Цифровая трансформация бюджета: как Амурская область перешла на «цифру»

IT

08.04.2025

Опытом цифровизации поделился Владимир Викторович СОЛОГУБ, первый заместитель министра финансов Амурской области.

Эволюция госуправления

Более 15 лет назад перед регионом встала серьезная задача: муниципальным образованиям было сложно самостоятельно администрировать и методически сопровождать ИТ-системы. Ответом стало решение о централизации автоматизации управления общественными финансами. «Целями проекта были определены повышение оперативности принятия управленческих решений и снижение расходов на ведение бумажного документооборота», — поясняет Сологуб.

Централизованная платформа

В 2012 году была запущена единая информационная платформа на основе продуктов БФТ-Холдинга. Техническую поддержку обеспечило государственное учреждение «Центр информационных технологий Амурской области», что позволило Минфину сосредоточиться на методологическом развитии систем.

Сегодня к платформе подключены 315 муниципалитетов и 1,4 тысячи учреждений, консолидированы 112 местных бюджетов. В системе работают около шести тысяч пользователей, включая 400 юридических лиц.

Импортозамещение и электронный документооборот

Кризис 2022 года подтвердил правильность выбранной стратегии. «ИТ-инфраструктура Амурской области оказалась готовой к этому вызову: переход на отечественные программные продукты был уже осуществлен», — отмечает Сологуб.

Ключевым этапом стал переход на юридически значимый электронный документооборот. Были устранены десятки видов бумажных документов — например, платежные поручения полностью переведены в цифру. Завершила создание единого информационного комплекса автоматизация процессов планирования расходов и управления закупками.

Результаты цифровизации

По словам Сологуба, внедрение централизованных систем и единой методологии позволило:

• Исключить из оборота более 50 видов бумажных документов

• Сократить сроки доведения средств до конечных получателей

• Обеспечить прозрачность бюджетного процесса

• Выстроить новые бизнес-процессы на всех уровнях

Пандемия 2020-2021 годов стала испытанием для системы. «На тот момент у области уже была техническая возможность организации удаленной работы», — отмечает первый замминистра.

Цифровые соглашения

В 2024 году через систему было заключено:

• 460 соглашений о межбюджетных трансфертах на 14 млрд рублей

• 1,58 тыс. соглашений с юрлицами на 8,6 млрд рублей

• 696 соглашений с учреждениями на 49,2 млрд рублей

«Мы стали одними из первых регионов России, кто внедрил удаленное подписание соглашений», — подчеркивает Сологуб.

Искусственный интеллект — следующий этап

Сейчас специалисты области изучают возможности применения ИИ в госуправлении. «Поскольку весь бюджетный процесс уже оцифрован, следующим шагом станет оптимизация процессов с помощью искусственного интеллекта», — говорит Сологуб. Речь идет об исключении ручных операций и автоматизированном контроле исполнения бюджета.

Опыт Амурской области показывает, что системная цифровизация бюджетного процесса не только повышает эффективность управления, но и создает основу для внедрения передовых технологий будущего.

Как рассказал первый заместитель министра финансов региона Владимир Сологуб, ключевым шагом стала централизация бюджетных процессов. Более 15 лет назад местные органы власти столкнулись с трудностями в администрировании финансовых систем. В ответ было решено создать единую платформу для управления бюджетом.

Единая цифровая среда

В 2012 году запущена централизованная система на базе продуктов БФТ-Холдинга. «Это позволило использовать региональный опыт и технические возможности», — отметил Сологуб. Инфраструктуру обеспечил «Центр информационных технологий Амурской области», а Минфин сосредоточился на методологии.

Сегодня система объединяет 315 муниципалитетов, 1,4 тыс. учреждений и 6 тыс. пользователей. В 2022 году регион безболезненно перешел на отечественное ПО, повысив производительность и безопасность.

От бумаги к электронному документообороту

С 2012 года внедрен юридически значимый ЭДО, что сократило затраты на бумажные документы. Позже автоматизировали планирование расходов и госзакупки.

Результаты:

• Исключено 50+ видов бумажных документов;

• Ускорено доведение средств до получателей;

• Повышена прозрачность бюджета.

Во время пандемии система доказала эффективность, позволив быстро перейти на удаленную работу.

Цифровые соглашения и будущее с ИИ

Оцифрованы процессы заключения соглашений по межбюджетным трансфертам. В 2024 году в системе подписано 460 соглашений на 14 млрд рублей.

Сейчас изучается применение искусственного интеллекта для автоматизации рутинных операций и контроля исполнения бюджета. «Следующий шаг — оптимизация с помощью ИИ», — подчеркнул Сологуб.

Амурская область продолжает развивать цифровые решения, оставаясь примером для других регионов.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова