Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

От муниципалитета до смартфона

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

«Умные города» растут, несмотря на серьезные пробелы в правовой и нормативно-технической базе и недостаточные инвестиции. Самые успешные примеры связаны с решением конкретных муниципальных проблем или созданием новых сервисов для горожан.

Москва и Санкт-Петербург стали самыми «умными» российскими городами, по версии Национального исследовательского института технологий и связи (НИИТС). К эффективно развивающимся причислены Казань и Екатеринбург, в которых технологии заметно развиваются относительно возможностей бюджета. Самара и Волгоград отнесены к начинающим.

Институт сравнил 15 городов-миллионников и Сочи по 26 показателям. Наряду с плотностью компаний из сферы информационных технологий и коммуникаций оценивалось количество банкоматов, точек Wi-Fi и автомобилей каршеринга.

Не всегда развитие «умного города» определяется только возможностями бюджета, подчеркивается в исследовании. В числе препятствий для развития авторы назвали отсутствие правовой и нормативно-технической базы, а также единой системы показателей качества городских услуг.

Разные взгляды

Единой концепции «умного города» в России нет. Раздел «Умный город» был включен в правительственную программу «Цифровая экономика РФ» на этапе подготовки документа, но в финальную версию программы не попал, напоминает главный редактор информационной группы Comnews Леонид Коник.

022.png

Чтобы развивать это направление, создаются альянсы с разным составом участников. Осенью 2017 года меморандум о создании Национального консорциума развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления подписали замглавы Минкомсвязи России Сергей Калугин, президент компании «Ростелеком» Михаил Осеевский, заместитель генерального директора корпорации «Росатом» Кирилл Комаров, ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) Владимир Васильев и заместитель декана экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Трухачев.

В свою очередь, НИИТС входит в рабочую группу «Умный город» на площадке Ассоциации участников рынка интернета вещей, созданную по инициативе Фонда развития интернет-инициатив. НИИТС предлагает смотреть на «умный город» не как на обновление технологической базы, а стратегически, подразумевая, что «умный город» не просто удобен для жизни, но имеет более сильную экономику и инвестиционную привлекательность, подчеркивает его генеральный директор Александр Минов.

Найти свое место

«В госпрограмме „Цифровая экономика“ региональной составляющей фактически нет и каждый регион, каждый муниципалитет ищет себя», — заявил руководитель Департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов на пятом бизнес-форуме «Телеком российских столиц: информационные и коммуникационные технологии на службе города». «Пока упакованного решения у нас нет — проекты в отдельных сферах и городах постепенно собираются в единое решение, проект „умный город“ нельзя реализовать в отрыве от „умного региона“», — рассказал генеральный директор ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан» Алмаз Валиуллин. Цель таких проектов, по его словам, обеспечить людей необходимыми сервисами и одновременно вовлечь их в жизнь города.

С 2012 года в республике действует государственная информационная система ГИС «Народный контроль» для сообщения о проблемах благоустройства, нарушении правил торговли и еще примерно по 60 категориям, с 2014 года — ГИС «Народный инспектор», которая позволяет гражданам через мобильное приложение сообщать о нарушении правил дорожного движения и т. д.

Пилотный проект «Карта жителя» тестируется в Зеленодольске с населением 100 тысяч человек. Картами, которые обеспечивают медицинское обслуживание, транспорт, финансовые услуги, пользуется половина взрослого населения, говорит Алмаз Валиуллин.

Республика Татарстан включила направление «умный город» в свою стратегию цифровой трансформации наряду с геопространствами, промышленностью и торговлей, строительством и ЖКХ, которых тоже нет в федеральной программе. Невооруженным глазом видно, что Татарстан скорректировал недочеты федеральной программы, в которой вообще не упоминаются отрасли реального сектора, констатирует Леонид Коник.

Красноярск попал в число развивающихся городов рейтинга НИИТС. Около 200 рекреационных пространств города покрыты публичной сетью Wi-Fi, включающей 400 единиц оборудования.

Wi-Fi никого не удивишь, но этот проект делают восемь операторов связи без использования бюджетных денег, говорит Андрей Карасев, руководитель Управления информатизации и связи Администрации Красноярска.

По его словам, проект идет снизу: «Технологии проникают в жизнь, меняют городскую среду, а государство вынуждено догонять ситуацию и пытается возглавить процесс». Сложнее всего привлекать инвестиции, добавляет он.

Администрации Петербурга еще предстоит определить стратегические направления для новой концепции. Проектный офис «Умный Санкт-Петербург» отобрал около 50 перспективных проектов, рассказал заместитель его руководителя, специальный представитель губернатора по вопросам экономического развития Анатолий Котов. Приоритетными направлениями он называет безопасность, повышение качества управления, медицину, транспорт, ЖКХ, энергетику и ресурсосбережение. По словам Анатолия Котова, город готов инвестировать в инфраструктурные проекты, а реализация остальных возможна на условиях частно-государственного партнерства. Администрация видит свою задачу в формировании благоприятных условий для создания новых сервисов для петербуржцев, добавил он. Проект должен быть выгоден горожанам, власти и бизнесу, иначе он не заработает, считает Котов.

По словам Леонида Коника, «умный город» — маркетинговый, а не технический термин, в который каждый город, разработчик или ИT-компания вкладывают свое понимание.

«Успехов добились не те города, которые декларировали создание Smart City, а те, которые брались за решение конкретной муниципальной проблемы или создания нового сервиса для жителей, — объясняет он. — Это может быть упорядочивание движения городского транспорта, электронная запись к врачу при резком сокращении времени ожидания приема или полная автоматизация сбора данных с приборов учета, с онлайн-выставлением счета за использованный объем воды, тепла, электричества или газа».

Как это было в Барселоне

Барселона считается одним из первопроходцев внедрения высоких технологий в городскую среду. Сенсоры мониторят качество воздуха, чтобы при выходе на пробежку можно было выбрать самый чистый маршрут. Водители оперативно получают информацию о свободных парковочных местах. Датчиками оборудованы даже мусорные баки, которые оперативно сообщают городским службам о заполнении.

Проект Smart City реализовал Манел Санрома, он был ИТ-директором Барселоны в 2011–2015 годах.

Мы не вложили в концепцию ни одного евро, рассказывал Санрома на форуме «Телеком российских столиц». Необходимые средства город заработал на предоставлении услуг, в частности мобильного приложения, через которое можно было не только оплатить парковку, но также найти и забронировать свободное место. По словам Санромы, сотрудничать с мэрией были готовы крупные компании, например Schneider Electric и GDF Suez, а вот операторы связи считали город скорее клиентом, чем партнером. Была цель — сделать Барселону ориентированным на человека самодостаточным городом с нулевыми выбросами и гиперсвязью, говорит Санрома.

Технологии помогли сделать городские услуги эффективнее и бережнее относиться к окружающей среде, полагает Антонио Конде, руководитель инноваций Cisco в Испании (цитата по Financial Times). По его словам, сенсоры снизили потребление воды, которая использовалась для полива городских парков, а для пассажиров городского транспорта крайне информативными оказались «умные остановки» с постоянным обновлением расписания и удобной системой продажи билетов.

В 2015 году Барселона возглавила мировой рейтинг «умных городов», который составляет исследовательская компания Juniper. В том же году после смены мэра Санрома ушел в отставку. Новый мэр Барселоны Ада Колау обвинила его в том, что он продал город корпорациям и технологии использовались в интересах крупных фирм. На два года проекты были заморожены, сейчас ситуация меняется, власти стали благосклоннее к технологиям, но потерянных лет, конечно, жаль, говорит Санрома. Сейчас он возглавляет открытое правительство Каталонии.

В первую очередь нужно заботиться об удобстве горожан, а не о внедрении последних технических достижений, цитирует Financial Times Франческу Бриа, которая сменила Санрому в должности ИT-директора.

По итогам 2017 года Барселона заняла пятое место в рейтинге Juniper, уступив Сеулу, Сан-Франциско, Нью-Йорку и Портленду.

Несмотря на то что Барселона — туристический центр, Санрома считает самым удачным мероприятием Smart City Expo World Congress, который проводится там с 2011 года. Сотрудничество с другими городами важно, это вопрос не только зарабатывания денег, но и укрепления собственного бренда, заключает он.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.