«Электронный бюджет»: проблемы данных и синхронизации

IT

11.06.2024

Счетная палата выявила противоречия в данных системы, расхождения в финансовых показателях и отсутствие единого ресурса с актуальными методиками расчёта, что затрудняет анализ реализации госпрограмм и нацпроектов.

Согласно отчету Счетной палаты РФ, подсистемы управления национальными проектами (ПУНП) и государственными программами (ПУГП) ГИИС «Электронный бюджет» минимизировали бумажный документооборот, но не обеспечили полной согласованности данных. Аудиторы обнаружили, что на 31 декабря 2022 года финансовые параметры 36 госпрограмм и 12 национальных проектов не соответствовали сводной бюджетной росписи. Такая рассинхронизация препятствует получению актуальной информации на конкретную дату.

Региональные несоответствия

Аналогичные проблемы выявлены на региональном уровне. Чаще всего отклонения касаются отражения средств муниципальных бюджетов в паспортах региональных проектов. Одной из причин является ручной режим внесения этих данных, а также различие в источниках информации: финансовые органы предоставляют данные по форме 0503117-НП, а не ответственные за реализацию проектов.

Проблемы с показателями и методиками

Счетная палата изучила 243 показателя национальных проектов, предусмотренных к достижению в 2022 году. По 58 из них в системе отсутствовали сведения об утвержденных методиках расчёта, по девяти — информация была размещена в неположенном месте, а по 176 — не указаны реквизиты актов. Данные ПУНП расходились с ГАС «Управление» по 194 показателям (79,8%). Ни одна из систем, включая ЕМИСС, не предоставляет актуальных данных о методиках, что исключает возможность их проверки.

Отсутствие связи с инициативами СЭР

В разделе «Паспорта проектов» ПУНП предусмотрена графа «Связь с инициативами социально-экономического развития», однако аудиторы констатировали, что такая связь в системе отсутствует. Для ряда федеральных проектов не указаны наименования инициатив, что затрудняет анализ их реализации.

Технические и пользовательские проблемы

Опрос пользователей выявил частые технические сбои, формулируемые как «постоянная практика работы». Регионы отметили проблему обновлений системы в отчетный период без предупреждения. В среднем федеральные органы используют три дополнительные информационные системы для работы с программами, регионы — две. Некоторые субъекты РФ разработали собственные системы, считая их более эффективными.

Аудиторы считают, что доработка ГИИС «Электронный бюджет», включая внедрение дополнительных контролей и устранение технических недостатков, позволит улучшить качество управления программами и проектами.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова