«Опорные населенные пункты»: новый приоритет пространственного развития или источник противоречий?

Советник государственной службы РФ Александр Дементьев и депутат Госдумы Михаил Матвеев анализируют внедрение концепции «опорных населенных пунктов» в стратегическое планирование и выявляют её противоречия с основами национальной безопасности и задачами комплексного развития территорий.

Михаил Николаевич Матвеев
Зарождение новой концепции
Как отмечают эксперты, термин «опорный населенный пункт» (ОНП), ранее характерный преимущественно для военной науки, в 2021 году начал активно использоваться в документах стратегического планирования Правительства РФ. Он был включен в Стратегию пространственного развития, госпрограмму «Комплексное развитие сельских территорий» и другие ключевые документы. «В документах Правительства РФ агломерации и опорные населенные пункты определены как приоритетные направления пространственного развития Российской Федерации», — констатируют авторы.
Противоречие с национальными приоритетами
Однако, как подчеркивают Дементьев и Матвеев, эта концепция вступает в противоречие с основами государственной политики, заложенными в Стратегии национальной безопасности (утверждена Указом Президента № 400). Этот документ предписывает создание комфортной среды для проживания «во всех населенных пунктах», а не только в избранных, преодоление гиперконцентрации населения в столичных агломерациях и обеспечение развития малых городов и сельских территорий.
«К сожалению, почти через полгода после утверждения Президентом РФ новой редакции стратегии национальной безопасности в стратегию пространственного развития со ссылкой на указ № 400 были внесены дополнения, которые не соответствуют основополагающим установкам», — указывают эксперты. Вместо деконцентрации приоритетом по-прежнему остается развитие крупных агломераций, а концепция ОНП фокусируется на точечном развитии, а не на равномерном охвате всех территорий.
Проблемы доступности и финансирования
На практике, как показывают авторы, концепция сталкивается с серьезными проблемами. Из примерно 120 тысяч населенных пунктов России статус опорных получили около 1,8 тысячи. Для миллионов жителей, особенно в удаленных и труднодоступных районах, объекты социальной инфраструктуры в ОНП остаются недостижимыми даже при условии наличия дорог.
Ключевыми нерешенными вопросами остаются:
· Как обеспечить доступность минимальной инфраструктуры для большинства сельских населенных пунктов, удаленных от ОНП?
· Как преодолеть концентрацию экономической деятельности и населения в столичных агломерациях?
Кроме того, концепция не имеет прочной законодательной базы: термин отсутствует в федеральных законах, включая Градостроительный кодекс, что не позволяет системно реализовывать соответствующие планы. Не проработан и финансовый механизм: существующие инструменты поддержки точечных проектов не подходят для масштабного развития почти 1800 ОНП.
Авторы приходят к выводу, что без интеграции концепции в федеральное законодательство, разработки адекватных финансовых механизмов и приведения её в соответствие со Стратегией национальной безопасности, «идеология опорных населенных пунктов» рискует остаться декларацией, усиливающей дисбаланс в пространственном развитии страны, а не решающей его.