Анатомия города: как создать сбалансированную стратегию развития территорий

13.03.2024

Архитектор-градостроитель Илья Заливухин, автор технологии «Анатомия города», рассказал о ключевых принципах планирования городских пространств и их влиянии на качество жизни горожан.

Градостроитель или архитектор: кто важнее для города?

По словам Заливухина, архитектор проектирует здания, а градостроитель — пространство и инфраструктуру города, определяя регламенты застройки. Идеальная модель управления, по его мнению, включает:

• главного городского планировщика (уровень вице-мэра), отвечающего за комплексное развитие;

• вице-мэра по строительству (сроки и качество);

• главного архитектора (внешний облик зданий).

«Градостроитель должен планировать развитие так, чтобы город был комфортным для жителей, удобным для бизнеса и экономичным для бюджета», — подчеркнул эксперт.

Финансирование инфраструктуры: где найти ресурсы?

Развитие транспортных и инженерных сетей требует значительных инвестиций. Заливухин отмечает, что средства могут быть не только бюджетными, но и кредитными, при условии тщательного просчета эффективности. Пример — платные скоростные дороги, которые уже реализованы в России. «Бизнес охотно вкладывается в экономически эффективные проекты», — добавил он.

Точки роста: как стратегия развития влияет на бюджет

Системное планирование, основанное на мастер-планах, напрямую влияет на благосостояние горожан и бюджеты. Снижение времени в пути экономит семейные расходы, оптимизация сетей уменьшает тарифы, а качественная инфраструктура привлекает инвестиции. Критикуя практику застройки окраин, Заливухин предложил альтернативу: увеличение плотности центральных районов с развитой инфраструктурой, что снижает нагрузку на транспорт и коммунальные сети.

Технология «Анатомия города»: принципы и примеры

Методология Заливухина рассматривает город как живой организм:

• жители — «душа и энергия»;

• социальная сфера — основная функция;

• инженерная инфраструктура — «внутренние органы»;

• транспорт — «скелет»;

• управление — «мозг и нервная система».

Технология уже реализована в Москве (МЦД, МСД), Череповце, Обнинске и Наро-Фоминске. Например, в центре Владивостока, Екатеринбурга и Краснодара новые проекты позволяют жителям отказаться от личного авто благодаря пешеходной доступности объектов.

Агломерации: необходимость законодательного регулирования

Заливухин выделил перспективные агломерации — Махачкалинскую и Владивостокскую, построенные на торгово-транспортных связях. Однако отсутствие федерального закона об агломерациях приводит к дисбалансу в развитии. Эксперт призвал узаконить статус агломераций, определить состав мастер-планов и решить вопросы тарифов, бюджетного финансирования и межмуниципального взаимодействия.

«Любите свои города, делайте их лучше! — заключил Заливухин. — Профессионалы помогут создать эффективные мастер-планы, чтобы средства на инфраструктуру использовались с максимальной отдачей».

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова