
Архитектор-градостроитель Илья Заливухин, автор технологии «Анатомия города», рассказал о ключевых принципах планирования городских пространств и их влиянии на качество жизни горожан.
Градостроитель или архитектор: кто важнее для города?
По словам Заливухина, архитектор проектирует здания, а градостроитель — пространство и инфраструктуру города, определяя регламенты застройки. Идеальная модель управления, по его мнению, включает:
• главного городского планировщика (уровень вице-мэра), отвечающего за комплексное развитие;
• вице-мэра по строительству (сроки и качество);
• главного архитектора (внешний облик зданий).
«Градостроитель должен планировать развитие так, чтобы город был комфортным для жителей, удобным для бизнеса и экономичным для бюджета», — подчеркнул эксперт.
Финансирование инфраструктуры: где найти ресурсы?
Развитие транспортных и инженерных сетей требует значительных инвестиций. Заливухин отмечает, что средства могут быть не только бюджетными, но и кредитными, при условии тщательного просчета эффективности. Пример — платные скоростные дороги, которые уже реализованы в России. «Бизнес охотно вкладывается в экономически эффективные проекты», — добавил он.
Точки роста: как стратегия развития влияет на бюджет
Системное планирование, основанное на мастер-планах, напрямую влияет на благосостояние горожан и бюджеты. Снижение времени в пути экономит семейные расходы, оптимизация сетей уменьшает тарифы, а качественная инфраструктура привлекает инвестиции. Критикуя практику застройки окраин, Заливухин предложил альтернативу: увеличение плотности центральных районов с развитой инфраструктурой, что снижает нагрузку на транспорт и коммунальные сети.
Технология «Анатомия города»: принципы и примеры
Методология Заливухина рассматривает город как живой организм:
• жители — «душа и энергия»;
• социальная сфера — основная функция;
• инженерная инфраструктура — «внутренние органы»;
• транспорт — «скелет»;
• управление — «мозг и нервная система».
Технология уже реализована в Москве (МЦД, МСД), Череповце, Обнинске и Наро-Фоминске. Например, в центре Владивостока, Екатеринбурга и Краснодара новые проекты позволяют жителям отказаться от личного авто благодаря пешеходной доступности объектов.
Агломерации: необходимость законодательного регулирования
Заливухин выделил перспективные агломерации — Махачкалинскую и Владивостокскую, построенные на торгово-транспортных связях. Однако отсутствие федерального закона об агломерациях приводит к дисбалансу в развитии. Эксперт призвал узаконить статус агломераций, определить состав мастер-планов и решить вопросы тарифов, бюджетного финансирования и межмуниципального взаимодействия.
«Любите свои города, делайте их лучше! — заключил Заливухин. — Профессионалы помогут создать эффективные мастер-планы, чтобы средства на инфраструктуру использовались с максимальной отдачей».