Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Студенты выбирают госслужбу за стабильность и престиж

Стать госслужащим мечтает больше половины россиян

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Стать государственным или муниципальным служащим, судя по опросам, мечтает больше половины россиян. В кризис людям особенно важны социальные гарантии и предсказуемость, объясняют эксперты.

Мария Власова

Лучше всего работать чиновником, врачом или инженером. Эти профессии россияне называют самыми престижными, рассказал гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.

На вопрос: «Какую профессию, род занятий вы бы пожелали для своих детей или внуков» — 68% респондентов ВЦИОМ ответили, что хотели бы видеть своего ребенка врачом, 66% предпочли профессию инженера и 61% — работника госорганов.

И это не просто слова. По данным сайта МГУ, самые популярные среди абитуриентов факультеты связаны с государственным управлением и политикой: в 2016 году конкурс на факультете мировой политики составил 41,5 человека на бюджетное место, государственного управления — 29,2, в Высшей школе государственного аудита — 26,5. На экономическом факультете претендентов было всего 7,6 на место, на юридическом — 5,9, на медицинском и факультете журналистики — по 5,7. Интерес абитуриентов к госслужбе серьезно вырос за последние годы: в 2004 году конкурс по специальности «государственное и муниципальное управление» составлял всего 7,5 человека на место.

По данным приемной комиссии Санкт-Петербургского политехнического университета, в 2017 году конкурс на специальность «государственное и муниципальное управление» составил 46 человек на бюджетное место, менеджмент и экономика привлекли 27,1 и 19,7 претендента соответственно.

Профессия государственного служащего в России популярна и среди соискателей. По данным портала HeadHunter, на одну вакансию в этой сфере поступает до 22 откликов, почти в пять раз больше, чем в среднем по рынку. Когда в 2010 году Правительство Ульяновской области разместило на SuperJob.ru информацию о вакансии министра информационных технологий с зарплатой до 60 тысяч рублей в месяц, на нее откликнулось 2139 желающих.

076_2.png

Судя по опросам, интерес к этой сфере остается постоянным уже долгие годы. По данным портала SuperJob.ru, в 2009 году работать на госслужбе хотели 55% россиян, в 2010 — 57%, в 2013 году — снова 55%.

По данным портала HeadHunter, который опросил 1556 молодых специалистов по всей России, 38% респондентов хотели бы работать в госорганах и 36% — в коммерческих компаниях. Меньше всего заинтересованных в работе в госорганах — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, больше всего — среди жителей Центрального и Сибирского федеральных округов (см. инфографику). Большинство из них предпочли бы должность в структуре исполнительной власти. Органам законодательной власти отдали предпочтение 26%, в судах хотят работать лишь 20% респондентов.

Согласно данным опроса, 42% респондентов стремятся работать в органах федерального управления. Чуть больше трети молодых специалистов заявили о желании работать чиновниками на региональном уровне, 23% — на уровне муниципалитетов.

Главным преимуществом работы в государственных учреждениях респонденты считают стабильность и постоянство. На втором месте по значимости — полагающиеся госслужащим бонусы: премии, льготы и социальный пакет. Перспективы карьерного роста преимуществом считают 54% респондентов. А вот возможность внести свой вклад в благосостояние общества привлекает меньше половины опрошенных. Среди выгод госслужбы достаточно часто называют ее статус и престиж, а также соблюдение трудового законодательства (см. инфографику).

Интерес к вакансиям государственных служб всегда увеличивается в кризис и во время перемен: многие россияне готовы пренебречь финансовыми перспективами, которые сулит работа в коммерческих структурах, ради стабильности и социальных гарантий, предоставляемых бюджетными организациями, говорит представитель SuperJob.ru.

Помимо достоинств у работы в государственных организациях есть и недостатки, признают молодые специалисты. По мнению опрошенных, главная проблема — как получить вакантное место, не имея влиятельных знакомых. Около 45% считают, что без связей в государственных органах сложно добиться карьерного роста. Низкую зарплату считают минусом 48% опрошенных.

Оплата труда чиновников отличается в зависимости от места работы: сотрудники территориальных федеральных органов и местного самоуправления, по данным Росстата, получают зарплаты примерно на уровне средних по регионам. А вот заработки чиновников исполнительных органов власти субъектов Федерации заметно превышают средние зарплаты по региону. Так, средняя зарплата по России по итогам 2016 года составляла 41 608 рублей, а зарплата региональных чиновников — 56 520 рублей. В половине регионов (Мурманская, Ярославская области, Ставропольский край и др.) зарплаты чиновников выше средних зарплат практически в два раза. И только в Москве зарплата региональных чиновников меньше средней по региону — 83 592 рубля против 87 091 рубля.

Официальные оклады чиновников в целом не очень большие в сравнении с зарплатами в коммерческом секторе, но это компенсируется стабильностью, льготами, премиями, говорит гендиректор кадрового агентства «1000 Кадров» Мария Маргулис. На некоторых должностях, по ее словам, возможны и нелегальные доходы, на них часто рассчитывают те, кто выбирают такую работу. На хлебные должности, конечно, устроиться сложно, а на простые и не очень хорошо оплачиваемые конкурс маленький — например, работа в социальных службах вряд ли привлекает большое число желающих.

«Сложно прижиться в бизнесе»

После работы в государственных органах очень сложно прижиться в коммерческой структуре, признается Анна (имя изменено), которая после окончания экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета больше десяти лет проработала в нескольких комитетах региональной администрации. На новом месте, по ее словам, сложно привыкнуть к постоянно меняющимся условиям, к тому, что твоя зарплата может зависеть от показателей компании, к другому темпу решений. В комитетах решения могут приниматься месяцами, после длительной переписки, утверждения, в коммерческой компании все может решиться за несколько дней, а через несколько дней это решение может быть отменено и принято новое, говорит Анна. По ее словам, адаптироваться к таким изменениям тяжело. В компанию тебя нанимают, чтобы получить чинов­ничью экспертизу своих проектов и помощь в продвижении, но после ухода с госслужбы чиновник теряет многие связи, и работодатель не всегда остается доволен, сетует она. За последние несколько лет Анна сменила уже несколько мест работы и сейчас устраивается на работу в госкомпанию. «Госкомпания — практически то же, что и госслужба, но это все же рыночная структура, с большей свободой и большими перспективами карьерного роста», — считает она.

Решить проблемы отрасли

Госслужба для бизнесмена часто интересна не как способ заработка, а как способ решения проблем своей отрасли, возможность применить свой опыт в бизнесе для более широкой сферы деятельности, говорит Дмитрий, который полтора года проработал в одной из региональных госструктур и снова вернулся в собственный бизнес. По его словам, человеку, привыкшему к инициативе, к решению конкретных проблем, сложно приноровиться к темпам работы госорганов. Часто главное для госслужащего не решение вопроса, а доказательство того, что он выполнил все необходимые бюрократические процедуры при решении проблемы, и даже если результат нулевой, все будут довольны — ведь комиссии и рабочие группы созданы и функционируют. А если проблема решена, но при ее решении были нарушены какие-то процедуры и негласные нормы поведения, благодарности ждать не приходится, вспоминает бизнесмен.

076_3.png

Прежде всего чиновники — это люди, ориентированные на процесс, а не на результат, объясняет Мария Маргулис. Нужно умение не только работать в системе, но и жить в ней. Даже если в эту систему попадают инициативные люди, система не позволяет им проявить и реализовать себя, и они либо уходят, либо приспосабливаются и становятся ее частью.

Чиновник упорядочен, ответственен, разбирается в отраслевом законодательстве, но все эти качества применимы только на госслужбе — после долгих лет работы в госструктурах такие сотрудники уже не востребованы рынком, продолжает рекрутер. По ее словам, бывшие госслужащие боятся сами принимать решения, не умеют работать с людьми, предпочитая длительную переписку. Только у чиновников высокого ранга есть шансы найти достойную работу в коммерческом секторе, где ценятся их лоббистские умения. Чиновники же среднего и низшего уровня чаще всего работают в госструктурах до пенсии, и это их вполне устраивает, заключает она.

Где зарплата больше. Регионы с самыми большими и самыми маленькими средними зарплатами региональных чиновников на начало 2017 г., руб. в месяц

Средняя зарплата чиновников

Средняя зарплата по региону

Средняя зарплата чиновников

Средняя зарплата по региону

Тюменская область

110 793

66 677

Костромская область

31 291

25 856

Чукотский автономный округ

105 597

87 506

Республика Калмыкия

28 202

22 879

Хабаровский край

102 811

45 835

Карачаево-Черкесская Республика

27 560

23 149

Магаданская область

98 262

75 579

Республика Северная Осетия — А?????лания

27 149

25 438

Сахалинская область

97 452

74 507

Республика Ингушетия

24 968

23 782

Источник: Росстат.

Где вы работаете или хотели бы работать? Москва и МО Санкт-Петербург и ЛО Центральный ФО Приволжский ФО Южный ФО Уральский ФО Сибирский ФО

Работа в качестве частного предпринимателя 10% 14% 12% 10% 10% 17% 17%

Работа по найму в государственных органах 39% 26% 45% 33% 35% 43% 45%

Работа по найму в коммерческой организации 36% 40% 37% 42% 35% 37% 29%

Работа по найму в некоммерческой организации 4% 7% 1% 2% 4% 0% 2%

Работа по найму в образовательном/научном учреждении 3% 7% 1% 0% 10% 0% 2%

Фриланс (независимое выполнение проектов для разных заказчиков) 8% 7% 3% 13% 4% 3% 5%

Источник: HeadHunter.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.