Социальный заказ как катализатор школьного туризма

12.02.2024

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России Вероника Сергеева рассказала о том, как новый финансовый инструмент — социальный заказ — помог перезапустить федеральный проект по детскому туризму, сделав его более адресным, прозрачным и эффективным.

От субсидий — к социальному заказу

Как отметила Вероника Сергеева, в 2021 году совместно с Ростуризмом было принято решение об изменении механизма реализации федерального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Вместо прямых субсидий туроператорам был внедрен инструмент социального заказа, который предполагает не просто доведение средств, но и обязательное достижение измеряемого социального эффекта.

«Социальный заказ стал тем инструментом, который предполагает наличие не только технологии доведения бюджетных средств и мониторинг достижения результата, но и доказанность эффекта от предоставления финансирования», — подчеркивает Сергеева. Это потребовало концептуальной перестройки — перехода от работы одного ведомства к сложной многосубъектной модели с четкими целями для каждого участника.

Многоуровневая модель взаимодействия

Основой новой системы, как пояснила представитель Минфина, стала детально проработанная модель взаимодействия. В нее вошли федеральные органы (Ростуризм, Минпросвещения, Минфин), региональные власти, туроператоры, образовательные организации, родители и сами школьники. Для каждого были определены полномочия, целевые показатели и инструменты работы.

Ключевым элементом стал социальный сертификат, который предоставлялся школьникам и позволял выбрать турпродукт на специализированной платформе. Финансирование же шло в регионы в виде межбюджетных трансфертов на софинансирование этих сертификатов.

Практическая реализация в регионах

В 2022 году пилотный проект стартовал в 18 субъектах РФ. Минфин России обеспечил методологическое сопровождение, доработал систему «Электронный бюджет» для учета социальных заказов, а Ростуризм и Минпросвещения сформировали требования к турам и стандарты безопасности.

«Равенство условий деятельности туроператоров достигалось использованием нормативных затрат на организацию тура», — отметила Вероника Сергеева. Важную роль сыграли общественные палаты и диалоговые площадки в регионах, которые обеспечивали обратную связь и помогали разрешать спорные вопросы.

Измеримые результаты и эффекты

Проект показал впечатляющие результаты. В 2022 году 100 тысяч школьников из 3,9 тысяч школ приняли участие в 840 турах. В 2023 году география расширилась до 28 регионов, а количество участников выросло до 200 тысяч школьников из 5,9 тысяч школ. Количество туроператоров в реестре исполнителей увеличилось на 75,7%.

Помимо прямых результатов, проект дал значительные дополнительные эффекты: снизил сезонность в туризме, поддержал малый бизнес, способствовал патриотическому и профориентационному воспитанию школьников. В ряде регионов отмечается рост доли туриндустрии в ВРП.

Признание на всех уровнях

Отзывы участников — педагогов, родителей и детей — подтверждают успех инициативы. «Организовано было все отлично, никаких накладок и сбоев», — цитирует статья отзыв представителя школы из Барнаула. Родители из Красноярского края отмечают: «Очень хорошо все организовано. Питание, проживание, экскурсии».

Как резюмирует Вероника Сергеева, применение социального заказа позволило не только достичь плановых показателей федерального проекта, но и доказательно повысить эффективность бюджетных расходов, оправдав передачу полномочий регионам.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова