России нужен инновационный нацпроект: почему старые подходы не работают

08.10.2024

Сергей Морозов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике, и Валерий Дзгоев, основатель ИД «Бюджет», — о том, почему Россия отстаёт в инновационной гонке и как это исправить.

История повторяется

Попытки запуска инновационной политики в России предпринимались неоднократно — начиная с Концепции инновационной политики 1998 года. Однако ни одна из программ не была реализована полностью. По данным Счётной палаты, за 2006–2020 годы на институты развития было потрачено более 900 млрд рублей, но уровень инновационности экономики даже снизился.

Глобальный контекст

Пока Россия топчется на месте, другие страны демонстрируют впечатляющие результаты. Китай, благодаря государственной поддержке и открытости к сотрудничеству, поднялся с 29-го на 12-е место в Глобальном инновационном индексе (GII) за 2015–2023 годы. Индия за тот же период переместилась с 81-й на 40-ю позицию, Индонезия — с 85-й на 61-ю. Даже Вьетнам и Польша активно используют инновации как драйвер роста.

Россия же, занимавшая в 2015 году 48-е место в GII, к 2023 году опустилась на 51-ю строчку. Расходы на НИОКР в стране составляют всего 0,94% ВВП — катастрофически мало по сравнению с Израилем (5,56%), Кореей (4,93%) или даже Китаем (2,43%).

Почему не получается?

Авторы выделяют четыре ключевые проблемы:

1. Отсутствие системности. До сих пор нет федерального закона об инновационной деятельности, а госполитика в этой сфере фрагментарна.

2. Дефицит инновационной культуры. Руководители всех уровней не понимают, как работают региональные инновационные системы и трансфер технологий.

3. Низкая заинтересованность регионов. Главы субъектов РФ не мотивированы развивать инновации — это не входит в ключевые критерии оценки их эффективности.

4. Отсутствие единого координационного центра. Необходимо специализированное ведомство, например, переименование Минэкономразвития в Министерство экономического и инновационного развития.

5.

Что предлагается?

Главная идея — создание отдельного нацпроекта по инновационному развитию. Формат нацпроектов уже доказал эффективность в других сферах. Оптимальным решением могло бы стать переформатирование нацпроекта «Производительность труда» или его правопреемника — нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

Региональные центры компетенций (РЦК), созданные во всех субъектах РФ, уже имеют инфраструктуру, которую можно мобилизовать для решения инновационных задач.

Мнение экспертов

Альберт Бахтизин, директор ЦЭМИ РАН:

«Расчёты показывают, что двукратное увеличение инвестиций в наукоёмкие отрасли даёт 4% дополнительного прироста ВВП за пять лет».

Владимир Квинт, заведующий кафедрой МШЭ МГУ:

«Ключевую роль играет человеческий фактор. Необходимо развивать компетенции стратегических лидеров в сфере инноваций».

Елена Ленчук, руководитель направления ИЭ РАН:

«России нужна системная госполитика в области инноваций, включая создание специального органа управления и подготовку кадров».

Некоторые выводы

Без смены парадигмы и запуска комплексного нацпроекта Россия рискует окончательно отстать в глобальной инновационной гонке. Инвестиции в науку, образование и инновационную инфраструктуру — не расходы, а вложения в будущее, которые окупятся ростом экономики и благосостояния граждан.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова