
Стремительное развитие искусственного интеллекта бросает вызов традиционным государственным институтам, требуя от них интеграции новых технологий и управления сопутствующими рисками.
Конкуренция обостряется
Как отметил в своей статье основатель ИД «Бюджет» Валерий Дмитриевич Дзгоев, тематика применения ИИ в госуправлении является лишь частью большой повестки, связанной со стремительным развитием этой технологии. В конце 2024 года Президент России В. В. Путин утвердил перечень поручений по ускоренному развитию ИИ, целью которых заявлен «фундаментальный технологический переход в системе госуправления». Планируется, что к 2030 году интегральные цифровые платформы заработают в госуправлении, здравоохранении, промышленности и транспорте.
Правительства ведущих стран осознают, что лидерство в области ИИ может стать определяющим для их позиций в глобальной конкуренции. Показательно, что в первый же день своего президентства в январе 2025 года Дональд Трамп анонсировал
Бум ИИ
Искусственный интеллект становится ключевой технологией нового технологического уклада. Многие эксперты полагают, что его эффект превзойдет последствия интернет-бума. Уже сегодня ИИ — часть повседневности: чат-боты, голосовые помощники, умные алгоритмы и генеративный контент. По некоторым оценкам, к 2026 году доля контента, созданного ИИ, достигнет 90%. Около 42% крупных компаний уже активно внедряют ИИ, а еще 40% — экспериментируют с ним.
Проблемы применения
Как подчеркивает Валерий Дзгоев, возможности ИИ логично использовать в госуправлении, где накапливаются большие данные и есть резерв для сокращения издержек. Интеграция уже происходит: это и чат-боты для граждан, и распознавание лиц для полиции, и умные города, и диагностика заболеваний. В перспективе — предиктивная полиция, беспилотный транспорт и управление на основе готовых решений от ИИ.
Однако полноценная реализация возможностей ИИ проблематичнее, чем прошлая информатизация. В отличие от традиционного софта, ИИ — это «черный ящик»: невозможно проследить «мыслительный процесс» системы. Для госуправления, где ключевое значение имеют прозрачность и подотчетность, это большая проблема. «В некоторых случаях ИИ и вовсе принимает решения автономно», — отмечается в статье. Уже были скандалы, как в Нидерландах, где алгоритмы налоговой безосновательно отказали тысячам семей в пособиях.
Регулирование
Правительства пытаются найти баланс между поддержкой прогресса и созданием рамок для ИИ. Наиболее комплексный закон — Европейский акт об ИИ 2024 года — делает упор на предотвращение рисков: он запрещает социальный рейтинг, ограничивает криминальное профилирование, маркирует генеративный контент.
В США, как отмечается в материале, всеобъемлющего федерального законодательства об ИИ нет, подход основан на добровольных принципах. «Такой подход связан как с лоббистскими возможностями американских техногигантов, так и с опасениями по поводу усиливающегося лидерства Китая». В Китае же стремятся создать сбалансированную систему: с одной стороны, минимизировать риски, с другой — активно интегрировать ИИ во все сферы, зачастую с серьезными «допусками» в части прав граждан.