Цифровая трансформация казначейства: как данные и ИИ меняют финансовые сервисы государства

IT

07.07.2024

Федеральное казначейство создало масштабную финтех-платформу, которая обслуживает госсектор, бизнес и граждан, используя искусственный интеллект, импортозамещенные решения и круглосуточные платежные сервисы.

По словам заместителя руководителя Федерального казначейства Александра Албычева, ведомство стало третьим по величине администратором доходов в стране. Только в 2023 году благодаря управлению средствами единого казначейского счета бюджетная система получила дополнительно более 600 млрд рублей. Дальнейший рост производительности возможен только за счет внедрения современных дата-ориентированных подходов и инструментов, включая искусственный интеллект.

Датацентричность и искусственный интеллект

Казначейство сегодня работает с огромными массивами данных — общий объем хранимой информации превышает 30 петабайт, ежегодно добавляется по 1,5 петабайта. Для управления этим ресурсом создан Межрегиональный центр обработки данных, а для извлечения знаний из информации — Центр искусственного интеллекта совместно с МИРЭА.

Как отмечает Албычев, актуальны как задачи классического машинного обучения для прогнозирования финансовых временных рядов, так и большие языковые модели для удобного доступа к знаниям. Среди ключевых проектов:

• Прогноз рисков неисполнения контрольных точек нацпроектов (точность до 97%);

• Прогнозирование остатков на счетах клиентов для оптимизации ликвидности;

• Система прослеживаемости бюджетных средств с автоматической семантической разметкой платежей;

• Голосовые помощники для работы с 3D-витринами в системе «Управление»;

• Автоматизация поддержки пользователей с помощью языковой модели, обученной на нормативных документах.

Импортозамещение информационных систем

Процесс перехода на отечественное ПО и инфраструктуру занял несколько лет и проводился поэтапно. Как подчеркивает Албычев, ключевыми критериями выбора решений стали: горизонтальная масштабируемость, гибкость настроек, поддержка различных типов транзакций и безопасность данных.

«Отечественное решение должно без ущерба работать на множестве небольших серверов, не предъявляя высоких требований к мощности оборудования», — отмечает он. Большинство систем уже переведено на российское ПО, а замена серверных ОС и гипервизоров планируется к 2027 году.

Платежные сервисы для граждан и государства

Одним из наиболее востребованных сервисов стала система прямых выплат на карты «Мир». Платеж занимает менее минуты, ежемесячно проводится 1,5 млн таких операций. Сервис охватывает более 160 видов выплат в сферах образования, здравоохранения, семейной политики.

Обратное направление — прием платежей в бюджет через Систему быстрых платежей (СБП). Граждане могут оплачивать начисления через ГИС ГМП с помощью QR-кодов или NFC-меток. Это не только ускоряет зачисление средств до 15 секунд, но и позволяет сэкономить до 10 млрд рублей ежегодно за счет сокращения издержек.

Электронные сертификаты

Отдельным инструментом поддержки стали электронные сертификаты, которые позволяют гражданам самостоятельно приобретать товары и услуги за счет бюджета. Изначально разработанные для технических средств реабилитации, сейчас они используются в 12 региональных программах — от продуктовой помощи до детского отдыха.

Интеграция с порталом госуслуг позволяет получать информацию о точках продаж и отслеживать состояние сертификата. Система работает как конструктор, что позволяет быстро настраивать ее под любые меры поддержки.

Федеральное казначейство продолжает развивать экосистему финансовых сервисов, делая их более быстрыми, прозрачными и доступными для всех категорий пользователей.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова