
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев рассказал о ключевых трендах и вызовах в цифровизации государственного управления, главным из которых стало снижение ИТ-бюджетов при сохранении амбициозных планов по трансформации.
Снижение расходов и растущий разрыв
Как отметил министр, несмотря на высокие темпы цифровизации и увеличение количества полностью цифровых госуслуг, совокупный ИТ-бюджет федеральных органов власти и регионов (за исключением Москвы) системно снижается. «У нас супермасштабные, амбициозные планы по цифровизации органов власти, есть хорошие результаты, но расходы при этом уменьшаются», — констатировал Шадаев.
Это привело к росту разрыва между лидерами цифровизации, обладающими ресурсами и компетенциями, и отстающими регионами. «Единственное окно возможностей, чтобы сократить разрыв между лидерами и отстающими, — это платформизация», — заявил глава Минцифры.
Платформа «ГосТех» как решение
По словам Шадаева, платформизация на базе ЕЦП «ГосТех» позволяет уйти от «лоскутной автоматизации» к использованию облачных сервисов с максимальным коэффициентом переиспользования. Наибольший эффект от этого получат регионы и муниципалитеты, которые выполняют типовые функции, но не имеют достаточных ресурсов для развития собственных систем.
Минцифры предлагает модель, при которой «Ростелеком» как генеральный исполнитель сосредоточится на поддержке ядра платформы, а внедрение и настройку решений будут осуществлять региональные интеграторы, выбранные субъектами РФ. Тарифная политика при этом будет единой, а стоимость будет зависеть от количества пользователей и объема ресурсов.
Приоритеты и импортозамещение
Ключевой задачей цифровизации госуправления стало создание на «ГосТехе» переиспользуемых региональных сервисов. Минцифры определило десять базовых направлений: налоги, гранты, кредиты, отсрочка, госзакупки, импорт, продвижение, ипотека, проверки и контрсанкции. К концу 2025 года планируется по два-три пилотных внедрения по каждому направлению.
Шадаев также затронул тему импортозамещения ПО, отметив, что сегмент пользовательских привычек является самым сложным. Только 14% работодателей рассматривают переход на российские аналоги Microsoft Office. «Менять модель пользовательского поведения — самое сложное, это займет