Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Цифровой поворот

Перевод экономики в цифру — вопрос глобальной конкурентоспособности

IT

«Метод» № 2 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Перевод экономики в цифру — вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности России, считают в правительстве. Цифровизация не решит проблему неэффективности многих существующих институтов, предупреждают эксперты.

Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» правительство утвердило в июле 2017 года. Она рассчитана до 2024 года и включает пять направлений: нормативное регулирование, образование и кадры, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, ИT-инфраструктуру и кибербезопасность. На реализацию программы может потребоваться около 520 миллиардов рублей, из них около 150 миллиардов — бюджетные средства, сообщал министр связи и массовых коммуникаций РФ (занимал эту должность до мая 2018 года) Николай Никифоров в конце прошлого года. Ожидается, что еще более 300 миллиардов рублей потратят на внедрение новых технологий крупнейшие компании и предприятия.

Ключевая цель программы — организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий в экономике, предпринимательстве, государственном управлении, городском хозяйстве и социальной сфере. Ожидается, что к 2024 году 97% российских домохозяйств будут обеспечены широкополосным интернет-доступом.

Соревнование планетарного масштаба

Термин «цифровая экономика» появился в мире более 20 лет назад, отмечает научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при Правительстве РФ Борис Славин. Уже больше десяти лет государственные органы занимаются созданием электронного правительства, а также автоматизацией внутренних процессов. Россия взяла курс на цифровизацию после послания президента 1 декабря 2016 года. В числе приоритетных направлений: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности.

Цифровая экономика становится данностью не по распоряжению властей или инициативе отдельных предпринимателей. Смартфоны, мобильный интернет, общение в социальных сетях, электронные платежи — все это часть современного образа жизни. Обработка данных позволяет не только предсказывать поведение потребителей, но и строить новые бизнес-модели, которые трансформируют целые рынки.

«Говорят, что данные — это новая нефть, а значит, выиграет тот, кто научится превращать информационные массивы в полезные решения. И наоборот: тот, кто упустит эти возможности, останется на месте, может быть, даже навсегда, поэтому соревнования между отдельными компаниями, отраслями экономики и даже целыми государствами носят уже планетарный характер», — заявил председатель правительства Дмитрий Медведев на форуме «Открытые инновации 2017». Он отмечает, что Россия неплохо продвинулась в международных рейтингах. Например, по индексу готовности стран к сетевому обществу (The Networked Readiness Index) — c 77-го места в 2011 году до 41-го в 2016 году.

«О поддержке информатизации говорили всегда, но, пожалуй, никогда не было такого накала политических страстей именно вокруг идеи цифровизации отечественной экономики с целью повышения ее эффективности и качества жизни граждан», — отмечает Николай Никифоров.

За презентацией программы «Цифровая экономика» летом 2017 года последовало создание проектного офиса и центров компетенций. Размах, который приобрело обсуждение программы, поражает своим масштабом, замечает Славин, добавляя, что ничего плохого в такой спешке нет, многие государства прошли этот путь, законодательно и регуляторно помогая своим экономикам эффективно оцифровываться.

Никифоров убежден: цифровизация — глобальный процесс, поэтому невозможно заниматься развитием цифровой экономики на уровне отдельно взятого департамента или профильного ведомства — нужен гораздо более широкий набор полномочий. В частности, необходимо определиться с типовой программой цифровизации регионов, разграничить задачи федерального центра и регионов. В этой работе должны участвовать ИT-компании, разработчики российского программного обеспечения.

Резервный фонд правительства в 2018 году выделит на программу «Цифровая экономика» 3 миллиарда рублей. Соответствующее распоряжение Дмитрий Медведев подписал в конце марта. Согласно документу Минкомсвязь получит 1,95 миллиарда рублей в рамках программы «Информационная инфраструктура», Росреестр — 399,6 миллиона рублей, Управделами президента — 134,5 миллиона, Минэкономразвития — 15,5 миллиона, Минтранс — 15,5 миллиона, Минпромторг — 13,6 миллиона, ФСБ — 3 миллиона рублей. Корпорации «Росатом» будет предоставлено 505 миллионов рублей по программе «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В отличие от других программ «Цифровая экономика» не будет администрироваться ни Министерством экономического развития РФ, ни Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, даже аппарат правительства здесь на вторых ролях, подчеркнул Николай Никифоров. По его словам, инициатива находится в руках индустрии: есть центры компетенций, рабочие группы, в которых участвуют сотни специалистов, делегированных разными компаниями. Эту работу и планы мероприятий не стоит воспринимать как жесткий шаблон — это скорее живой организм, который постоянно видоизменяется, корректируется, совершенствуется, говорит министр. «Мы не можем жестко прописать план мероприятий с показателями и финансированием до 2024 года, поскольку сами не знаем, какие новые технологические тренды ждут нас в 2020 году, не говоря уже о 2024-м. Поэтому данную программу стоит воспринимать не как четкое руководство к действию, а как некий вектор, — подчеркнул бывший глава Минкомсвязи. — Также не нужно забывать: цифровая экономика — история не только про связь, программирование и информатизацию, она затрагивает широкий спектр отраслей: образование, здравоохранение, торговлю, финансы и многие другие».

Николай Никифоров, экс-министр связи массовых коммуникаций Российской Федерации

«Около 70 миллионов наших сограждан постоянно носят с собой мобильные устройства и в режиме онлайн используют их для организации своей ежедневной работы. Это является двигателем цифровизации целого ряда отраслей, — говорил Николай Никифоров, до мая 2018 года — министр связи и массовых коммуникаций РФ. — За пять лет количество пользователей сети интернет увеличилось с 46 до 75% и продолжает расти. Большое внимание уделяется проекту по устранению цифрового неравенства: в 5,6 тысячи населенных пунктов проложено около 46 тысяч километров волоконно-оптических линий. В числе ключевых проектов — прокладка подводных линий связи по дну Охотского моря Сахалин — Магадан — Камчатка, проект на территории Якутии, а событием 2017 года стало подключение Норильска. Город с населением 180 тысяч человек, где создается почти 2% ВВП, до сих пор не имел наземной линии связи».


«Цифровая экономика» — это не программа про то, как потратить средства налогоплательщиков и увеличить бюджетные расходы. Она во многом про создание условий, в том числе про привлечение частных инвестиций, подчеркнул министр. Рассматривается вопрос о государственно-частном партнерстве, применение механизма концессий к использованию и развитию информационных систем.

Программа в целом полезна для экономики, но во многом она слишком риторическая, пишет в статье для «Ведомостей» председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров. Целенаправленной политики в цифровой сфере так и не появилось, считает он. Смысл программы не в том, чтобы констатировать цифровые изменения, которые происходят и без участия государства, или пытаться работать там, где все развивается самостоятельно, а в том, чтобы поддерживать цифровую трансформацию там, где рынку не преодолеть инвестиционные барьеры, констатирует Яппаров.

От учета имущества до телемедицины

Федеральные ведомства уже сделали первые шаги на пути к цифровизации. Федеральное казначейство несколько лет назад перевело информацию о заключенных госконтрактах и объявленных конкурсах на закупку товаров и услуг на сайт единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru).

Работа с большими данными в формате данной площадки будет способствовать эффективности государственного управления, полагает руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин.

«Еще в 2009 году коллеги из Министерства экономического развития Российской Федерации выступили с инициативой создания единого сайта закупок, но на тот момент казалось нереальным объединить на одной площадке всю информацию по закупкам, — вспоминает Роман Артюхин. — Однако уже в 2011 году удалось реализовать задуманное — у нас появилась совершенно новая экономическая реальность: в одном виртуальном пространстве стали отражаться ключевые бизнес-процессы государственных и муниципальных заказчиков. Оказалось, в каком бы объеме ни осуществлялся государственный контроль, в том числе с точки зрения ресурсов, затрачиваемых на государственных контролеров, он не принесет такого эффекта, как общественный контроль. Благодаря запуску ЕИС у нас появилось порядка 15 тысяч общественных контролеров. Отсюда обратный эффект: у заказчиков повысился уровень самоконтроля, ведь их деятельность стала максимально прозрачной. Кроме того, если прежде мы наблюдали локальность в хозяйственных связях между поставщиками и подрядчиками, то теперь видим, что выстраиваются новые экономические отношения между регионами, на электронных торговых площадках заключаются соответствующие контракты».

С развитием информационных технологий неизбежно изменится рынок труда, полагает Роман Артюхин. Внутри казначейства уже появилась новая профессия — финансовый технолог, задача которого — находить оптимальные переходы от одного бизнес-процесса к другому. Участником бизнес-процессов становится и контролер — технологии сокращают расстояние между ним и объектом наблюдения.

Федеральное агентство по управлению госимуществом (Росимущество) давно приступило к цифровизации, а с 2015 года перевело в цифровую плоскость свои основные процессы (их на тот момент было два: учет сведений в реестре федерального имущества (РФИ) и учет реализации имущества, обращенного в собственность государства).

«Качество наших данных важно для государства и конечных потребителей, поэтому мы сформулировали новую концепцию информатизации, которая опирается на три цели: повышение качества данных о государственном имуществе, обеспечение открытости и прозрачности информации, а также работу в области импортозамещения», — сообщила начальник Управления информационных технологий Росимущества Александра Осипова.

Среди основных итогов деятельности ведомства в 2017 году: проект по расчету прогноза доходов федерального бюджета от использования имущества и централизации всех баз данных первичного учета; проект по размещению открытых данных и проект по верификации сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, со сведениями Росреестра.

016.png

Результатами автоматизации процессов прогнозирования стали: выявление не сданных в аренду объектов, использование механизмов подписания УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи), использование механизмов мониторинга и контроля качества данных. Один из ключевых проектов, начатых в прошлом году, связан с интеграцией данных Росреестра и Росимущества. Выяснилось, что прежде, во многом из-за типовых ошибок, средний процент сопоставимости данных РФИ и Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) не превышал 35%.

В 2018 году Росимущество планирует акцентировать внимание на интеграции информационных систем и получении данных от федеральных ведомств. Кроме того, ведомство планирует применять инструменты обработки больших объемов информации для выявления резервов повышения эффективности использования федерального имущества и запустить сквозной процесс администрирования доходов федерального бюджета.

О сотрудничестве в сфере информационных технологий договорились также Министерство связи и Генеральная прокуратура РФ. В марте был создан проектный офис, в состав которого кроме представителей этих ведомств входят сотрудники ПАО «Ростелеком» (исполнитель работ по обеспечению информационной безопасности и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для органов прокуратуры), ФГУП НИИ «Восход» (отвечает за создание, развитие и поддержку информационных систем) и компаний — разработчиков информационных систем, которые эксплуатируются органами прокуратуры. В конце 2017 года стало известно, что генпрокуратура потратит 1,1 миллиарда рублей на создание единой защищенной сети передачи данных, которой до сих пор не существовало.

Министерство промышленности и торговли готовится создать единое цифровое пространство промышленности России «4.0 RU», об этом сообщал летом 2017 года глава ведомства Денис Мантуров. Базовая концепция «4.0 RU» разработана в рамках совместной инициативы Минпромторга и ведущих инновационных компаний, в том числе «Лаборатории Касперского», Siemens и других.

«Формирование подобной киберфизической среды позволит сократить время вывода новых продуктов на рынок, повысить степень гибкости производства, качества продукции, эффективности производственных процессов и, в конечном счете — вывести промышленность страны на принципиальной новый уровень, — полагает министр. — Немаловажно, что внедрение единого цифрового пространства не только связано с интеграцией производственного оборудования в единую сеть, а также предопределяет трансформацию процессов и моделей взаимоотношений между участниками цепочки создания добавленной стоимости промышленной продукции».

Министерство здравоохранения планирует до конца 2018 года подключить все больницы и поликлиники страны к системе цифровой медицины. Кроме того, до конца года в круглосуточном формате будут вестись телемедицинские консультации между врачами. В планах на 2019 год — подключение к системе цифровой медицины фельдшерско-акушерских пунктов и сельских врачебных амбулаторий.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в начале марта выступило с инициативой включения проекта «Умный город» в программу «Цифровая экономика». «Проект подразумевает применение существующих наработок в части формирования комфортной городской среды, ЖКХ, градостроительства, безопасности, управления транспортными и пешеходными потоками, в том числе с применением современных ИT-решений. Наша задача — отобрать наилучшие муниципальные практики и создать из них общую базу данных. Нужно сформировать единое понимание принципов формирования „умного города“, общую терминологию, определить подходы к измерению „интеллектов городов“», — сообщил министр строительства (до мая 2018 года) Михаил Мень. Минстрой планирует подготовить банк типовых решений для «умного города» и справочник эффективных технологий в ЖКХ.

Риски и барьеры

В числе барьеров для развития цифровой экономики — противоречивое законодательство и недостаток кадров.

Раздел программы по совершенствованию нормативной базы уже включает подготовку потенциальных поправок примерно к 50 законам, сгруппированным в десять тематических разделов. Они касаются формирования единой цифровой среды доверия, развития электронного гражданского оборота, вопросов различных налоговых льгот и преференций, внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке.

Кроме того, придется усиливать работу по подготовке кадров. Минкомсвязь России всерьез обеспокоено недостаточным количеством ИT-специалистов — не только тех, кто пишет код, а в целом тех, кто внедряет современные цифровые технологии. Ведомство предлагает увеличить контрольные цифры приема в вузах, уделить повышенное внимание вопросам профессиональной подготовки, в том числе пересмотру школьной программы образования. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» включает свыше 140 мероприятий. К 2024 году число обучающихся по ИT-направлению должно вырасти до 800 тысяч. Доля населения, обладающего цифровыми навыками, к этому моменту будет составлять не менее 40%.

Рост цифровых сервисов не обязательно увеличивает число профильных вакансий — многие цифровые сервисы замещают труд разработчиков, давая возможность самим пользователям создавать сайты, интернет-магазины без участия ИT-специалистов, полагает Славин.

Эксперты предупреждают о технологических рисках, связанных с проблемами стандартизации и распространением инноваций в масштабах страны, а также проблемах кибербезопасности. Некоторые персональные данные, например биометрические, при переводе в цифровой формат требуют особой защиты и ответственности.

«Мы становимся свидетелями принципиально новой борьбы за экономическое и цифровое превосходство. Все усилия окажутся напрасными без гарантии надежной и защищенной инфраструктуры цифрового рынка», — комментирует председатель Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. Он напоминает о том, как в 2017 году вирусы-вымогатели на некоторое время парализовали работу государственных и коммерческих предприятий. «Все это свидетельствует о появлении широких возможностей влияния на критические точки экономики, а также системы управления государства и бизнеса через технические устройства и программное обеспечение, — продолжает Левин. — Государство может обеспечить определенный уровень киберзащиты, но граждане должны знать, как обезопасить себя от действий злоумышленников в интернете. В программе „Цифровая экономика“ особое внимание уделяется созданию системы повышения грамотности населения в сфере информационной безопасности, медиапотребления и использования интернет-сервисов».

«Цифровые технологии могут придать мощный импульс экономическому развитию, но хотелось бы предостеречь от чрезмерно оптимистического взгляда, — заявил на парламентских слушаниях заместитель руководителя фракции „Справедливая Россия“ Алексей Чепа. — Цифровизация не решит проблему неэффективности многих существующих институтов. Несмотря на активное внедрение цифровых технологий в систему государственного управления и в банковской сфере, продвижение в реальном секторе экономики происходит гораздо медленнее».

Без широкомасштабного внедрения цифровых технологий именно в производство промышленность не приобретет конкурентоспособность, уверен Чепа. Он видит задачу в том, чтобы, не ограничиваясь формальным контролем, адаптировать цифровизацию под потребности простых людей, сделать преимущества цифровой экономики доступными для всех граждан. Государству необходимо твердо заявить о том, что конечная цель развития цифровой экономики заключается в повышении комфорта и улучшении качества жизни граждан, заключает депутат.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.