Управление через промежуточные институты

06.09.2024

Ведущие научные сотрудники РАНХиГС Вячеслав Марача и Сергей Беспалов — о том, как использование промежуточных институтов может обеспечить плавную, но эффективную трансформацию экономики и государственного управления в России.

Что такое промежуточные институты?

Концепция промежуточных институтов была предложена экономистом Виктором Полтеровичем. Речь идёт о поэтапном внедрении новых институтов, когда прямое копирование успешных моделей невозможно из-за культурных, политических или ресурсных ограничений. Каждый этап такой трансформации должен соответствовать «зоне ближайшего развития» — понятию, введённому психологом Львом Выготским.

Как отмечают Вячеслав Марача и Сергей Беспалов, промежуточные институты могут выполнять три ключевые функции:

1. Поэтапное ослабление существующих ограничений для внедрения целевых институтов.

2. Создание «экспериментальных площадок» для адаптации зарубежного опыта.

3. Соединение государственно-капиталистического и конкурентно-инновационного секторов экономики через кластеры и экосистемы.

Примеры и неудачи

В России уже есть примеры промежуточных институтов: Фонд «Сколково» (в науке), НИУ ВШЭ (в образовании), упрощённый визовый режим после ЧМ-2018. Однако многие мегапроекты (например, Международный финансовый центр в Москве) не смогли реализовать свой потенциал из-за недооценки роли таких институтов.

Трёхуровневая система управления

Авторы предлагают схему управления развивающейся страной с использованием промежуточных институтов, включающую три уровня:

1. Стратегический — определение приоритетов и политико-идеологическая мобилизация.

2. (Пере)распределительный — доминирование государственно-капиталистических институтов (X-матрица по теории С. Кирдиной).

3. Рыночный — инновационный сектор с горизонтальными связями (Y-матрица).

Промежуточные институты связывают эти уровни, обеспечивая их взаимодействие. Например, цифровой Госплан может стать ключевым элементом, соединяющим стратегическое планирование с реальным распределением ресурсов.

Цифровой Госплан: новый подход

В отличие от советского Госплана, основанного на директивном планировании, цифровой Госплан предлагает строить на принципах самоорганизации и сетевого взаимодействия. Он должен объединить данные ФНС, ФТС, Казначейства и других ведомств для управления в режиме реального времени.

Сценарии для России

Согласно авторам, Россия находится в фазе «неопатримониального квазирынка» и стоит перед стратегическим выбором:

1. Радикальная трансформация — попытка скопировать западные модели управления (смена X-матрицы на Y).

2. Консолидация неопатримониализма — сохранение текущей системы как «новой нормальности».

3. Обновлённая мобилизационная система — баланс между X- и Y-матрицами на принципах солидаризма и социального сотрудничества.

Первый сценарий маловероятен, поэтому ключевой выбор — между вторым и третьим. Обновлённая мобилизационная система, в отличие от советской, должна строиться на солидаризме, а не на диктате.

Использование промежуточных институтов позволяет проводить реформы без революционных потрясений, учитывая национальные особенности и постепенно адаптируя лучшие практики. Для России это может стать путём к устойчивому развитию и модернизации без потери идентичности.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова