
Эксперт РАНХиГС о ключевых принципах непрерывного обучения чиновников, цифровой трансформации образовательных процессов и преодолении формализма в наставничестве.
По словам директора Экспертно-аналитического центра ВШГУ РАНХиГС Михаила Морозова, законодательство о гражданской службе прямо закрепляет принцип профессионализма, что обязывает представителей нанимателя принимать кадровые решения исключительно на основе оценки профессионального уровня. Однако, как подчеркивает эксперт, назначение на должность — не финиш, а старт для непрерывного профессионального развития, которое становится залогом успешной карьеры.
Ресурсы и планирование: почему не только деньги решают проблему
Морозов развеивает распространенный миф о том, что низкое качество профессионального развития связано исключительно с недофинансированием. «Резкое увеличение расходов на обучение или активизация малобюджетных мероприятий сами по себе проблему не решат», — утверждает он. Гораздо важнее рациональное использование ресурсов на всех этапах — от планирования до анализа результатов. Яркие примеры успешных проектов — внутренний тренинговый центр Роструда, Институт внутренних тренеров ФНС и Ярославский корпоративный университет правительства.
Ключевыми факторами успеха эксперт называет внимание и поддержку руководителя, а также создание комфортных условий обучения — например, через разработку образовательных порталов для обучения без отрыва от службы.
Цифровизация обучения: от очных форматов к самообразованию
Онлайн-форматы, несмотря на критику за недостаток вовлеченности, активно вытесняют очные программы и особенно эффективны для организации самообразования. Как отмечает Морозов, создание современных образовательных продуктов — процесс трудоемкий и затратный, но уже сегодня работают специализированные платформы:
• Единый специализированный информационный ресурс для госслужащих с видеокурсами по приоритетным направлениям Минтруда;
• Платформа «Муниципалитеты.РФ» с Цифровым университетом муниципалитетов (более 50 курсов для органов местного самоуправления и 4000 зарегистрированных служащих).
Наставничество: преодоление формализма
Нормативное закрепление наставничества на госслужбе, по мнению эксперта, привело к излишней рутинизации процесса. Вместо формального следования инструкциям Морозов предлагает более гибкие подходы:
• Личный прием новичка руководителем госоргана (практика Липецкой области);
• Buddying — обмен опытом между молодыми специалистами;
• Включение наставничества в номинации профессиональных конкурсов (например, конкурс «Лучший наставник: 1+1» в Ярославской области).
Обмен практиками: от конкурсов до межрегиональных стажировок
Такие мероприятия, как Всероссийский конкурс лучших кадровых практик, Санкт-Петербургский международный форум труда и кадровые практикумы в Вологодской области, становятся драйверами обновления кадровой работы. Хотя участие требует расходов, возвращение сотрудников с новыми идеями окупает вложения.
«Профессиональное развитие — это не статья расходов, а инвестиция в эффективность государственного управления», — заключает Морозов.