Профессиональное развитие госслужащих: инструменты, вызовы и современные подходы

06.05.2024

Эксперт РАНХиГС о ключевых принципах непрерывного обучения чиновников, цифровой трансформации образовательных процессов и преодолении формализма в наставничестве.

По словам директора Экспертно-аналитического центра ВШГУ РАНХиГС Михаила Морозова, законодательство о гражданской службе прямо закрепляет принцип профессионализма, что обязывает представителей нанимателя принимать кадровые решения исключительно на основе оценки профессионального уровня. Однако, как подчеркивает эксперт, назначение на должность — не финиш, а старт для непрерывного профессионального развития, которое становится залогом успешной карьеры.

Ресурсы и планирование: почему не только деньги решают проблему

Морозов развеивает распространенный миф о том, что низкое качество профессионального развития связано исключительно с недофинансированием. «Резкое увеличение расходов на обучение или активизация малобюджетных мероприятий сами по себе проблему не решат», — утверждает он. Гораздо важнее рациональное использование ресурсов на всех этапах — от планирования до анализа результатов. Яркие примеры успешных проектов — внутренний тренинговый центр Роструда, Институт внутренних тренеров ФНС и Ярославский корпоративный университет правительства.

Ключевыми факторами успеха эксперт называет внимание и поддержку руководителя, а также создание комфортных условий обучения — например, через разработку образовательных порталов для обучения без отрыва от службы.

Цифровизация обучения: от очных форматов к самообразованию

Онлайн-форматы, несмотря на критику за недостаток вовлеченности, активно вытесняют очные программы и особенно эффективны для организации самообразования. Как отмечает Морозов, создание современных образовательных продуктов — процесс трудоемкий и затратный, но уже сегодня работают специализированные платформы:

• Единый специализированный информационный ресурс для госслужащих с видеокурсами по приоритетным направлениям Минтруда;

• Платформа «Муниципалитеты.РФ» с Цифровым университетом муниципалитетов (более 50 курсов для органов местного самоуправления и 4000 зарегистрированных служащих).

Наставничество: преодоление формализма

Нормативное закрепление наставничества на госслужбе, по мнению эксперта, привело к излишней рутинизации процесса. Вместо формального следования инструкциям Морозов предлагает более гибкие подходы:

• Личный прием новичка руководителем госоргана (практика Липецкой области);

• Buddying — обмен опытом между молодыми специалистами;

• Включение наставничества в номинации профессиональных конкурсов (например, конкурс «Лучший наставник: 1+1» в Ярославской области).

Обмен практиками: от конкурсов до межрегиональных стажировок

Такие мероприятия, как Всероссийский конкурс лучших кадровых практик, Санкт-Петербургский международный форум труда и кадровые практикумы в Вологодской области, становятся драйверами обновления кадровой работы. Хотя участие требует расходов, возвращение сотрудников с новыми идеями окупает вложения.

«Профессиональное развитие — это не статья расходов, а инвестиция в эффективность государственного управления», — заключает Морозов.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова