«Муравьев-Амурский 2030»: кадры для прорыва на Дальнем Востоке

07.07.2024

Программа готовит управленцев, способных реализовывать масштабные проекты в регионах ДФО, сочетая обучение, стажировки и прямое взаимодействие с наставниками из числа руководителей федерального и регионального уровня.

Спустя десятилетие после утверждения госпрограммы по развитию Дальнего Востока эксперты фиксируют системные изменения, достигнутые во многом благодаря новым инструментам управления. Как отмечают в Минвостокразвития, масштаб задач, стоящих перед макрорегионом, требует привлечения специалистов, готовых не просто работать на Дальнем Востоке, но и реализовывать амбициозные проекты. Именно для подготовки таких кадров создана образовательная программа «Муравьев-Амурский 2030».

Структура и задачи программы

Как рассказала руководитель программы Юлия Руденко, проект находится под патронажем вице-премьера Юрия Трутнева, а его запуск был анонсирован главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым на ВЭФ-2021. Реализацией занимается Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики при поддержке Школы управления Сколково, ДВФУ и Института стран Азии и Африки МГУ.

«Основными задачами программы является отбор молодых талантливых руководителей и специалистов, которые глубоко погружаются в повестку Дальнего Востока и далее интегрируются в решение конкретных задач на государственной службе и в институтах развития», — поясняет Руденко.

Обучение длится год и включает восемь выездных модулей в регионах ДФО, Москве, а с третьего потока — и в Китае. Курсанты изучают основы госуправления, экономику и историю Дальнего Востока, осваивают прикладные инструменты под руководством министров, губернаторов и ведущих экспертов.

Эволюция форматов

Второй поток программы отличался усиленной проектной работой и отраслевой экспертизой. Как отмечает Руденко, руководители компаний вроде «ДОМ.РФ» и «РусГидро» делились с участниками особенностями развития отраслей. Также была внедрена трехуровневая система стажировок: муниципальная, региональная и федеральная.

«На муниципальном уровне обучающиеся работали в формате „следования“ вместе с главами МО. Это помогло курсантам прочувствовать, что такое Дальний Восток, на личном опыте», — приводит пример руководитель программы.

Конкурс на третий поток достиг 80 человек на место, причем большинство заявок поступило от самих дальневосточников. «Это говорит о том, что развитие Дальнего Востока — это, прежде всего, дело дальневосточников», — подчеркивает Руденко.

Наставничество и реальные результаты

Ключевой элемент программы — наставничество со стороны замминистров и губернаторов, которые ставят задачи по разработке проектов развития регионов. Как отмечает Руденко, многие наработки уже внедряются на практике. Например, проект под руководством замминистра Эльвиры Нургалиевой вошел в концепцию креативных кластеров Приморья, а предложения по жилью для детей-сирот из Бурятии масштабируются на федеральный уровень.

Трудоустройство выпускников

По итогам двух потоков 66 выпускников трудоустроились на Дальнем Востоке, причем 30 из них переехали из 23 городов России. 65% работают в региональных и муниципальных органах власти, 34% — в вузах ДФО по программе «Приоритет 2030», 1% — в институтах развития.

Среди примеров — переезд Владимира Галкина из Екатеринбурга в Приморье, где он возглавил инвестиционное агентство края. Выпускник Денис Калугин из Челябинска стал первым замминистра строительства Амурской области, а Залина Талибуллина из Барнаула — замминистра развития гражданского общества Забайкалья.

Уникальность подхода

Как подчеркивает Руденко, классическая модель обучения делает акцент на передаче знаний, тогда как «Муравьев-Амурский» сочетает методологию Сколково с системой стажировок и наставничества. «Проекты здесь — не учебные задания, а реальные запросы глав регионов», — отмечает она.

По ее мнению, программа готовит новое поколение госслужащих, способных находить нестандартные решения острых проблем Дальнего Востока. «Это про людей, готовых пойти туда, где трудно, опираясь на знания, опыт и силу духа, основанную на патриотизме», — заключает Руденко.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова