФНС России. Сейчас, если юрлицо обращается за регистрацией в МФЦ, ему необходимо нотариальное удостоверение подаваемых документов. Если обратиться в налоговую службу, такое заверение не требуется. Естественно, бизнесу удобнее идти в ФНС, чтобы не тратить время и деньги на нотариуса. При этом мы полностью дискредитируем технологию предоставления услуг для бизнеса в режиме одного окна: предприниматель должен сходить в налоговую службу, потом в МФЦ за услугами Росреестра, а затем в банк за услугами финансово-кредитной организации.

Нестыковки федерального законодательства мешают нам организовать безбарьерную среду для предоставления услуг в режиме одного окна. В целом же проект ЦОУ успешен, и сейчас мы думаем над тиражированием этой модели во все моногорода Кировской области. Планируем сделать это до конца 2018 года.

— Хотелось бы поговорить о поддержке бизнеса в рамках общенациональной цифровой стратегии. Какие механизмы поддержки ИТ-бизнеса и автоматизации/цифровизации в традиционных отраслях сегодня наиболее действенны?

— ИТ-бизнесу, как и любому другому, со стороны государства, как ни странно, нужно... как можно меньше государства. Оно должно оказывать минимальное влияние на бизнес, создавая льготные условия для его развития.

Реализацию некоторых мер поддержки Кировская область в силу определенных финансовых ограничений и соглашений с Минфином России позволить себе не может. Однако мы планируем создание ИТ-инкубатора — среды, где выпускники смогут создавать коворкинги, пытаться реализовывать стартапы, на начальном этапе не тратя ни времени, ни денег на поиск офисных помещений и их оборудование компьютерной техникой.

К ИТ-отрасли относятся и предприятия сферы услуг связи. Здесь очень вовремя появились решения правительства о регулировании тарифов энергетических компаний, предоставляющих свои опоры и столбы в аренду операторам связи. Сегодня операторам связи, размещающим свое оборудование, остается использовать только инфраструктуру, которая в городе уже создана, в частности фонарные столбы, внося арендную плату. Сейчас мы со всеми заинтересованными сторонами будем изучать тарифы, которые муниципальные предприятия, пользуясь своим монопольным положением на рынке, выставляют операторам связи за эту услугу. Поручение правительства позволяет нам увидеть механизм формирования этого тарифа и, возможно, пересмотреть его.

Снижение стоимости аренды позволит операторам значительно быстрее развивать свою инфраструктуру. Но при этом нужно внедрение новых технологий, которые удешевляют ее создание. Так, в Кировской области, в микрорайоне Чистые пруды, была запущена первая опора двойного назначения, которая объединяет базовую станцию операторов связи и фонарный столб. До сих пор стабильного покрытия сотовой связью в микрорайоне не было, зато теперь вместе с проектом пришли сразу три сотовых оператора. Проект собираемся масштабировать по всей Кировской области. Подчеркну, что строительство такой конструкции в разы дешевле, чем строительство высоких базовых станций, которые чаще всего сейчас строятся. При этом мы собираемся использовать государственную поддержку при строительстве базовых станций в малых населенных пунктах.

В рамках специального проекта Министерство информационных технологий и связи будет софинансировать строительство опоры в двух районах области с подведением к ней электричества в двух населенных пунктах численностью населения до 500 человек. Собираемся результаты этого пилотного проекта включить в типологию проекта поддержки местных инициатив, когда граждане смогут сами проголосовать, что им важнее: благоустройство территорий или, к примеру, строительство инфраструктуры связи. В случае если эти проекты будут побеждать, с 2019 года регион сможет их массово софинансировать. В данном случае операторам связи уже не придется нести издержки на строительство опоры, подведение электричества, межевание земельного участка — это все сделает муниципалитет и пригласит оператора разместить свое оборудование на уже готовую конструкцию. Для Кировской области этот проект важен, поскольку у нас много малочисленных населенных пунктов.

— Если говорить шире о развитии ИТ-инфраструктуры — что здесь может быть предпринято региональными властями?

— Идеально государственное управление будет автоматизировано только тогда, когда чиновник будет отвязан от своего рабочего места. Для этого необходимо внедрять современные технологии управления бизнес-процессами, технологии проектного управления. Сейчас мы реализуем проекты во всех этих отраслях, собираемся внедрять современные эффективные системы электронного документооборота, которые позволят без привязки к конкретному стационарному месту принимать управленческие решения. У нас также будут внедрены системы проектного управления всеми нашими государственными программами — с автоматизацией оценки эффективности, подсвечиванием потенциальных рисков нарушения сроков исполнения госпрограмм. Мы сможем в автоматизированном режиме общаться и подключаться к центральным федеральным узлам многих министерств для получения государственной поддержки. Например, Минпромторга — там все давно уже принимается только в электронном виде.

Есть такое понятие, как МЭДО — межведомственный электронный документооборот, когда органы власти субъектов общаются между собой в электронном виде. Электронный документооборот Кировской области пока, к сожалению, к этой системе не подключен. Но в ближайшее время мы постараемся эту технологию внедрить. Если вкратце, она позволяет по защищенным федеральным каналам связи осуществлять электронный документооборот между органами власти различных субъектов, не связанных с оказанием государственных услуг.

Можно полностью уйти в цифру, отказаться от бумаги и с планшета реализовывать управленческие функции из любой точки земного шара. Губернатор может получить удобный ситуационный центр — рабочее место руководителя, где он будет в несколько кликов узнавать детальную информацию о любой сфере деятельности любого органа исполнительной власти. Система проектного управления государственными программами, для реализации которых все органы власти и созданы, до конца года будет внедрена в пилотных министерствах нашего региона: Министерстве информтехнологий и связи, Министерстве ЖКХ и Министерстве строительства. Система уже развернута и сейчас адаптируется под потребности этих органов власти.

Также до конца года в этих министерствах будет осуществлен переход на безбумажный электронный документооборот — как между собой, так и с органами власти, которые пока не перешли на современный автоматический документооборот (общаться с ними в электронном виде как раз позволит сегмент МЭДО, который мы планируем доработать в оперативном режиме).

Подготовил Николай Новохатский

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.