Искусственный интеллект в образовании: зачем нужен человек в эпоху нейросетей

13.03.2024

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Евгеньевич Прокофьев рассказал о месте ИИ в учебном процессе и рисках, которые несет его бесконтрольное использование.

Запретить нельзя, разрешить

По словам Прокофьева, запрещать ИИ в образовании бессмысленно — научно-технический прогресс объективен и неизбежен. Вместо запретов необходимо изучать технологии, оценивать их и адаптировать учебный процесс. Как отметил ректор, более 70% студентов и аспирантов Финансового университета уже используют ИИ для написания работ и подготовки презентаций.

Эксперименты университета показали, что нейросети успешно справляются с систематизацией существующих знаний, но слабы в генерации инновационных решений. «Чем более инновационные задачи мы ставим, тем меньше ИИ способен на них ответить», — подчеркнул Прокофьев. Это означает, что учебные задания должны включать творческий компонент, требующий включения естественного интеллекта.

Риски и ограничения

Ректор выделил три ключевых риска использования ИИ:

1. Академическая недостоверность — нейросети часто опираются на некорректные исходные данные.

2. Непредсказуемость — ИИ остается «черным ящиком» даже для специалистов.

3. Кибербезопасность — возможна утечка персональных и конфиденциальных данных.

Прокофьев выразил уважение к коллегам из МГПУ и САФУ, легализовавшим использование ИИ, но раскритиковал идею количественного регулирования (например, лимит в 40% текста от нейросети). По его мнению, системы вроде «Антиплагиата» всегда будут отставать от новых технологий рерайта.

Роль преподавателя и будущее образования

Искусственный интеллект, считает Прокофьев, должен оставаться вспомогательным инструментом — для обработки данных и подготовки обзоров. Главная задача образования — развитие критического мышления, которое недоступно ИИ. Также необходимо внедрять новые форматы работ, такие как стартапы вместо традиционных ВКР.

«Преподаватель в России — это не транслятор знаний, а личность, формирующая мировоззрение студентов», — заявил ректор. Он отверг прогнозы о замене педагогов «аватарами» и отметил, что Финансовый университет уже обучил более 1000 преподавателей работе с новыми технологиями. До конца года планируется подготовить еще 2500 специалистов.

«Искусственный интеллект — это будущее, но не наше все», — заключил Прокофьев, напомнив, что подобные тревоги сопровождали появление кино, телевидения и интернета, но традиционные форматы нашли свое место.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова