Управление через промежуточные институты

Ведущие научные сотрудники РАНХиГС Вячеслав Марача и Сергей Беспалов — о том, как использование промежуточных институтов может обеспечить плавную, но эффективную трансформацию экономики и государственного управления в России.

Что такое промежуточные институты?
Концепция промежуточных институтов была предложена экономистом Виктором Полтеровичем. Речь идёт о поэтапном внедрении новых институтов, когда прямое копирование успешных моделей невозможно из-за культурных, политических или ресурсных ограничений. Каждый этап такой трансформации должен соответствовать «зоне ближайшего развития» — понятию, введённому психологом Львом Выготским.

Как отмечают Вячеслав Марача и Сергей Беспалов, промежуточные институты могут выполнять три ключевые функции:
1. Поэтапное ослабление существующих ограничений для внедрения целевых институтов.
2. Создание «экспериментальных площадок» для адаптации зарубежного опыта.
3. Соединение государственно-капиталистического и конкурентно-инновационного секторов экономики через кластеры и экосистемы.
Примеры и неудачи
В России уже есть примеры промежуточных институтов: Фонд «Сколково» (в науке), НИУ ВШЭ (в образовании), упрощённый визовый режим после ЧМ-2018. Однако многие мегапроекты (например, Международный финансовый центр в Москве) не смогли реализовать свой потенциал из-за недооценки роли таких институтов.
Трёхуровневая система управления
Авторы предлагают схему управления развивающейся страной с использованием промежуточных институтов, включающую три уровня:
1. Стратегический — определение приоритетов и политико-идеологическая мобилизация.
2. (Пере)распределительный — доминирование государственно-капиталистических институтов
3. Рыночный — инновационный сектор с горизонтальными связями (Y-матрица).
Промежуточные институты связывают эти уровни, обеспечивая их взаимодействие. Например, цифровой Госплан может стать ключевым элементом, соединяющим стратегическое планирование с реальным распределением ресурсов.
Цифровой Госплан: новый подход
В отличие от советского Госплана, основанного на директивном планировании, цифровой Госплан предлагает строить на принципах самоорганизации и сетевого взаимодействия. Он должен объединить данные ФНС, ФТС, Казначейства и других ведомств для управления в режиме реального времени.
Сценарии для России
Согласно авторам, Россия находится в фазе «неопатримониального квазирынка» и стоит перед стратегическим выбором:
1. Радикальная трансформация — попытка скопировать западные модели управления (смена
2. Консолидация неопатримониализма — сохранение текущей системы как «новой нормальности».
3. Обновлённая мобилизационная система — баланс между X- и Y-матрицами на принципах солидаризма и социального сотрудничества.
Первый сценарий маловероятен, поэтому ключевой выбор — между вторым и третьим. Обновлённая мобилизационная система, в отличие от советской, должна строиться на солидаризме, а не на диктате.
Использование промежуточных институтов позволяет проводить реформы без революционных потрясений, учитывая национальные особенности и постепенно адаптируя лучшие практики. Для России это может стать путём к устойчивому развитию и модернизации без потери идентичности.