Искусственный интеллект: новая реальность государственного управления

IT

06.02.2025

Стремительное развитие искусственного интеллекта бросает вызов традиционным государственным институтам, требуя от них интеграции новых технологий и управления сопутствующими рисками.

Конкуренция обостряется

Как отметил в своей статье основатель ИД «Бюджет» Валерий Дмитриевич Дзгоев, тематика применения ИИ в госуправлении является лишь частью большой повестки, связанной со стремительным развитием этой технологии. В конце 2024 года Президент России В. В. Путин утвердил перечень поручений по ускоренному развитию ИИ, целью которых заявлен «фундаментальный технологический переход в системе госуправления». Планируется, что к 2030 году интегральные цифровые платформы заработают в госуправлении, здравоохранении, промышленности и транспорте.

Правительства ведущих стран осознают, что лидерство в области ИИ может стать определяющим для их позиций в глобальной конкуренции. Показательно, что в первый же день своего президентства в январе 2025 года Дональд Трамп анонсировал 500-миллиардный «Проект Старгейт» для развития американской ИИ-инфраструктуры. Соперничество между США и Китаем продолжает обостряться: американские компании пока лидируют в разработке генеративного ИИ, но китайские гиганты активно пытаются их догнать. Другие игроки — Евросоюз, Россия, Индия — тоже стремятся участвовать в этой гонке, но пока отстают.

Бум ИИ

Искусственный интеллект становится ключевой технологией нового технологического уклада. Многие эксперты полагают, что его эффект превзойдет последствия интернет-бума. Уже сегодня ИИ — часть повседневности: чат-боты, голосовые помощники, умные алгоритмы и генеративный контент. По некоторым оценкам, к 2026 году доля контента, созданного ИИ, достигнет 90%. Около 42% крупных компаний уже активно внедряют ИИ, а еще 40% — экспериментируют с ним.

Проблемы применения

Как подчеркивает Валерий Дзгоев, возможности ИИ логично использовать в госуправлении, где накапливаются большие данные и есть резерв для сокращения издержек. Интеграция уже происходит: это и чат-боты для граждан, и распознавание лиц для полиции, и умные города, и диагностика заболеваний. В перспективе — предиктивная полиция, беспилотный транспорт и управление на основе готовых решений от ИИ.

Однако полноценная реализация возможностей ИИ проблематичнее, чем прошлая информатизация. В отличие от традиционного софта, ИИ — это «черный ящик»: невозможно проследить «мыслительный процесс» системы. Для госуправления, где ключевое значение имеют прозрачность и подотчетность, это большая проблема. «В некоторых случаях ИИ и вовсе принимает решения автономно», — отмечается в статье. Уже были скандалы, как в Нидерландах, где алгоритмы налоговой безосновательно отказали тысячам семей в пособиях.

Регулирование

Правительства пытаются найти баланс между поддержкой прогресса и созданием рамок для ИИ. Наиболее комплексный закон — Европейский акт об ИИ 2024 года — делает упор на предотвращение рисков: он запрещает социальный рейтинг, ограничивает криминальное профилирование, маркирует генеративный контент.

В США, как отмечается в материале, всеобъемлющего федерального законодательства об ИИ нет, подход основан на добровольных принципах. «Такой подход связан как с лоббистскими возможностями американских техногигантов, так и с опасениями по поводу усиливающегося лидерства Китая». В Китае же стремятся создать сбалансированную систему: с одной стороны, минимизировать риски, с другой — активно интегрировать ИИ во все сферы, зачастую с серьезными «допусками» в части прав граждан.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова