Инновации в государственном управлении Чили: опыт, полезный для всего мира

Согласно Индексу человеческого развития ООН, Чили с населением около 19 миллионов человек признаётся самой развитой страной Латинской Америки. Наряду с Аргентиной, она демонстрирует высокий уровень социального и экономического развития в регионе. Однако, несмотря на устойчивый экономический рост и активную социальную политику, страна продолжает сталкиваться с вызовами — социальным неравенством и сложной экономической ситуацией.
Интерес к инновациям как драйверу экономики впервые возник в Чили ещё в
Центральным элементом реформы стало создание в 2015 году Лаборатории государственного управления (GobLab) при Министерстве финансов Чили. Эта государственная структура была создана для содействия преобразованиям и инновациям в государственном секторе. Её миссия включает совместную разработку решений приоритетных общественных проблем, создание инновационного потенциала государственных учреждений и измерение этого потенциала для его последующего укрепления. Ключевая цель Лаборатории — улучшение государственных услуг и взаимоотношений между властью и гражданами на основе принципов сотрудничества, прозрачности и ориентации на потребности людей.
В Чили убеждены, что любые изменения, способные улучшить жизнь людей, должны инициироваться, разрабатываться и внедряться совместно с гражданами. Такой подход представляет собой уникальную парадигму инноваций в государственном секторе — он касается не только создания или перепроектирования государственных услуг, но и трансформации самих государственных служащих и их отношения к работе.
Лаборатория предлагает три ключевые услуги для ускорения преобразований в государственном секторе:
• Agile-консалтинг — гибкое консультирование, сочетающее известные методологии и эксклюзивные механизмы, основанные на практическом, локальном подходе. Эту услугу реализует многопрофильная команда, способная глубоко изучать проблемы, разрабатывать, оценивать и внедрять эффективные решения.
• Сеть государственных и общественных новаторов — стратегия децентрализации, направленная на формирование новой культуры не только в государственном, но и в частном и социальном секторах. В этой сети участвуют около 18 тысяч человек — государственные служащие и представители других секторов, заинтересованные в межотраслевых инновациях. Это крупнейшая сеть государственных новаторов в Чили и одна из крупнейших в мире.
• Индекс государственных инноваций — инструмент, позволяющий измерять и укреплять инновационный потенциал государственных учреждений. Участие в этом направлении добровольное и открыто только для государственных служб. В первый год работы оценили 37 служб, на которые приходится более 60% государственных расходов, что обеспечило репрезентативность оценки. Участникам предоставляются индивидуальные отчеты, программы наставничества и поддержки — все необходимые материалы для постепенного улучшения инновационного потенциала.
Эксперты подчёркивают, что для успешного внедрения инноваций в государственном управлении важно избегать создания отдельных должностей «менеджеров по инновациям». Когда такие специалисты выделяются в отдельную категорию, это может дать непреднамеренный сигнал остальным сотрудникам, что инновации — это не их зона ответственности. Напротив, вся организация должна работать над инновациями одновременно.
Инновации по своей сути не являются чем-то однозначным — это эволюционный процесс. Это подход и инструмент для достижения целей через изменения. Руководителям государственного сектора советуют решать повседневные проблемы инновационными способами, сочетая эксперименты с гибкостью.
Опыт Чили полезен не только для Латинской Америки, но и для других стран мира. Он демонстрирует, что подобные лаборатории и их разнообразные подходы к государственным инновациям могут привести к новым формам управления. Однако для более целенаправленной работы потребуется больше самоанализа и поддержки не только со стороны органов государственного управления, но и со стороны других слоев общества.
Особого внимания заслуживают неформальные связи, которые создают сотрудники подобных лабораторий. Эти связи играют ключевую роль в расширении охвата и обеспечении устойчивости системы. Целесообразно изучать роль отдельных сотрудников в лабораториях, неформальные сети, которые они создают, и их деятельность за пределами лаборатории — всё это может оказать значительное влияние на поиск новых способов управления.
Чилийский опыт показывает, что системные изменения в государственном управлении возможны при условии сочетания политической воли, профессионального подхода и активного вовлечения граждан в процесс преобразований.