Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Новые менеджеры корпорации «Россия»

Каких результатов добились новые руководители регионов за полгода и каким они видят будущее возглавляемых ими территорий?

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Каких результатов добились новые руководители за полгода и каким они видят будущее регионов

Массовая смена руководителей регионов осенью 2017 года получила название «губернаторопад». Перед выборами президента покинули свои посты ряд глав регионов, не пользующихся особенной любовью со стороны избирателей, отмечает руководитель Центра электоральных практик Сергей Поляков. Среди тех, кто пришел им на смену, — «молодые технократы», политики, выходцы из федеральных министерств и Госдумы. Восемь из 11 назначенцев никак не связаны с регионами, которыми руководят. За полгода большинство из них успели проявить себя, хотя их действия во многом похожие и предсказуемые: подготовка новой стратегии социально-экономического развития, введение налоговых льгот, сокращение госдолга и получение поддержки федерального бюджета...

«Федеральный центр заинтересован в том, чтобы регионы развивались по понятным правилам; можно сказать, что принято решение создать корпорацию „Россия“, в которую входит 85 предприятий, — полагает Андрей Колядин, член правления Российской ассоциации политических консультантов. — В соответствии с установленными Москвой KPI новые руководители реализуют общехолдинговую московскую политику на данной территории». Часть из них может не понимать политической ситуации в регионе и не иметь с ним экономических связей, добавляет эксперт.

До осенних выборов все новые руководители работают в статусе временно исполняющих обязанности (врио).

Новое поколение губернаторов-технократов призвано обеспечить качественный переход от поддержания стабильности и преодоления проблем к «курсу на будущее» — росту экономики и качества жизни, говорится в докладе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) и центра «Особое мнение», подготовленном по итогам губернаторских выборов 10 сентября 2017 года.

В стиле работы 11 новых губернаторов, по мнению экспертов, много общего: нацеленность на диалог с обществом, использование современных коммуникационных и управленческих технологий, запрос на перемены. Кроме того, они предложили «конкурентный и востребованный образ будущего и пути его достижения», говорится в докладе.

Самарская область

Первый из назначенцев осенней волны Дмитрий Азаров стал врио губернатора Самарской области 25 сентября 2017 года. Бывший мэр Самары успел поработать в федеральных структурах и в родной регион вернулся из Совета Федерации. Региональные эксперты отмечают его «достаточную погруженность в местные проблемы», при этом за прошедшие месяцы новый врио подвергался критике за популизм и пассивность в экономических вопросах. Принятый через месяц после его назначения областной бюджет впервые за пять лет предусматривает индексацию ежемесячных выплат ветеранам труда, труженикам тыла и другим льготникам. Азаров также заявил о возвращении социальных льгот для пенсионеров и ветеранов, которые отменил прежний губернатор Николай Меркушкин. Правда, вернулись льготы лишь частично.

Вскоре после назначения Дмитрий Азаров заявил, что считает первоочередной для себя задачей стабилизацию ситуации на «АвтоВАЗе» в связи с грядущими сокращениями. Азаров ожидает, что «АвтоВАЗ» вновь станет локомотивом региональной экономики. Индекс промышленного производства в Самарской области в 2017 году вырос на 1,6%.

Предшественник Азарова превратил донорский регион в дотационный и увеличил госдолг до 70 миллиардов рублей, на его обслуживание ежегодно уходит 4,5 миллиарда рублей.

Чтобы уменьшить госдолг, Самарская область намерена участвовать в программе реструктуризации бюджетных кредитов. Структуру госдолга исполняющий обязанности главы региона назвал «очень неблагоприятной», решать проблему он собирается за счет опережающего роста доходов областного бюджета.

В числе задач, поставленных новым врио, создание благоприятных условий для инвестиций. По его поручению упростилась процедура оформления документации в сфере градостроительства. Помимо сокращения сроков, подача документов и выдача разрешений на строительство ведется через МФЦ. По мнению Дмитрия Азарова, комплексные меры помогут Самарской области переместиться из числа отстающих регионов в группу устойчивых середнячков и приблизиться к лидерам.

В апреле 2017 года агентство S&P изменило прогноз по рейтингу Самарской области с негативного на стабильный. «За последние годы, еще до смены губернатора, Самарская область серьезно скорректировала политику в отношении расходов (совершенствовалась методология субсидирования бюджетов нижестоящих уровней, устанавливались лимиты текущих расходов), что позволило области сократить дефициты и снизить темпы роста долговой нагрузки», — объясняет Екатерина Кенель-Новикова, ведущий аналитик агентства S&P по направлению «Государственные и муниципальные финансы».

Улучшению финансовых показателей области за последнее время также способствовала стабилизация роста налоговых доходов бюджета — позитивная динамика в обрабатывающей отрасли, пищевой промышленности и поступлении налогов от нефтедобывающих и перерабатывающих компаний, добавляет она.

Нижегородская область

Бывший замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин, назначенный руководить Нижегородской областью, идеально подходит под определение молодого технократа. Он успел поработать в Администрации Петербурга и в Росимуществе.

У Никитина наполеоновские планы в сфере экономики. Инвестиционный потенциал Нижегородской области полностью не раскрыт, а количество инвесторов не соответствует уровню региона, считает он. Консолидировать функции по привлечению инвестиций поручено Министерству экономического развития и инвестиций, создана Корпорация развития региона, которая должна будет сосредоточиться на снижении административных барьеров, совершенствовании системы единого окна, расширении числа электронных услуг, снижении сроков выдачи участков и активизации работы с федеральными институтами. Одним из основных драйверов развития региона новый губернатор называет чемпионат мира по футболу. В области строится порядка 60 объектов, в том числе стадион на 45 тысяч зрителей, четыре тренировочные площадки, новый терминал аэропорта, реконструируется железнодорожный вокзал.

В проект бюджета на 2018 год Никитин успел внести серьезные поправки: поручил увеличить на две трети расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение льготников. Он также заявил об участии в федеральной программе по реструктуризации долга. Госдолг области на 1 марта составлял 75,5 миллиарда рублей, с начала 2018 года он сократился на 0,7%, за весь 2017 год — на 3%.

Среди экономических достижений нового врио — договоренность о выделении «Россетями» дополнительных 3,5 миллиарда рублей на реконструкцию и строительство подстанций. Кроме того, Никитин предложил передать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» обслуживание муниципальных и бесхозных электросетей. Рассматривается возможность создать для предприятий судостроительной отрасли («Красное Сормово», Навашинская судоверфь, Городецкий судоремонтный завод и др.) особую экономическую зону, что позволит освободить их от некоторых налогов. Никитин также занялся вопросами реконструкции исторической части Нижнего Новгорода и других поселений области.

Свою деятельность в Нижнем Новгороде новый руководитель начал с решения политических задач, связанных со сменой власти и реформой управления. Глебу Никитину удалось зачистить протестное поле между городом и областью, которое сложилось при экс-губернаторе Валерии Шанцеве, но это не значит, что элиты тут же воспылали к нему любовью, говорит Андрей Колядин.

Ненецкий автономный округ

По словам Александра Цыбульского, возглавившего Ненецкий автономный округ в конце сентября, на новом месте работы он намерен «применить свой федеральный опыт, чтобы максимально ускорить социально-экономическое развитие региона».

Свыше 98% расходов бюджета НАО финансируется именно в рамках государственных программ, их стоимость — от нескольких сотен тысяч до нескольких миллиардов рублей. Александр Цыбульский предложил подумать над их оптимизацией, например включить программы, обеспеченные небольшим финансированием, в состав крупных.

Новый глава также пообещал сделать экономику региона, которая опирается на добычу полезных ископаемых, более современной, не останавливая, однако, развитие нефтегазового сектора. Препятствия для диверсификации — суровый климат и отсутствие круглогодичной транспортной инфраструктуры. В рамках программы социально-экономического развития Арктики НАО выделен в отдельную опорную зону. Цыбульский возлагает особые надежды на Арктический центр туризма, который может создать мультипликативный эффект и привлечь малый бизнес. «Жители НАО смогут найти новые возможности заработка и в меньшей степени станут зависеть от бюджетной сферы», — объяснил он в ин­тервью ТАСС. В планах нового главы — расширить сотрудничество с Коми. «Для выгоды регионов нужно объединиться в единый экономический проект. Конечной точкой выхода сырьевой продукции регионов на Северный морской путь сделать порт Индига», — заявил Цыбульский.

Рассчитывая на увеличение трансфертов из федерального бюджета, Цыбульский планирует к 2021 году завершить строительство автомобильной дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар.

У нового лидера НАО больше шансов внести вклад в решение проблем своего региона, чем у других губернаторов: настроить экономику на небольшой территории, богатой углеводородами, можно буквально в ручном режиме, полагает Кирилл Петров, руководитель Аналитического департамента коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг».

Красноярский край

Возглавивший Красноярский край Александр Усс на протяжении 20 лет был председателем краевого Законодательного собрания. В своем первом выступлении в новом качестве Александр Усс обрисовал сложную экономическую и политическую ситуацию, в которой оказался край по итогам деятельности его предшественника Виктора Толоконского. Новый руководитель выразил обеспокоенность высокой долей коммерческой составляющей в заимствованиях краевого бюджета, а также заметил, что рост доходов на 25% за последние два года нельзя считать заслугой прежней команды. За показателями ситуативного роста бюджетных доходов скрываются «серьезные перекосы в экономике, недоработки в инвестиционной политике, а порой и весьма сомнительные управленческие решения», — считает он.

Огромной проблемой Усс назвал зависимость от внешних рынков, на которые работают краевые экспортеры. Более 50% доходов краевого бюджета обеспечивают несколько крупнейших финансово-промышленных групп — «Норникель», «Полюс», «Роснефть», СУЭК, РЖД, «ЕвроСибЭнерго» и «Русал». По мнению врио губернатора, они получают от края несравнимо больше, чем отдают, а «их позитивный вклад в жизнь региона не всегда адекватен размерам извлекаемых ресурсов».

В конце 2017 года Александр Усс заявил о возможности создания Енисейской экономической зоны на территории Красноярского края, Хакасии и Тывы. В инвестиционный мегапроект «Енисейская Сибирь» входит несколько проектов, в том числе строительство железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино, создание технологических долин в Красноярске и Саяногорске, развитие инфраструктуры авиационных перевозок, строительство моста через Енисей (7 миллиардов рублей), развитие агропромышленного парка «Сибирь».

В ноябре агентство S&P повысило рейтинг Красноярского края с «ВВ—» до «ВВ». Это не было связано со сменой губернатора, уточняет Екатерина Кенель-Новикова. В последние два года доходы бюджета росли, и вкупе с мерами по консолидации бюджета это позволило улучшить финансовые показатели региона. Недавно введенные ограничения на объем убытков, которые межрегиональные холдинговые компании имеют право вычитать из налоговой базы, частично компенсировало сокращение поступлений по налогу на прибыль в бюджет регионов в связи с перераспределением 1% поступлений в федеральный бюджет в 2017 году. Кроме того, для металлургических и добывающих компаний изменилась система расчета налога на добычу полезных ископаемых, который теперь уплачивается исходя из объемов добычи, а не стоимости сырья. Это изменение было сделано по инициативе федерального правительства с целью снизить зависимость бюджета Красноярского края от колебаний цен на металлы. «Мы полагаем, что в ближайшие 12 месяцев с приходом нового губернатора Красноярский край по-прежнему будет придерживаться взвешенного подхода к управлению расходами и демонстрировать профицит текущего баланса, не увеличивая при этом текущий уровень долговой нагрузки», — полагает аналитик.

Республика Дагестан

Генерал-полковник милиции в отставке Владимир Васильев — первый с 1948 года руководитель Республики Дагестан, который не является выходцем из нее. Владимир Васильев — политический тяжеловес, его назначение свидетельствует о кризисе местных политических элит.

Васильев сразу отправил в отставку правительство республики, администрацию главы и правительства. Арестованы несколько высокопоставленных чиновников. Ущерб по делу о хищении бюджетных средств Следственный комитет оценил более чем в 95 миллионов рублей.

Выходец из правоохранительных органов намеревается создать систему управления, исключающую коррупцию. На первой же встрече с правительством и парламентом Дагестана он пообещал дополнительное финансирование, а также повышенное внимание со стороны федерального центра. Бюджет республики на 2/3 формируют федеральные трансферты.

Средняя зарплата в Дагестане за девять месяцев 2017 года выросла на 5,1%, реальные доходы граждан — на 3,3%, отчитался Владимир Васильев перед президентом в декабре и получил 3,2 миллиарда рублей из Резервного фонда.

Пока что Дагестан остается на последних позициях в рейтинге инвестиционной привлекательности. Чтобы привлечь инвесторов, Васильев предлагает снизить налог на прибыль для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Каспийск» и на десять лет освободить их от земельного налога.

Владимир Васильев ориентирован не столько на проведение экономической политики, сколько на изменение внутриэлитного расклада и решение антикоррупционных задач, комментирует вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.

Приморский край

Бывший подводник Андрей Тарасенко окончил Академию госслужбы и Российский государственный социальный университет, защитил докторскую диссертацию по психологии, возглавлял ФГУП «Нацрыбресурсы», Мурманский морской рыбный порт, Росморпорт, работал в «Росатоме» и Россельхозбанке. За первые несколько месяцев на новой должности он провел десятки встреч с местными и иностранными бизнесменами.

В будущем он видит Приморский край как крупный логистический хаб, планирует развивать лесную промышленность, сельское хозяйство, в том числе фермерское: «Мы будем менять структуру экономики. Будем стремиться что-то производить, чтобы снизить сумасшедшие цены в магазинах».

Тарасенко также намерен развивать авиационный и судостроительный кластеры, которые обеспечат заказами в первую очередь приморские предприятия. С «Восточной верфью» ведутся переговоры о строительстве рыболовных судов. Глава региона планирует восстановить прибрежное рыболовство и создать места для продажи рыбы с минимальной наценкой.

«В крае нужно наладить производство шелка, построить завод по выработке из базальтовой стружки ткани, которая будет применяться в кораблестроении и авиастроении. Нужно заняться переработкой вольфрама. Кроме того, нужно поднять сельское хозяйство, чтобы у нас были свои яйцо, птица, мясо. Будем также выращивать рис, восстанавливать зверофабрики, которые когда-то процветали в Приморье», — цитируют Андрея Тарасенко местные СМИ. Врио губернатора ведет с Министерством обороны переговоры о выведении из-под запрета на разработку ряда земельных участков, в том числе для развития портовых мощностей. Китайских инвесторов он пригласил участвовать в строительстве дорог и достройке гостиницы Hyatt во Владивостоке.

Тарасенко встраивается в федеральный тренд, связанный с активной поддержкой Дальнего Востока в целом и Приморского края в частности, и работает в тесной связке с федеральными властями, в его деятельности появляется экономическая составляющая, комментирует Ростислав Туровский.

Орловская область

До назначения в Орловскую область фамилия Андрея Клычкова фигурировала в списке потенциальных преемников председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова. От предшественника и однопартийца Вадима Потомского Клычкову досталось запущенное хозяйство, стагнирующая экономика, конфликт с представителями региональной элиты. Новый руководитель отложил строительство пешеходного моста стои­мостью 300 миллионов рублей, перераспределив средства на городские нужды. Он попросил у федерального бюджета денег на поддержку местных производителей продовольствия, на строительство объездной дороги города Орла. Экономика области переживает не лучшие времена, но в регионе зафиксирована положительная динамика по всем направлениям, заявил Клычков в первом же публичном выступлении. Ключевой мерой по финансовой стабилизации региона стало замещение ранее привлеченных коммерческих кредитов бюджетными по более низкой процентной ставке, экономия составила 300 миллионов рублей. Правительство области подписало специальный инвестиционный контракт с ЗАО «Санофи-Авентис Восток», Минпромторгом РФ. Инвестиционный климат должно улучшить принятие налоговых льгот, введение практики проведения деловых встреч власти и делового сообщества, утверждение стратегии развития Кластера информационных технологий на территории Орловской области на 2018–2020 годы, считает Клычков.

«Орловская область не обладает значительными сырьевыми ресурсами, а потому основой развития региона является реальный сектор экономики. Главными задачами станут повышение конкурентоспособности промышленности, развитие аграрного сектора и переработки, инновационных технологий и моделей научно-производственных объединений», — отметил врио губернатора.

«Андрей Клычков старается реализовать в Орловской области инвестиционную модель развития. Такая модель в свое время дала впечатляющие результаты в соседней Калужской области. Получится ли у молодого Клычкова то, что получилось у опытного Артамонова, увидим в будущем», — рассуждает Сергей Поляков.

Новосибирская область

Андрей Травников с 2016 года был мэром Вологды, до этого — заместителем полпреда в Северо-Западном федеральном округе. Ему досталось тяжелое политическое наследство в лице мэра Новосибирска коммуниста-оппозиционера Анатолия Локтя. Он считается реальным конкурентом Травникову в борьбе за пост губернатора.

В основном Травников действовал в том коридоре возможностей, которые оставил ему предшественник, отмечают эксперты.

Главным приоритетом в развитии региона Травников назвал развитие промышленности. В 2017 году индекс промпроизводства в области составил 103%. В этом году он должен быть не ниже, заявил новый глава. Для этого, в частности, планируется продолжить реализацию программы реиндустриализации экономики. Уже представлено и рассмотрено десять флагманских проектов, общий объем инвестиций оценивается в 35–50 миллиардов рублей.

Однако, по словам врио губернатора, региональные власти должны увеличить число проектов, получающих поддержку в рамках программы. Также надо задуматься о создании условий для опережающего развития целых отраслей. В Новосибирской области такой отраслью может стать глубокая переработка продукции агропромышленного комплекса, развитие биотехнологий.

Один из самых скандальных вопросов в регионе — строительство новой ледовой арены взамен морально и физически устаревшего ЛДС «Сибирь». Поворотный момент наступил в начале ноября, когда врио губернатора впервые побывал на игре ХК «Сибирь». Травников тогда заявил, что от идеи строительства новой арены он отказываться не собирается. В начале года удалось согласовать площадку в пойме Оби. Начинать строительство придется на свои средства, но Травников намерен добиваться федерального софинансирования.

Он также заявил о перезапуске проекта мусорной концессии, стоимость проекта снизилась с 6,5 до 4,3 миллиарда рублей. Соглашение с ООО «Экология-Новосибирск» Травников расторг вскоре после своего назначения.

«Травников знает, что такое ЖКХ, мощение дорог, приведение в порядок фасадов. Но Новосибирск — это третий по величине мегаполис в России. С задачами управления такого уровня он еще не сталкивался», — замечает Сергей Поляков.

Омская область

Нового главу Омской области Александра Буркова отличают принадлежность к «Справедливой России» и умение договариваться о дотациях из федерального бюджета. «Тратим время, кланяемся в ноги, выбиваем...» — цитирует его местная пресса. В 2018 году Омская область получила 8,5 миллиарда рублей дотации на сбалансированность — рекордный объем среди всех регионов России. В прошлые годы размер аналогичной дотации не превышал 1,7 миллиарда рублей, сообщает сайт БК55. По его данным, на 2018 год выделена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности 6,6 миллиарда рублей, что также выше уровня 2017 года.

Дотация позволила впервые за долгие годы сверстать профицитный бюджет, сохранив при этом основные социальные обязательства. Регион получил право на участие в программе реструктуризации бюджетного долга. По словам Александра Буркова, госдолг в 80% от собственных доходов бюджета будет снижаться минимум на 2–3 процентных пункта ежегодно. Расходы на обслуживание госдолга снижаются на 200 миллионов рублей в год.

«Регион является типично индустриальным, доля обрабатывающих производств в структуре ВРП превышает 30 процентов. Проведение новой индустриализации на основе инновационной компоненты позволит области более уверенно развиваться в условиях наступающей четвертой промышленной революции. При этом мы видим высокий потенциал у аграрного сектора — он уже сегодня дает порядка 22 процентов доходной части бюджета, консолидированно, и здесь есть большой запас для прорыва. Безусловно, надо развивать новые производства более глубокой переработки, с высокой добавленной стоимостью», — отметил Бурков, представляя новую стратегию развития Омской области. Он также предложил предоставлять инвесторам налоговые преференции, включать бизнес-структуры в глобальные цепочки добавленной стоимости. По инициативе Александра Буркова в Омской области создают фонд промышленности, который будет выдавать гранты начинающим предпринимателям.

В вопросах развития региона врио губернатора сконцентрировал усилия на решении социальных и инфраструктурных проблем. В частности, добился погашения задолженности по зарплате сотрудникам НПО «Мостовик», договорился о расширении программы газификации, возобновил работу «Омскоблавтотранса».

В январе 2018 года Бурков заявил, что в этом году начнется строительство новой газораспределительной станции в пригороде Омска. По его словам, достигнуто соглашение о том, что «Газпром» увеличит финансирование программы газификации Омской области в четыре раза. Это важный шаг, пока Омская область газифицирована менее чем на 30%.

Ивановская область

Ивановская область должна быть в числе передовых российских регионов, написал в Facebook Станислав Воскресенский после назначения.

В конце прошлого года область дополнительно получила из федерального бюджета более двух миллиардов рублей.

«При любой экономической конъюнктуре мы обязаны прежде всего исполнять все взятые социальные обязательства. Более 65 процентов расходов будет направлено на соцсферу. Перераспределение средств позволило выделить дополнительное финансирование на социальную сферу. Появились деньги на новое медицинское оборудование, строительство школ и детских садов», — заявил Станислав Воскресенский.

Общая сумма долга региона, по данным на начало 2018 года, составляет 16,8 миллиарда рублей. Из них 6,6 миллиарда рублей приходится на бюджетные кредиты, остальная сумма — на коммерческие займы. Новый руководитель собирается реструктуризировать кредиты и до 2024 года высвободить 3 миллиарда рублей. Воскресенский договорился с РЖД о введении прямого скоростного сообщения Иваново — Москва, а с компанией «ВодоходЪ» — о заходе круизных теплоходов в Кинешму.

Новый руководитель также выступил с инициативой освободить бизнес от уплаты налога на модернизацию. «У нас в регионе действуют льготы для малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения, и льготы дают результат — в прошлом году рост поступлений составил 15 процентов. Принято решение сохранить льготы, и на 2018 год регион сохранит льготу по налогу на движимое имущество. Должно быть ответственное отношение к тем инвестиционным планам, которые есть у наших предпринимателей. Поэтому налога на модернизацию в Ивановской области не будет», — цитирует Воскресенского местная пресса.

Воскресенский, как и его предшественник, предлагает ввести в Ивановской области курортный сбор, как в Крыму, на Алтае, Ставропольском и Краснодарском краях.

«Мы бы тоже от него не отказались», — сказал он на встрече премь­ер-министра Дмитрия Медведева с высшими должностными лицами субъектов РФ на Инвестфоруме в Сочи. — Это деньги небольшие, их потребитель не увидит, но мы, конечно, такие деньги направили бы прежде всего на обустройство комфортной городской среды, опять-таки для приема туристов«.

Экономические планы Станислава Воскресенского максимально конкретны, что называется, операбельны — Ивановской области нужен ребрендинг и воплощение идеи о возрождении русской провинции, считает Кирилл Петров, руководитель Аналитического департамента коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг».

Псковская область

До назначения на пост врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников был заместителем полномочного представителя президента сначала в Северо-Кавказском, потом в Северо-Западном федеральном округе.

В новой должности ему предстоит снизить госдолг, размер которого превышает 90% доходной части областного бюджета, и найти новые источники доходов. Псковская область дотационная, ее экономика держится на малом и среднем бизнесе, а также на дотациях из федерального бюджета.

После вступления в должность Ведерников сразу обозначил, что необходимо замещение коммерческих кредитов бюджетными. Региону удалось привлечь из федерального центра более 3 миллиардов рублей.

Врио губернатора отметил, что необходимо проводить взвешенную бюджетную политику — выполнять все принятые на себя обязательства, но также обеспечивать финансирование тех направлений, которые дадут дополнительные точки роста региональной экономики.

Опорой региональной экономики он назвал промышленный электротехнический кластер области и особую экономическую зону промышленно-производственного типа — «Моглино», в которой к концу 2017 года было девять резидентов. «Нам предстоит многолетняя и непростая работа по восстановлению экономики», — заявил Михаил Ведерников.

Кирилл Петров относит Псковскую область наряду с Дагестаном к регионам с наиболее тяжелой ситуацией. Даже при грамотной работе врио надежд на экономическое чудо нет, полагает эксперт, добавляя, что экономические проблемы регионов часто носят структурный характер и плохо поддаются политическим методам управления.

Опыта не хватает

Различия в действиях региональных властей Ростислав Туровский объясняет их управленческим опытом: «Одни больше концентрируются на задачах экономического управления. Силовики (Владимир Васильев) или чистые политики (Андрей Клычков) делегируют эти функции команде. Или находятся в мучительных поисках этой команды, как в Дагестане, где Владимир Васильев ориентирован не столько на проведение экономической политики, сколько на изменение внутриэлитного расклада и решение антикоррупционных задач».

Предыдущий опыт врио имеет значение, если он был связан с региональным управлением. Когда главой региона становится замминистра, специфика его работы меняется кардинальным образом — иные схемы формирования бюджета, иная инвестиционная политика, иные взаимоотношения с федеральным центром... Новым врио придется либо набирать команды, либо учиться на своих ошибках, предупреждает Колядин.

Важными навыками для губернатора эксперты называют опыт создания больших команд, привлечения инвестиций на территорию, выстраивания крупных проектов.

В перспективе выйти в лидеры могут Самарская, Омская, Новосибирская области и Приморский край, это сильные регионы, прогнозирует Андрей Колядин. А Псковская и Ивановская области, при всем уважении к их руководителям, иметь большого влияния не будут — это дотационные регионы, и для того, чтобы сделать их ресурсными, надо совершить чудо, добавляет он. Но угрозы руководителям это не несет. Экономическая политика губернаторов не влияет на их политический вес: за экономику не уволили еще ни одного губернатора за всю историю, напоминает эксперт.

Экономика — вещь упрямая

Финансовые показатели регионов пока сложно связывать с изменениями в руководстве. «Вероятнее всего, на результаты 2017 года повлияла политика, проводимая ранее, а влияние изменений в подходах, скорее всего, можно будет наблюдать только в этом году», — полагает Екатерина Кенель-Новикова из агентства S&P.

039.png

Даже если новые руководители успели поучаствовать в принятии бюджета на 2018 год, инерция слишком сильна, согласен с ней Ростислав Туровский. По его словам, у губернаторов слишком мало возможностей и слишком много ограничений, в том числе и финансовых.

«Вертикаль власти действует и на региональном уровне: исполнительные органы власти следуют стратегии развития, обозначенной губернатором субъекта Федерации. В числе главных целей и зон ответственности губернатора — формирование финансовой устойчивости бюджета, а также поддержание социальной стабильности в регионе. Решение первой задачи направлено на сокращение бюджетного дефицита и сдерживание роста долга, вторая задача связана, как правило, с исполнением майских указов президента. Одновременное выполнение обеих задач зачастую трудно выполнимо для экономически менее развитых регионов», — рассуждает Владимир Редькин, старший директор направления «Международные региональные финансы» Fitch Ratings.

Один из главных рычагов экономического развития — это рост инвестиций, в том числе бюджетных. Но в предвыборный год непонятны векторы дальнейшего развития, поэтому инвесторам и региональным чиновникам сложно принимать долгосрочные решения, и ожидать каких-то существенных изменений в этом направлении не стоило, резюмирует он.

«Экономика — вещь упрямая, и губернатор не может приказать ей расти. Ключевыми моментами для него являются договоренности с крупными финансово-промышленными группами и возможность получить федеральные деньги для финансирования того или иного проекта», — согласен Кирилл Петров.

В период от назначения до выборов врио губернаторов ориентируют свою экономическую политику на решение собственных, в том числе сугубо политических, задач и на выстраивание отношений с федеральным центром, полагает Ростислав Туровский.

034.png

У губернаторов, назначенных осенью, сейчас особые условия, напоминает Александр Колядин: им, как людям, вступившим в выборную кампанию, дают больше ресурсов, чем всем остальным. По словам эксперта, чтобы строить обоснованные долгосрочные прогнозы, нужно посмотреть, как будут работать новые назначенцы, когда окажутся в равных условиях со всеми.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.